Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воображение и творчество






Воображение играет существенную роль в каждом творческом про­цессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Вся­кое художественное произведение, достойное этого имени, имеет идейное содержание, но в отличие от научного трактата оно выражает его в кон­кретно-образной форме. Если художник вынужден вывести идею своего произведения в абстрактных формулах, так, что идейное содержание художественного произведения выступает наряду с его образами, не по­лучая адекватного и достаточно яркого выражения внутри их, его про­изведение теряет свою художественность. Наглядно-образное содержание художественного произведения и только оно должно быть носителем его идейного содержания. Сущность художественного воображения заключа­ется прежде всего в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания. Особая мощь худо­жественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситу­ацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требова­ний жизненной реальности.

В корне ошибочным является то представление, что чем причуд­ливее и диковиннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует. Воображение Льва Толстого не слабее, чем воображение Эдгара По. Это лишь иное воображение. Для того чтобы создать новые образы и нарисовать на большом полотне широкую картину, максималь­но соблюдая, условия объективной действительности, нужны особая ори­гинальность, пластичность и творческая самостоятельность воображе­ния. Чем реалистичнее художественное произведение, чем строже в нем соблюдается жизненная реальность, тем более мощным должно быть во-

1 Рубинштейн CJI, Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. I. С. 351-369.



Тема 21. Психология воображения


ображение, чтобы сделать наглядно-образное содержание, которым оперирует художник, пластическим выражением его художественного замысла.

Соблюдение жизненной реальности не означает, конечно, фотогра­фического воспроизведения или копирования непосредственно вос­принятого. Непосредственно данное, как оно обычно воспринимается в повседневном опыте, по большей части случайно; в нем далеко не всегда выделяется характерное, существенное содержание, определяющее инди­видуальное лицо человека, события, явления. Настоящий художник не только располагает техникой, необходимой для того, чтобы изобразить то, что он видит, но он и видит по-иному, чем художественно невосприимчи­вый человек. И задача художественного произведения — показать другим то, что видит художник, с такой пластичностью, чтобы это увидели и дру­гие. Так, написанный настоящим художником портрет Анны Карениной впервые открыл Вронскому то самое милое ее выражение, которое, как казалось Вронскому после того, как он увидел портрет, он всегда в ней знал и любил, хотя на самом деле он лишь благодаря портрету впервые его действительно увидал.

Нельзя лучше выразить, в чем заключается сущность худо­жественного творчества. Даже в портрете художник не фотографирует, не воспроизводит, а преобразует воспринимаемое. Суть этого преобразования заключается в том, что оно не удаляется, а приближается к действитель­ности, что оно как бы снимает с нее случайные наслоения и внешние по­кровы. В результате глубже и вернее выявляется ее основной рисунок. Продукт такого воображения дает часто по существу более верную, глубо­кую, более адекватную картину или образ действительности, чем это в со­стоянии сделать фотографирующее воспроизведение непосредственно дан­ного. <...>

Отойти от действительности, чтобы проникнуть в нее, —• такова ло­гика творческого воображения. Она характеризует существенную сторо­ну художественного творчества.

Не менее необходимо воображение — в других формах — в научном творчестве.

Еще великий английский химик XVIII в. Дж.Пристли, открывший кислород, утверждал, что действительно великие открытия, до которых «никогда не додумался бы рассудительный медлительный и трусливый ум», способны делать лишь ученые, которые «дают полный простор сво­ему воображению». Т.Рибо склонен был даже утверждать, что если мы «подведем итоги количеству воображения, затраченному и воплощенно­му, с одной стороны — в области художественного творчества, а с дру­гой — в технических и механических изобретениях, то мы найдем, что второй значительно больше первого».

Рибо Т. Творческое воображение. М., 1901.


Участвуя вместе с мышлением в процессе научного творчества, во­ображение выполняет в нем специфическую функцию, отличную от той, которую выполняет в нем мышление. Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению. И только поскольку твор­чество, открытие нового совершается благодаря преобразованию нагляд­но-образного содержания, оно может быть отнесено за счет воображения. В реальном мыслительном процессе в единстве с понятием в той или иной мере, в той или иной форме участвует и наглядный образ. Но образное содержание восприятия и представление памяти, воспроизводящее это содержание, иногда не дает достаточных опорных точек для разрешения встающей перед мышлением проблемы. Иногда нужно преобразовать наглядное содержание для того, чтобы продвинуть разрешение проблемы; тогда воображение вступает в свои права.

Очень рельефно эта роль воображения выступает в эксперимен­тальном исследовании. Экспериментатор, задумывая постановку опыта, должен, исходя из своих теоретических гипотез и учитывая уже установ­ленные законы данной научной области, вообразить, представить себе такую непосредственно не данную ситуацию, которая, удовлетворяя всем этим условиям, дала бы возможность проверить исходную гипотезу. Это построение конкретной ситуации эксперимента в представлении экспери­ментатора, предваряющем эксперимент, является актом воображения, оперирующего в научном исследовании. Для такого мастера эксперимен­та, каким был Э.Резерфорд, действительный прогресс возможен только при амальгамации эксперимента, опирающегося на фантазию, и фанта­зии, опирающейся на эксперимент. <.„>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.