Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 2. Когнитивная психология внимания 4 страница






При обычном смещении внимания, так же как и при обычном пере­ходе от одной двигательной реакции к другой, происходит соперничество между альтернативными реакциями, но поведение в этом случае более сложно и более подвижно, чем при соперничестве сетчаток, так как аль­тернативы здесь более многочисленны и не являются взаимно исключаю­щими друг друга. Для понимания динамики поведения большое значение имеют по крайней мере два главных факта, которые были обнаружены при изучении внимания: 1) движение внимания, находящее типичное проявле­ние в его сдвигах, и 2) ширина поля одновременной активности — шири­на, которая реальна, и, как обнаружено при изучении объема и отвлече­ния, не беспредельна по своим размерам.

1 См.: Guilford J, P. «Fluctuations of attention» with weak -visual stimuli // American
Journal of Psychology. 1927. Vol. 38. P. 534-S83.......................

..", • г.^Сжл: МкеггШш^гСЯ.ЛйЫЫштШш-Ай%19М--о1 the Merreae.System» New Haven: Yale University Press, 1906.; •'. ■! •■..•■ " ■. •.'•.■.•■ - ■.-.-.. ; ■ ■ —■ -. ■ ■ ■ ■ •■ ■ ■


Отвлечение

Принцип экспериментов на отвлечение прост: во время льнго~нонил назначенного задания вводятся не относящиеся к делу стимулы, «дистракторы», и наблюдается, не нарушается ли в каких-нибудь отношени­ях исполнение. Испытуемый может быть предупрежден заранее, чтобы не обращать внимания на эти отвлекающие стимулы, или же они могут быть предъявлены ему неожиданно. В обоих случаях он скоро убеждает­ся, что ему ничего не остается делать с этими стимулами, кроме как пренебречь ими. Экспериментатор старается отвлечь внимание испытуе­мого, испытуемый же старается не отвлекаться. Отвлекающие стимулы не должны быть такими, чтобы обязательно препятствовать исполнению. Если, например, задача состоит в сравнении двух тонов, то посторонние звуки станут более чем отвлекающими стимулами, поскольку они будут маскировать тона. В таком случае могут быть применены зрительные стимулы. У молодых людей результат этих экспериментов обычно таков: стимулы не отвлекают их внимания, за исключением, может быть, ко­роткого времени, пока испытуемый не приспособился к ситуации. Убе­дительным экспериментом такого рода является эксперимент Хоуви1. Класс второкурсников колледжа был разбит на две группы, уравненные на основании показателей выполнения одной формы армейского альфа-теста. Шесть недель спустя контрольная группа выполняла другую фор­му армейского альфа-теста при нормальных условиях, в то время как экспериментальная группа выполняла ее при условиях слухового и зрительного отвлечения. Из разных частей комнаты попеременно звонили 7 электрических звонков различных тонов; кроме того, здесь было 4 мощ­ных гудка, 2 органные трубы и 3 свистка, циркулярная пила, включав­шаяся от времени до времени, и фонограф, играющий веселую музыку. У задней стены зала непрерывно то здесь, то там вспыхивали прожекто­ры, свет которых, правда, не был направлен в глаза испытуемых, а по­мощники экспериментатора, непривычно и кричаще одетые, входили, неся странные части аппаратов. Условия для экспериментальной группы были неблагоприятными и утомительными, но на выполняемое задание они подействовали мало. Они выполняли его почти так же, кар; и их товарищи в контрольной группе. В результате две группы, показатели которых были одинаковы в первом тестировании, имели во втором испы­тании следующие показатели:

137, 6 133.9  

контрольная группа, работавшая при.нормальных условиях экспериментальная: -руг: па, работавшая при отвлечении видимая потеря вследствие отзлечения 3, 7

1 См.: Ilovfi/ H.H. Effects of gnnernl rlisiraciion on iho Uffhpr thong^r p'-o^-v^ps.' ' A.iinrjciiii Journni of Psychology. 1928. Yo!. 40. P. 583 591.


есть от его собственной установки. Если он склонен верить, что музыка облегчит его работу, он, вероятно, обнаружит улучшение результатов, и их ухудшение, если ему внушено противоположное убеждение'.

