Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Построение навыка. В. Разверстка фонов






Мы подходим к четвертой по порядку, качественно снова совер­шенно особой фазе построения двигательного навыка: где же тут моно­тонное «проторение» или продалбливание?

Эта фаза иногда охватывает собой по времени довольно большую часть всей тренировки, а по своему значению занимает в ней исключи­тельно важное место. Это — фаза фактического переключения вниз в фоновые уровни тех коррекций, которые уже определились и размести­лись по этим уровням в предшествующей фазе.

<...> Спуск фоновых коррекций в подходящие для них низовые уровни построения есть то самое явление, которое называется автоматизацией двигательного акта. Первым делом нужно пояснить, чем обуслов­лено такое название. < …>

Дело в том, что в каждом движении человека, простом или слож­ном, полном глубокого смысла или доступном и любой лягушке, в созна­ние попадает только то, чем управляет ведущий уровень этого движе­ния. Так уж построено наше сознание, что его фонарь, как правило, не­способен осветить больше одного уровня зараз, хотя оно и в состояние? освещать их все по очереди. Поэтому получается, что все текоррекции.


которые передаются на управление фоновым уровням, уходят в то же самое время из поля нашего сознания, т.е. начинают выполняться оес-еознате**г> но автоматически. Глубоко неправильно было представлять себе, что движения или части движений, управляемые автоматизмами, это непременно что-то застывшее, столь неизменяемое, как въевшаяся привычка. Кто-то очень верно подметил разницу между привычкой и автоматизированным навыком, сказав, что «навыком владеем мы, тогда как привычка владеет нами». Автоматизмы могут иной раз быть более гибкими и приспособительными, чем любое сознательное движение; их существенный признак только в том, что для своего осуществления они не нуждаются в сознании.

Вполне понятно, какое большое значение имеет описанное свойство автоматизмов. Помимо того, что при автоматизации каждая коррекция переключается на тот уровень, который ей качественно наиболее впору, автоматизационное переключение каждой очередной коррекции вниз оз­начает еще один шаг к разгрузке внимания, которому этим все более облегчается возможность следить за самыми существенными и ответ­ственными сторонами движения, не размениваясь на мелочи. <...>

В одних случаях требуемый фон — это действительно целостный самостоятельный навык, который при этом, как более простой, очень часто бывает уже давно выработанным у учащегося, так что остается только пустить его в ход. Иногда подобный фон-навык нужно в той или иной мере «подшлифовать» и приспособить к фоновой роли. Могут, ко­нечно, встретиться и такие случаи, когда нужно начинать воспитание навыка с самых азов. < …>

В других случаях то движение или часть движения, которыми дол­жен будет управлять в изучаемом навыке данный фоновый уровень, не имело бы никакого смысла в качестве самостоятельного, так как не было бы способно в таком вылущенном из всего целостного действия виде ре­шить ровно никакой двигательной задачи. <...>

Вот эти-то фоны которые управляют движениями, не имеющими самостоятельного смысла, или даже не обслуживают сами отдельных движений, и называются автоматизмами. <...>

С автоматизмами, как и с фонами первого рассмотренного рода, дело может обстоять двояко: либо они еще незнакомы обучающемуся и ему предстоит их выработать, либо он обнаруживает их уже готовыми, сохраняемыми памятью в «фонотеках» его низовых уровней, так что их остается только отряхнуть от нафталина, подновить и кое в чем подогнать и приспособить к новой задаче. Очевидно, что фоновые автоматизмы это­го вида были в свое время выработаны как составные элементы какого-нибудь другого навыка, поскольку мы уже договорились, что ни самосто­ятельного значения, ни самостоятельного происхождения никакие авто­матизмы иметь не могут. <...>


Бернштейн Н.А., Об упражнении и навыке



Такое использование автоматизмов, выработанных в свое время для навыка X, в другом, позже сооружаемом навыке Y, и есть то, что носят название переноса навыков или переноса упражнености. < …, >

Построение навыка.

Г. Автоматизация движений

Между тем автоматизация, т.е. выработка новых фоновых авто­матизмов и переключение коррекций движения, одних за другими, в ни­зовые уровни продолжается своим, чередом. <...> Коррекции самого ве­дущего уровня временно и приблизительно поддерживают поначалу разрабатываемую часть движения, затем наступает момент, когда коррек­ции соответственного фонового уровня доразвились и окрепли. Он оттал­кивает от себя руку ведущего уровня, которая поддерживала его, как старшие поддерживают на воде ребенка, обучающегося плавать, и пере­нимает новоявленный автоматизм целиком на себя. Это и есть момент состоявшейся автоматизации.

Из всего изложенного ясно, что в каждом двигательном навыке мо­жет содержаться несколько автоматизмов, т.е. он может в нескольких раз­ных направлениях нуждаться в фоновых коррекциях этого вида. Поэтому в продолжение выработки навыка может в разные времена произойти и несколько моментов автоматизации, совершенно независимо друг от дру­га. Так, в навыке езды на велосипеде такими моментами будут: основной переломный момент овладения равновесием, автоматизм правильного, не­принужденного вращательного движения ног, автоматизм, не дающий по­дошвам соскальзывать с педалей, автоматизмы педального торможения, езды без рук на руле, сверхкрутых поворотов и т.д.

Из приведенной характеристики того, что представляет собой авто­матизация, столь же прямо вытекает, что она никогда не проявляется постепенно, а во всех случаях выглядит как внезапный скачок или пере лом. Она похожа не на «проторение» (выражающееся в опытах с услов­ными рефлексами в плавном нарастании количества капающей слюны), а скорее на какое-то «осенение», на своего рода восклицание «ага!». Каждый спортсмен помнит момент, когда он разом почувствовал, что вода держит его или что его велосипед сразу приобрел такую устой­чивость, как будто у него выросло третье колесо. <...>

Не лишена интереса одна очень распространенная черта автомати-зационных качественных сдвигов. Если автоматизация, как это часто бывает, заключается в передаче коррекций уровню мышечно-суставных увязок (В), не пользующемуся зрением, то она сопровождается хорошо всем известным фактом: выключением зрительного контроля. Учащий­ся вдруг, скачком обнаруживает, что он может выполнять ту или дру-


Гую часть движения не глядя, в то время как до этого ему приходилось следить за нею «во все глаза».Каждый без труда припомнит немало примеров подобных же автоматизационных сдвигов из своей личной практики: в навыках завязывания и развязывания узлов, повязки галстука, шнуровки одежды, игры на музыкальном инструменте, движении рук при гребле и т.п. Такое освобождение от зрительного контроля может даже служить недурным опознавательным признаком того, что наблюда­емый автоматизм выработан как раз в уровне мышечно-суставных увя­зок (В).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.