Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Улучшение показателей психологических особенностей пациентов с туберкулезом легких






 

Продолжительность 14 дней. Тренинговая сессия: 2 встречи (1 раз в неделю). Первая встреча продолжительностью 60 минут, вторая -120 минут (всего 3 часа).

Самостоятельная работа: 1 день в течение часа.

Тренинговая группа: 6 человек.

Занятие №1. Тема: «Проблема туберкулеза».

Цель: формирование представления о способах заражения туберкулезом и о необходимости правильного лечения.

Задачи:

- Выявить иррациональные убеждения о заболевании туберкулезом легких.

- Повысить уровень информированности и грамотности больных по проблемам туберкулеза.

- Сформировать представление о возможных вариантах течения заболевания, необходимости придерживаться правильного лечения и социального поведения.

Форма проведения: мини-лекция с элементами ролевых игр.

Этапы занятия:

№ п\п Название этапа Продолжительность (мин.) Оснащение
I Представление   -
II Правила группы   Лист картона, маркер
III Игра – знакомство «Имена и качества»   Мяч
IV Игра «Живая диаграмма»   Чистые листы бумаги, маркер
V Мини-лекция с элементами беседы «Мифы и правда о туберкулезе»   Раздаточный материал с кратким содержанием лекции
VI Задание на рефлексию «Шкала времени»   Лист картона, маркеры 2 цветов
VII Обратная связь   -
VIII Задание на дом. Написать эссе по теме: «Что изменила болезнь в моей жизни».   -
  Итого    

I этап. Представление.

Тренер представляется участникам семинара, знакомит с темой тренинга, сообщает о режиме работы.

II этап. Установление правил группы.

Группа устанавливает правила, в соответствии с которыми проходит дальнейшая работа семинара-тренинга.

Правила поведения в тренинговой группе:

1) Обращаться друг к другу в единой форме – на «ты» Каждый имеет право покинуть группу в любой момент.

2) Каждый имеет право на собственное мнение.

3) В дискуссиях все говорят по очереди.

4) Каждый говорит сам за себя.

5) Каждый имеет право не обсуждать свою личную жизнь, если не хочет.

6) Нельзя разглашать то, что узнал о личной жизни других участников тренинга.

III этап. Игра – знакомство «Имена и качества».

Цель: знакомство участников друг с другом.

Инструкция:

1. Все участники группы садятся в круг.

2. Тренер берет в руки мячик и говорит: «Меня зовут… Я делюсь с группой…» - а дальше тренер должен называть любое позитивное качество, начинающееся на первую букву имени. Пример: «Меня зовут Наталья. Я делюсь с группой надеждой»; «Меня зовут Сергей. Я делюсь с группой смелостью» и т.д.

3. После тренер передает мячик следующему участнику круга, тот также представляется, называет позитивное качество и передает мяч дальше.

IV этап. Игра «Живая диаграмма».

Задачи: ввести в тему занятия, выяснить степень информированности участников по данной проблеме.

Инструкция:

1. Все участники выстраиваются в линию, не касаясь друг друга, и закрывают глаза.

2. Тренер формулирует ряд утверждений. Если участник согласен с утверждением, он делает шаг вперед, если не согласен – шаг назад, если не знает ответа – остается на месте.

Утверждения могут быть, например, такими:

- Туберкулез – исчезающая болезнь.

- Заразиться туберкулезом сложно.

- Туберкулез можно легко победить современными лекарствами.

- Если в организм попала палочка Коха - человек обязательно заболеет.

- Туберкулез нельзя опознать на ранней стадии.

- Заразиться туберкулезом можно только при контакте с больным.

- Схема лечения должна быть индивидуальной, все люди разные.

- Надо начинать принимать лекарства по одному, чтобы избежать побочных действий.

После последнего утверждения тренер, используя листы бумаги и маркер, рисует диаграмму исходя из получившегося расположения участников. Все участники садятся в круг и переходят к обсуждению результатов игры.

V этап. Мини-лекция «Мифы и правда о туберкулезе».

Цель: повысить уровень информированности и грамотности больных по проблемам туберкулеза.

План и краткое содержание лекции:

1. Миф №1 «Туберкулез – исчезающая болезнь». Туберкулез был исчезающим заболеванием в 1960-80-х годах. Однако сейчас опять наблюдается его всплеск. Начиная с 1990 года в России, число больных с туберкулезом увеличилось в 2, 58 раза, а число умерших от этой болезни – в 2, 47 раза. Специалисты сравнивают эти показатели с послевоенной ситуацией конца 1940-х. Если же говорить о ситуации в мире, то по последним данным ВОЗ сегодня более двух миллиардов человек инфицировано микобактериями туберкулеза. Причем каждый десятый инфицированный заболевает.

2. Миф №2 «Заразиться туберкулезом сложно». Туберкулез заразен и опасен. Он передается воздушно-капельным путем. Никто не гарантирован от «встречи» с ним – в магазине и общественном транспорте. Еще заражение возможно при поцелуе, «докуривании» чужой сигареты и даже через книги. Последнее объяснить довольно просто – бациллы туберкулеза крайне устойчивы к холоду, теплу, влаге и свету. Например, в уличной пыли они сохраняются в течение трех месяцев, и ровно столько же могут оставаться живыми на страницах книг.