Как преодолевается отвлечение. Приемлемым было бы следующее предположение: для преодолении отвлечения в работу должно быть вло­жено больше анергии. Морган проверял эту гипотезу, регистрируя силу движений пальцев испытуемых при выполнении задачи, в известной мере напоминающей машинопись2. Испытуемый работал на 10 нумеро­ванных клавишах. Аппарат предъявлял отдельные буквы, которые ис­пытуемый переводил на числа соответственно коду- Испытуемый нажи­мал на клавишу, помеченную этой цифрой, и аппарат немедленно экс­понировал другую букву для кодирования и нажатия и т.д. Испытуемому было неизвестно, что сила, с которой он ударяет по кла­више, регистрировалась. Пневмограф у его грудной клетки регистриро­вал дыхание. Испытуемый был один в комнате, но экспериментатор на­блюдал его поведение через глазок. Некоторое время испытуемый рабо­тал в полной тишине, а затем со всех сторон начинали звучать звонки, гудки и фонограф. Действие отвлекающих факторов продолжалось в те­чение 10 мин и сменялось 10 мин тишины. Более 20 испытуемых про­шли через этот эксперимент с результатами, которые различались в де­талях, но согласовывались в следующих, имеющих важное значение, отношениях:

1. Имея первоначально лишь небольшой предварительный опыт в исполнении задания, испытуемый, в течение эксперимента пока­зывал прогрессивное совершенствование.

2. Когда начинался шум, наблюдалось некоторое замедление работы.

3. В течение очень немногих минут испытуемый восстанавливал свою прежнюю скорость и продолжал дальнейшее совершенство­вание.

4. Когда шум прекращался, не только не наблюдалось немедленного улучшения, но часто имел место даже внезапный срыв. Прекра­щение шума, к которому испытуемый уже приспособился, дейст­вовало как отвлекающий фактор. Этот факт более ясно показал Форд, который повторил данный эксперимент и проанализировал результаты момент за моментом.

5. Когда устанавливалась тишина, наблюдалось дальнейшее совер­шенствование исполнения.

1 С:.:.: Bui-orKJL,;. Туигии' о*'Gpw-: " -.: Psy/'-'.-x-ry. 1937. YV. 16. Р. 47]-4*1.

:! См.: M'.ru-n;. /..;. Arr-r.; ■, -;.-; > '. Pcy.v.".; '\:; y. 19: 0. \V4, v X. К П.

4 См.: Forrl A. AupnV.o''. шгонм^ггПхтч \v invostign'.ion of i'".f> 'i-ausi; n'; i!: ■ ■; ■ "! •_■ > I" i,. А! '!»г: ': гг: J'..'.: -.".;.'. ';! ' Psycho'^y. 1924. Vn1. 41. p.! 32.


6. Сила, с которой испытуемый ударял на клавишу, убывала в тече­ние первого периода тишины, резко возрастала в начале шума, оставалась во время шума постоянной и падала по прекращении шума.

7. Запись дыхания, а также наблюдения экспериментатора через гла­зок показали речевую активность части испытуемых, особенно во время шума. Цифры и буквы, с которыми он имел дело, часто выговаривались вслух.

Мы видим здесь настоящее преодоление отвлечения, одновременно с возрастанием мускульной энергии, вкладываемой в работу. Вероятно, включение дополнительной мускульной энергии в деятельность (в этом случае — движение пальцев), совершаемое при отвлечении, происходит почти бессознательно. Выговаривайте цифр и букв было менее бессозна­тельным. Оно более похоже на средство, используемое испытуемым в целях поддержания нарушаемой деятельности. Таким же образом чело­век может молча складывать столбцы чисел, когда все тихо, но чувству­ет себя вынужденным выговаривать или шептать числа, если кругом шумно. Однако по вопросу о том, действительно ли добавочная мускуль­ная энергия преодолевает отвлечение, и если да, то каким образом, мне­ния расходятся. Мы считаем, что здесь имеет место конкуренция различ­ных двигательных систем, борющихся за контроль над организмом; боль­шая мускульная активность, по-видимому, доставляет какие-то преимущества. <...>

