Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольный.






На сегодня осуществление контроля за нарушением прав человека малоэффективно.

Расследование таких случаев силами правоохранительных органов, как правило, является неэффективным ввиду феномена «чести мундира» и незаинтересованности руководства в выявлении большого количества фактов нарушения прав человека. Расследование жалоб органами прокуратуры или выяснение судом обстоятельств относительно нарушений прав человека сотрудниками ОВД, СБУ также, как показывает практика, является бесперспективным.

Осуществление общественного контроля, в частности, со стороны Общественных советов по правам человека может дать соответствующий эффект, когда в результатах такого контроля будут заинтересованы как активные члены Общественного совета, так и непосредственно начальник соответствующего управления внутренних дел. Вместе с тем эффективность Общественного совета в значительной степени зависит от ее состава.

Таким образом, изменения, которые должны состояться в деятельности правоохранительных органов, должны быть направленными на то, чтобы нарушать права человека было невыгодно. Каждое сообщение о нарушении прав человека со стороны правоохранителей должно немедленно и эффективно расследованы, а виновные, в частности, в том случае, когда такие действия составляют преступление, понести соответствующее наказание.

Поэтому эффективное обеспечение прав и свобод человека правоохранителями зависит от уровня соблюдения их персоналом законности и служебной дисциплины, которые обеспечивают надлежащую организованность и готовность сотрудников к быстрым и решительным действиям по охране правопорядка, общественной безопасности, борьбы с преступностью и является залогом повышения авторитета и престижа этих органов.

Вышеизложенное невозможно без разработки научно-обоснованной концепции отбора, подготовки и переподготовки персонала, которые бы предусматривали требования к кадровому составу и к личности сотрудников.

Содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительной деятельности.

Правосудие как вид государственной деятельности, призванной обеспечить справедливость в отношении тех, чьи права и интересы оно затрагивает, базируется на правовых и нравственных началах. Законность и нравственность в правосудии, в деятельности правоохранительных органов находятся в неразрывном единстве. Правосудие, не связанное законом, не отвечающее требованиям права, вообще немыслимо.

Правосудие — суд по праву, справедливости. Но сам закон должен отвечать требованиям нравственности, а его применение правоохранителями не должно противоречить нравственным нормам. Формальное применение закона вопреки требованиям справедливости извращает саму идею правосудия.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, содержит ряд принципиальных требований к организации правосудия, которые с полным основанием можно отнести к числу общечеловеческих правовых ценностей. Одновременно они воплощают и нравственные требования, общепризнанные нравственные ценности, отражают важнейшие этические категории. Гуманизм, справедливость, защита достоинства человека характеризуют нормы этого важнейшего документа ООН.

Ст. 1 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Ст. 5 запрещает подвергать кого бы то ни было пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

В ст. 7 говорится, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

Ст. 11 провозглашает презумпцию невиновности, принцип гласности судебного разбирательства с обеспечением всех возможностей для защиты.

Ст. 12 гласит, что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

В ст. 29 определяется, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Другой важнейший документ ООН —Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года воспроизводит, развивает и конкретизирует положения Всеобщей декларации прав человека, в том числе и относящиеся к области прав в сфере правосудия.

Для уголовного процесса существенное значение имеют положения Пакта о процессуальных гарантиях личности.

Ст. 9 Пакта провозглашает право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность и запрещает произвольный арест или содержание под стражей. Каждому арестованному сообщается о причине его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявляемое ему обвинение. Каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке доставляется к судье или к другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение. Содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий явки на суд, явки на судебное разбирательство в любой другой стадии и, в случае необходимости, явки для исполнения приговора.

Каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно.

Каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой.

Приведенные нормы, предоставляя каждому человеку гарантии против произвольного стеснения свободы и личной неприкосновенности, делает судебную власть гарантом неприкосновенности личности.

Ст. 10 Пакта обязывает гуманно обращаться со всеми лицами, лишенными свободы, и уважать их достоинство, присущее человеческой личности.

Ст. 14 провозглашает равенство всех лиц перед судами и трибуналами. Она устанавливает право каждого при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения на справедливое и публичное разбирательство его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Ограничения гласности судебного разбирательства могут иметь место, в частности, " по соображениям морали или когда того требуют интересы частной жизни сторон". Однако любое судебное постановление по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным, " за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается опеки над детьми".

