Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I 1 р ф






П п

— Если так, пусть появится золотая рыбка. Хотя бы без Фп, без хвоста.

— А зачем вам золотая рыбка? Пушкин убедительно показал, что из контактов с ней ничего хорошего не получится. Давайте лучше исполь­зуем этот метод для решения изобретательской задачи.


Три минуты на ознакомление с условиями задачи. Я специально тороплю, чтобы задачу не стали решать другим методом.

— Сначала сформулируем исходную ситуацию Ф. Как бы вы реши­
ли задачу, если бы у вас была золотая рыбка? Шум, крики.

Староста говорит:

— Ладно, сформулирую общую мысль. Мы потребовали бы, чтобы первое контрольное сечение, назовем его сечением № 1, само доложило, что в таком-то месте есть такое-то отклонение от заданного размера. Потом следующее сечение... Можно еще проще. Допустим, у меня чер­теж изделия, вид сверху. И на нем концентрической окружностью пока­зано сечение Ш 1. Так вот, я хочу, чтобы на этом чертеже сама собой возникла окружность, соответствующая фактическим размерам.

— Прекрасно. Это исходная ситуация Ф. Что и пей соответствует реальному компоненту Ptl

— У нас есть чертеж. Это реально.

— Вычтем Р из Ф и получим Ф: на чертеже нет линии, соответ­ствующей фантастическим размерам сечения № 1, а мы хотим, чтобы эта линия там была.

Кто-то ехидно замечает:

— Рыбак есть, нет золотой рыбки...

— Пойдем дальше. Что в ситуации Ф1 можно считать Р2 и Ф2?

— Сечение № 1 существует в изделии, наверное, это и есть реаль­ность Р2. Сечение вообще существует, но не переходит на чертеж, не фик­сируется. Золотая рыбка где-то есть, но она не приплывает на наш крик.

— Отлично! Значит, Ф2 — переход сечения № 1 с изделия на конт­рольный чертеж.

— Нет. Перейти оно может. Поставим сверху зеркало и в нем отра­зятся все сечения, вся внутренняя поверхность изделия. Дело не в пере­ходе. Сечение № 1 не может выделиться, оно не отличается от соседних сечений.

— Не возражаю. Мы сделали еще один шаг: установили, что опе­рация перехода Ф2 состоит из выделения Ф3 и отражения Р3, фиксации на чем-то. Выходит, все дело в том, чтобы сечение № 1 как-то выдели­лось среди других сечений.

— Покрасить надо.

— Не пойдет, — возражает староста. — Линия не имеет толщины, нечего красить. Хотя... можно покрасить по одну сторону сечения одним цветом, а по другую — другим. Как на красно-синем карандаше. Но это тупик. Как мы будем красить? Чтобы красить, нужно выделить эту ли­нию, а чтобы выделить, надо покрасить... Тупик.

— Почему? Это не тупик, а ситуация Ф4: надо, чтобы изделие вдруг само окрасилось точно по уровню сечения № 1. Здесь тоже есть Р и Ф. Покрасить мы можем (намажем краской — и все), это реальность Р. А точно покрасить мы не можем, это пока фантазия Ф$.

— Кажется, есть идея!


668 Тема 21. Психология воображения

Рис.4

Пора бы, подумал я. Ведь золотая рыбка уже появилась...

— Есть такая идея: опустить изделие в ванну с краской. Горизон­тальная поверхность краски отметит сечение № 1. Потом опустить глуб­же, получим сечение № 2. И так далее. Остается зафиксировать эти се­чения в зеркале или на фотопластинке.

Снова шум, обговаривают конструкцию. Как расположить аппарат, что взять вместо краски, как сравнить полученный снимок с конт­рольным. Задача решена, ответ совпадает с изобретением по авторскому свидетельству № 180 829. Именно так решили эту задачу изобретатели В.Коротков, Л.Никольский и В.Шпаков.

Не знаю, сколько времени они потратили на поиски изобретения, у нас ушло менее получаса. До конца занятия еще шесть минут, и я ус­певаю подвести итоги и дать домашнее задание.

Мы еще порешаем с десяток таких задач. Отшлифуется умение превращать техническую задачу в фантастическую ситуацию Ф и стро­ить цепь Ф; Ф2ФчФ4 —... А на сегодня хватит. Сегодня мы хо­рошо поработали.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.