Отвлечения, которые не преодолеваются. В таких экспериментах, как только что описанный, испытуемый старался не отвлекаться и го­тов был прилагать всю энергию, необходимую для работы. Однако в по­вседневной жизни направленность на работу часто бывает не так силь­на. Новый стимул пробуждает любопытство, и некоторое время затрачи­вается на ориентировку, как, например, у собак И.П.Павлова, отвечающих на отвлекающие стимулы «ориентировочным рефлексом» и временно теряющих свои условные рефлексы. В эксперименте все, что делает экспериментатор, является частью «дела», в то время как в обыч­ной жизни подобное отвлечение могло бы рассердить, а гнев представ­ляет собой большее отвлечение, чем шум. К тому же внутренний инте­рес к звонку и гудку и даже ко многим фонографическим записям очень невелик; возможно, что что-нибудь более интересное может действитель­но отвлечь.

Исходя из этого соображения, Вебер применил в качестве отвлека­ющих факторов хорошую музыку и забавные анекдоты; чтобы избежать адаптации, он давал задачи, требующие одной или двух минут интенсив­ной мыслительной деятельности: сложение, вычитание, запоминание,

1 См.: Weber H. //' Archive fur die gesamte Psychologic. 1929. Bd. 71. S. 185-260.


определение, извлечение корня. Все 16 испытуемых показали уменьше­ние производительности (на 10—50 %), и в субъективном отчете все они сообщили, что были в это время отвлечены. Иногда отвлекающие факто­ры были только более или менее мешающим фоном, но иногда они вры­вались в сознание и настолько завладевали им, что испытуемый бросал свою работу и предавался музыке или рассказу. В другие моменты му­зыкальный фон ощущался как облегчающий работу.

Субъективное переживание преодоления отвлечения состояло, как сообщали испытуемые Вебсра, либо в отстранении отвлекающих факто­ров, либо в положительном сосредоточении на работе. Отвлечение могло быть иногда преодолено путем третирования, как не имеющее значения и нелепое, если даже оно было привлекательно само по себе, и путем старания не замечать смысла рассказа и хода музыки. Некоторые испы­туемые рассказывали о своеобразном внутреннем закрывании ушей и исключении, таким образом, стимула. Положительное сосредоточение состояло иногда в увеличении темпа или интенсивности работы, иногда в размышлении вслух. Видимое поведение испытуемого во время отвле­чения, как отмечалось экспериментатором, включало:

1. Общее возрастание мускульного напряжения.

2. Возрастание энергии рабочих движений: громкая речь, сильные движения рук, глаза, прикованные к работе или устремленные в пространство, поза сосредоточенности (наклонение туловища впе­ред и сжимание головы руками).

3. Движения защиты или устранения: встряхивание головой, закры­вание глаз, прикрывание глаз руками, движения плечами, отво­рачивание лица к стене. Иногда эти защитные движения были настолько неистовыми, что казались «сильнее, чем при психичес­ком расстройстве». Испытуемый тратил свою энергию на преодо­ление отвлечения, ничего не оставляя для работы. Некоторые ис­пытуемые впадали в состояние временного нервозного беспокой­ства, в котором они не могли работать, или в состояние опустоше­ния и полной заторможенности1.

1 В оригинале: 3. Movements of defense or avoidance: shaking the head, shutting '.ho­oves, covering the eyes wit); the hand, agitation of the shoulders, turning the face to the wail. These defense movements were so violent, sometimes, as to be '.worse thai1 the disease», О used up his energy in warding off the distractor and had none left for the work. Some Os got into a momentary condition of nervous restlessness in which they could not work, or into a state of vacancy and complete inhibition {p. 707- 708). В тексте: З) оборонительные дви­жения: встряхивание головой, закрывание r.ia.i, прикрывание глаа руками, движения пле­чами, отворачивание лица в сторону. Эти оборонительные движения были иногда очень сильны. Испытуемый расходовал свою анергию на преодоление отвлечения внимания и не бросал работы. Некоторые испытуемые впадали в состояние временного меозного бес­покойства, и котором они де могли работать, или в состояние опустошения и полной заторможенности (с. 315). (Примечание ре.дакторпн-тегпавителеи.)







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.