В ст. 14 Пакта содержатся формулировка презумпции невиновности, а также перечень процессуальных гарантий, которые как минимум должны предоставляться каждому обвиняемому в преступлении на основе полного равенства. К их числу относятся, в частности, право знать характер и основания предъявляемого обвинения, о чем лицо должно уведомляться " в срочном порядке и подробно" на языке, который оно понимает; быть судимым без неоправданной задержки; право иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником; быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника; допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены; не быть принуждаемым к даче показаний против себя самого или к признанию себя виновным; пользоваться бесплатной помощью переводчика; при отсутствии достаточных средств пользоваться безвозмездно помощью защитника. Каждый осужденный за какое-либо преступление имеет право на пересмотр его осуждения и приговора вышестоящей судебной инстанцией согласно закону. Никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны.

Ст. 15 Пакта устанавливает принцип уголовного права— " нет преступления без закона" — и положение об обратной силе уголовного закона; смягчающего ответственность, а ст. 17 воспроизводит ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, цитированную выше.

Международный пакт о гражданских и политических правах, таким образом, развивая идеи гуманизма и справедливости применительно к производству по уголовным делам, устанавливает конкретные процессуальные гарантии личности, которые как минимум должны быть воплощены в национальном законодательстве членов мирового сообщества.

В конституционном законодательстве Украины при регулировании основ организации и деятельности судебной власти гуманные идеи нормативных актов мирового сообщества, отражающие общечеловеческие нравственно-правовые ценности, находят более или менее полное воплощение. Именно конституционное законодательство, как правило, формулирует принципы правосудия и правоохранительной деятельности.

Одна из ключевых статей Конституции Украины — ст. 3, помещенная в первом разделе, где определяются основы конституционного строя, гласит: " Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства". Здесь мы имеем дело с формулировкой принципа гуманизма, выраженной в праве на высшем, конституционном уровне. Эта конституционная норма, воспроизводящая этический принцип, обязывает прежде всего последовательно реализовать идею гуманизма во всем законодательстве, начиная с самой Конституции. Гуманизм, человеколюбие должны пронизывать все отрасли права. Все, что не соответствует признанию человека высшей ценностью, должно быть устранено из отраслевого законодательства, какую бы область общественной жизни оно ни регулировало.

Гуманизм — ведущий принцип правоприменительной деятельности. Государство, его органы обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Правосудие, деятельность судебной власти, правоохранительной деятельности должны соответствовать принципу гуманизма. Процессуальное законодательство призвано создавать такой порядок судопроизводства, который обеспечивал бы защиту человека от правонарушений, в том числе от преступлений, восстановление нарушенных прав, охрану чести, достоинства, репутации честных людей. В то же время и те, кто подозревается или обвиняется в правонарушениях, преступлениях, должны быть ограждены от необоснованных обвинений и тем более необоснованного осуждения. Их свободы, права и законные интересы должны быть ограждены должным образом от необоснованного стеснения или нарушения, их человеческое достоинство не должно унижаться.

Гуманизм права и правопорядка в Украине ярко выражает второй раздел Конституции — " Права и свободы и обязанности человека и гражданина".

Ст. 9 Конституции фиксирует, что в Украине признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Права и свободы обеспечиваются правосудием.

Регулируя начала правосудия, Конституция Украины фиксирует их демократическое содержание, отражая требования справедливости и гуманности.

Важнейшая этическая категория — категория справедливости означает прежде всего требование равенства между людьми. Ст. 24 Конституции провозглашает: " Все равны перед законом и судом". Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В ряде конституционных норм гарантируется охрана жизни, чести, достоинства человека, личная неприкосновенность, неприкосновенность жилища, охрана частной жизни — важнейших благ, защита которых предусматривается документами мирового сообщества. При этом во многих случаях их гарантом является судебная власть.

Ст. 27 Конституции устанавливает: каждый имеет право на жизнь.

Ст. 28 Конституции посвящена охране достоинства человека. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Так же устанавливается право каждого на защиту чести и достоинства.

В соответствии со ст. 29 Конституции каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 72 часов.

Право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну устанавливает ст. 30 Конституции, а ст. 32 запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

Ст. 31 Конституции устанавливает право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Ст. 30 Конституции гласит: " Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения".