3. Миф №3 «Туберкулез нельзя опознать на ранней стадии». Туберкулез вполне можно распознать на ранних стадиях. К сожалению, не все заболевшие обращают внимание на ранние симптомы туберкулеза: резкую потерю веса (на 5-10 кг), разбитость, слабость, потливость по ночам. Температура держится невысокая: 37- 37, 5°С. Так как эти же симптомы свойственны и другим заболеваниям, люди не придают им значения не обращаются к врачу.

4. Миф №4 «Заразиться туберкулезом можно только при непосредственном контакте с больным». Туберкулезом можно заразиться только от больного человека, который выделяет палочку туберкулеза, при непосредственном контакте с ним. Да, действительно, здоровый человек как правило заражается от больного и чаще воздушно-капельным путем. Но заразиться можно и от больного животного (при уходе за животным или при потреблении от больных животных мяса, молока, сметаны, масла, творога, кисломолочных продуктов). Больные туберкулезом животные выделяют микобактерии с мокротой, слюной, фекалиями, мочой, заражая пастбища. Заразится можно где угодно - в магазине, в общественном транспорте, в гостях. Разносчиками туберкулеза могут быть мухи и тараканы. Заражение возможно при поцелуе, докуривании чужой сигареты или через книгу. Возбудитель этой опасной болезни - микобактерия туберкулеза была открыта в 1882 году немецким ученым Робертом Кохом. С тех пор она называется палочкой Коха. Микобактерии туберкулеза крайне устойчивы холоду, теплу, влаге и свету. В уличной пыли палочки Коха сохраняются в течение трех месяцев, столько же они могут оставаться живыми на страницах книг. В воде микобактерии туберкулеза сохраняются в течение 150 дней, а в молоке и молочных продуктах - 8-10 мес., в речной воде живут до 5 мес., в грунте 1 - 2 мес., в фекалиях и на пастбищах - больше 1 года. При температуре -23 градуса палочки Коха сохраняют жизнеспособность на протяжении... семи лет. Но прямые солнечные лучи убивают их при воздействии в течение 2-6 часов и при нагревании до температуры выше плюс 85 градусов микобактерии гибнут через полчаса. Палочка Коха гибнет при воздействии на нее хлорсодержащих веществ.

5. Миф №5 «Если в организм попала палочка Коха - человек обязательно заболеет». Не каждый, получивший палочку Коха, немедленно заболевает. Из 100 человек, зараженных туберкулезной палочкой, заболевает лишь 5, остальные спокойно сосуществуют с ней, их иммунная система в течение длительного времени держит туберкулезную палочку под контролем. Медики их называют " инфицированные туберкулезом". Однако, в случае ослабления защитных сил организма, дремлющая палочка Коха может начать размножаться и вызвать болезнь. Это как мина замедленного действия. Что же способствует " взрыву этой мины"?

- Качество питания. Существуют веские доказательства того, что голодание или недостаточность питания, несбалансированное питание, снижают сопротивляемость организма. Ведь повышенное потребление в пищу белков (мяса, молока, творога, яиц), животных жиров (сливочного масла) и витаминов во все времена было одним из основных методов лечения туберкулеза.

- Курение табака и употребление большого количества алкоголя, употребление в пищу продуктов, содержащих консерванты, пищевые красители, стабилизаторы значительно снижают защитные силы организма.

- Другие заболевания. Туберкулезу также подвержены ВИЧ инфицированные, больные диабетом, лейкозами.

- Стресс. Доказано, что стресс и депрессия отрицательно влияют на состояние иммунной системы. А мы все сейчас находимся в состоянии " хронического" стресса.

6. Миф №6 «Туберкулёз неизлечим». Туберкулез уже давно не является приговором. Сейчас существуют лекарства, которые способны бороться с этим заболеванием, и из-за этого уровень смертности стал намного ниже. Лечение туберкулеза длится не менее 6 месяцев и требует ответственности от больного. Но следует помнить, что наибольшей эффективности можно достичь только при своевременной диагностике заболевания (пока микроб не начал мутировать, и возникнет уже более сложная форма туберкулеза). После проведения полного курса противотуберкулезной терапии пациент ставится на диспансерный учет (минимум 2 года). Если за этот период болезнь больше себя не проявит, диагноз снимается.

7. Миф №7 «Надо начинать принимать лекарства по одному, чтобы избежать побочных действий». Все противотуберкулезные препараты имеют в той или иной мере выраженные побочные эффекты, но при регулярном приеме они могут и не возникнуть или быть минимальными. Это еще одна причина, по которой нельзя прерывать лечение. У больных, не настроенных на лечение, страдающих алкоголизмом, наркоманией, осложнения развиваются чаще, протекают тяжелее. В дальнейшем приходится прилагать больше сил для лечения пагубных привычек, чем самого туберкулеза.