Раздел 8 Конституции устанавливает демократические принципы организации и деятельности судебной власти: осуществление правосудия только судом; независимость судей и подчинение их только Конституции и закону; несменяемость судей; неприкосновенность судей; гласность суда; состязательность.

Конституция Украины 1996 года, расширив круг прав и свобод человека, восприняв важнейшие положения международно-правовых актов, воплощающих общепризнанные нравственно-правовые ценности, и усилив судебные гарантии личности, основных человеческих благ, существенно усовершенствовала основы права, его нравственный потенциал.


Заключение.

КАЖДЫЙ, КТО ПОДВЕРГНУТ ЗАДЕРЖАНИЮ, АРЕСТУ ИЛИ ЗАКЛЮЧЕНИЮ:

•Имеет право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности.

•Не должен подвергаться насилию, угрозам или таким методам дознания, которые нарушают его способность принимать решения или выносить суждения.

•Не может быть принужден к признанию, какому-либо иному изобличению самого себя или даче показаний против любого другого.

•Имеет право отказаться от показаний, полученных путем насилия, угроз, незаконных действий имеет право защищать себя всеми способами, не запрещенными законом.

•Не должен находиться в таких условиях, которые ставят под угрозу его жизнь и здоровье.

•Имеет право на предъявление жалобы и ее рассмотрение компетентными властями.

 

ЧЕЛОВЕК, ПОДВЕРГНУТЫЙ ЗАДЕРЖАНИЮ, АРЕСТУ ИЛИ ЗАКЛЮЧЕНИЮ В КАКОЙ БЫ ТО НИ БЫЛО ФОРМЕ, ОГРАНИЧЕН В СВОБОДЕ, НО НЕ ЛИШЕН ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ ПРАВ, ПОЭТОМУ ГОСУДАРСТВО ОБЯЗАНО СОЗДАТЬ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ УВАЖЕНИЯ ЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА.

Литература:

1. Конституция Украины, 28.06.96г.

2. Об адвокатуре, Закон Украины от 19.12.92г.

3. О милиции, Закон Украины от 20.12.90г.

4. О прокуратуре, Закон Украины от 05.11.91г.

5. О нотариате, Закон Украины от 02.09.93г.

6. О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине, Закон Украины от 26.01.93г.

7. О государственной налоговой службе в Украине, Закон Украины от 04.12.90г.

8. О Государственной таможенной службе Украины, закон Украины от 29.11.96г.

9. О Государственной пограничной службе Украины, Закон Украины от 03.04.03г.

 

Негодченко А.В. Проблемы использования зарубежного опыта в деятельности органов внутренних дел Украины по защите прав и свобод человека // Проблемы развития образования, юридической науки и практики: Матер. науч.-практ. конф., посв. 45-летию Академии МВД Республики Беларусь (Минск, 24-25 марта 2003 г.). – Мн., 2003. – С. 39-46.

 

Негодченко О.В. Організаційні особливості захисту прав та свобод людини органами внутрішніх справ України // Вісн. Запорізьк. юрид. ін-ту. – 2003.– № 1. – С. 6-13.

 

Наливайко О.І. Функціональне призначення права у процесі захисту прав людини // Наук. вісн. Юрид. акад. Мін-ва внутр. справ. – 2002. – № 1. – С. 57-64.

 

Комзюк А.Т. Адміністративний примус в правоохоронній діяльності: Автореф. … дис. д-ра юрид. наук. – Х.: Нац. ун-т внутр. справ, 2002. – 37 с.

 

 

Крылов В.С. Полиция Великобритании. Основные черты организации и деятельности: Учеб пособ. – М.: МВШ МВД СССР, 1974. – 76 с.

 

Матюхіна Н.П. Управління поліцією зарубіжних країн: сучасні підходи та ключові поняття. - X.: Гриф, 2006. - 301 с.

 

Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Российский закон о милиции. – М.: Малое изд.-правовое предприятие «Вердикт», 1992. – 174с.

 

Лысенков С.Л. Формы правового регулирования деятельности ОВД по обеспечению реализации конституционных прав и свобод советских граждан. – К.: НИ и РИО КВШ МВД СССР, 1981. – 64 с.

 

Негодченко О.В. Організаційні особливості захисту прав та свобод людини органами внутрішніх справ України // Вісн. Запорізьк. юрид. ін-ту. – 2003.– № 1. – С. 6-13.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.