VI этап. Задание на рефлексию «Шкала времени».

Задача: помочь участникам тренинга в выработке личного отношения к проблеме туберкулеза.

Инструкция:

1. На картоне тренер рисует шкалу времени, отметив только настоящую дату в конце данной шкалы.

2. Каждый участник делает на шкале 2 метки, отмечая их примерными датами: когда он впервые услышал о проблеме туберкулеза и когда он впервые всерьез задумался о ней (т.е. интересовался способами заражения и мерами предосторожности). Метки подписываются именами участников.

3. Затем тренинговая группа приступает к дискуссии: совпадают ли у каждого участника во времени 2 метки, велик ли временной период между ними, что заставило каждого из участников заострить внимание на проблеме туберкулеза и т.д.

4. В конце игры тренер просит каждого участника по очереди выразить свое отношение к своему заболеванию.

VII этап. Обратная связь.

Участники садятся в круг. Тренер просит каждого участника по очереди продолжить фразы: «Сегодня на занятии я узнал(а)…», «Сегодня на занятии я почувствовал(а)…».

VIII этап. Задание на дом.

Написать эссе по теме: «Что изменила болезнь в моей жизни».

Попросить описать социальные и психологические изменения, связанные с заболеванием.

Занятие №2. Тема: «Жизнь с туберкулезом».

Цель: формирование адекватного отношения к заболеванию.

Задачи:

- выявить субъективно ощутимые пациентами изменения в эмоциональной сфере на фоне заболевания;

- сформировать поведение, направленное на выявление и использование ресурсов для преодоления актуальной проблемы.

Форма проведения: работа с проективными методиками.

Этапы занятия:

№ п\п Название этапа Продолжительность (мин.) Оснащение
I Приветствие   -
II Анализ выполнения домашнего задания   Лист картона, маркер
III Выполнение упражнения «Я в мире грез или Я в реальном мире»   Листы А4, карандаши
IV Выполнение упражнения «Моя проблема здесь и сейчас»   Колода ассоциативных метафорических карт (Ecco, Коробы и дороги или др.)
V Обратная связь   -
VI Опрос   -
  Итого    

I этап. Приветствие.

Тренер приветствует участников семинара, знакомит с очередной темой тренинга, сообщает о режиме работы.

II этап. Анализ выполнения домашнего задания.

Тренер, используя лист картона и маркер, заполняет таблицу, со слов участников тренинга:

Какие изменения произошли в моей жизни в связи с болезнью Какие проявления в связи с этим стали присутствовать в моем характере

 

III этап. Выполнение упражнения «Я в мире грез или Я в реальном мире».

Задача: выявить субъективно ощутимые пациентами изменения в эмоциональной сфере на фоне заболевания.

Инструкция:

1. Тренер предлагает каждому участнику в открытую выбрать две карты, которые бы символизировали нахождение в мире грез и в реальном мире.

2. После того, как каждый участник выбрал карты, тренер предлагает каждому по очереди описать жизнь в мире грез и в реальном мире.

3. Затем, тренер просит каждого, глядя на карты, продолжить фразы:

1) Я чувствую…

2) Я думаю…

3) Я хочу…

4) Я боюсь…

5) Мне трудно…

6) Мне мешает…

7) Я надеюсь…

8) Я стремлюсь…

9) Мне бы хотелось ощутить…

IV этап. Выполнение упражнения «Моя проблема здесь и сейчас».

Задача: сформировать поведение, направленное на выявление и использование ресурсов для преодоления актуальной проблемы.

Инструкция:

1. Тренер раскладывает колоду метафорических карт картинкой вверх и предлагает каждому участнику выбрать карту, которая бы символизировала актуальную проблему.

2. После того, как каждый участник выбрал карту, тренер начинает каждому по очереди задавать вопросы (с последующей серией проясняющих вопросов по ситуации):

1) Когда Вы впервые заметили проблему? / Когда вы поняли, что это стало проблемой?

2) Почему Вы выбрали именно эту карту? Что на ней напоминает Вам Вашу проблему?

3) В какие моменты проблема обладает наибольшим влиянием на Вашу жизнь?

4) В какие моменты проблема обладает наименьшим влиянием на Вашу жизнь?

5) В какие моменты Вы в наибольшей степени чувствуете, что способны противостоять проблеме?

3. Затем, тренер предлагает участникам выбрать карту, которая бы символизировала ситуацию избавления от актуальной проблемы.

4. После выбора карт участниками, тренер также по очереди задает каждому вопросы, типа:

1) Опишите эмоции, которые Вы испытываете, глядя на эту карту. Что Вы чувствуете?

2) Есть ли на этой карте изображение ресурсов для преодоления проблемы? Если нет, выберите из колоды карту, которая содержит что-то символизирующее эти ресурсы и опишите, как Вы видите разрешение проблемы с их помощью.

V этап. Обратная связь.

Участники садятся в круг. Тренер просит каждого участника по очереди продолжить фразы: «Сегодня на занятии я узнал(а)…», «Сегодня на занятии я почувствовал(а)…».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.