Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пациентов с туберкулезом легких. Следующим этапом нашей работы были разработка и апробация психокоррекционного тренинга, направленного на улучшение показателей психологических особенностей






Следующим этапом нашей работы были разработка и апробация психокоррекционного тренинга, направленного на улучшение показателей психологических особенностей пациентов с туберкулезом легких. Исходя из полученных результатов статистической и качественной обработки данных исследования, такими особенностями являются:

1) проявление анозогнозического типа отношения к болезни;

2) проявление обсессивно-фобических нарушений.

Для коррекции типа отношения к болезни и снижения проявления обсессивно-фобических нарушений мы применили методы рационально-эмоционально-поведенческой терапии (РЭПТ).

Ядром теории РЭПТ является Модель ABC развития эмоциональных расстройств, которую также называют «моделью терапевтических изменений» и «ABC-теорией личности», поскольку она не только описывает процесс возникновения дисфункциональных эмоций и поведения, но также используется и как руководство по устранению причин этих психических нарушений.

«А» (активаторы) — это любые текущие события или собственные мысли, чувства, поведение в связи с этими событиями, а, возможно, воспоминания или мысли о прошлом опыте. Все проблемы возникают потому, что в «А» каждый человек привносит что-то свое, а именно свои убеждения, цели, физиологическую предрасположенность, установки, взгляды — «В». И уже «В» приводит именно к тому, а не иному «С» — следствию. И если рациональные взгляды ведут к продуктивному поведению, то иррациональные взгляды — к саморазрушению и иррациональному поведению [].

Основные терапевтические техники РЭПТ: когнитивные, эмоциональные, поведенческие.

Когнитивные техники. Самой распространенной техникой является Дискутирование (оспаривание) иррациональных идей. Есть три подкатегории оспаривания. Детекция включает в себя поиск дисфункциональных взглядов – особенно «должен», «обязан», «надо», - которые ведут к саморазрушительным эмоциям и поступкам. Дебатирование представляет собой множество вопросов, которые терапевт задает клиенту, чтобы помочь ему отказаться от своей иррациональной идеи. Дискриминация обозначает помощь терапевта клиенту в определении четких различий между неабсолютными ценностями и абсолютистскими. Формальная версия дискутирования, которая включает несколько главных компонентов, известна как ДИВ (Дискутирование иррациональных Взглядов). ДИВ – это один из примеров когнитивной домашней работы, которая часто дается клиентам между сеансами после того, как их научили его проводить.

Также применяется множество семантических методов. Иногда используются техники определения, цель которых – помочь клиенту использовать язык менее саморазрушительным образом (вместо «Я не могу…» использовать «Я еще не научился»). Также используют техники «за» и «против». Здесь клиентов побуждают перечислить как негативное, так и позитивное, относящееся к конкретному понятию, например, «курение». РЭПТ – терапевты используют множество имажинативных техник. Часто прибегают к рационально – эмоциональному воображению и к методу временной проекции. (метафорические карты, методика фанталовой).

2) Эмоциональные техники. РЭПТ - терапевты предлагают своим клиентам эмоциональную установку на безусловное принятие, множество юмористических методов, рассказов, басен, стихов, афоризмов, девизов и острот.

РЭПТ – терапевты полагают, что клиенты сами способны помочь себе перейти от интеллектуального инсайта к эмоциональному методу энергичного оспаривания своих иррациональных взглядов. Сила и энергия играют большую роль в ставших ныне известными РЭПТ – упражнениями атаки стыда. В них клиенты преднамеренно стремятся вести себя «неприлично» на публике, для того чтобы научиться принимать себя и переносить последующий дискомфорт. Поскольку клиенты не причиняют вреда ни себе, ни другим людям, небольшое нарушение социальных правил часто служит подходящим упражнением на преодоление стыда. Упражнение на принятие риска относиться к той же категории. Клиенты умышленно идут на просчитанный риск в тех областях, где они хотят что-либо изменить. Вместе с такими упражнениями часто используется повторение рациональных самоутверждений с чувством и силой

Поведенческие техники. РЭПТ приветствует использование поведенческих техник (особенно домашнего задания) с самого своего зарождения в 1955 году, поскольку она признает, что когнитивные изменения зачастую облегчаются изменениями поведенческими.

Поведенческие методы, применяемые в РЭПТ, включают в себя упражнение «оставайся там», которое предоставляет клиенту возможность вынести хронический дискомфорт, оставаясь в неприятной ситуации в течение длительного времени; упражнения, в которых клиента побуждают к тому, чтобы он заставлял себя приступать к делам сразу, не откладывая их на потом, в тоже время претерпевая дискомфорт от борьбы с привычкой откладывать все на завтра; использование наград и наказаний, чтобы побудить клиента взяться за неприятное задание, преследуя отсроченные цели; время от времени в РЭПТ прибегают к терапии принятой ролью Келли, когда клиентов побуждают вести себя так, «как будто» они уже мыслят рационально, чтобы они могли на опыте понять, что изменения возможны.

Нами были выбраны следующие методы терапии: игры, мини-лекции с элементами беседы, упражнения с метафорическими ассоциативными картами, опрос.

Параметры группы: группу составили 6 пациентов с туберкулезом легких, имеющие анозогнозический тип отношения к болезни и имеющие обсессивно-фобические нарушения.

Целью психокоррекционного тренинга являлось формирование адекватного отношения к заболеванию через снижение обсессивно-фобических нарушений и через снижение анозогнозического типа отношения к болезни.

Задачи:

1. Выявить иррациональные убеждения о заболевании туберкулезом легких, социальном статусе больных туберкулезом.

2. Повысить уровень информированности и грамотности больных по проблемам туберкулеза.

3. Сформировать представление о возможных вариантах течения заболевания, необходимости придерживаться правильного лечения и социального поведения.

4. Выявить субъективно ощутимые пациентами изменения в эмоциональной сфере на фоне заболевания.

5. Сформировать поведение, направленное на выявление и использование ресурсов для преодоления актуальной проблемы.

Периодичность и тематический план проведения занятий.

Продолжительность 14 дней. Тренинговая сессия: 2 встречи (1 раз в неделю). Первая встреча продолжительностью 60 минут, вторая -120 (всего 3 часа).

Самостоятельная работа: 1 день в течение часа.

Таким образом, 6 обследуемых нами респондентов экспериментальной группы приняли участие в 2 коррекционных занятиях.

Формы проведения: игры, мини-лекции с элементами беседы, упражнения с метафорическими ассоциативными картами, опрос (отзывы участников тренинга).

 

 

Ожидаемые результаты реализации программы:

1. Снижение показателей анозогнозического и эйфорического типа отношения к болезни.

2. Снижение показателей обсессивно-фобических нарушений.

3. Формирование способности пациентов к выявлению и использованию ресурсов для преодоления актуальных проблем.

В таблице 5 представлен тематический план психотерапевтического тренинга.

 

Таблица 5 – Тематический план психокоррекционного тренинга

Групповое занятие Содержание темы Техники, упражнения Самостоятельная работа
  Проблема туберкулеза. Мифы и правда о туберкулезе. Способы заражения туберкулезом. Необходимость правильного лечения туберкулеза. Игра – знакомство «Имена и качества», игра «Живая диаграмма», мини-лекция с элементами беседы «Мифы и правда о туберкулезе», задание на рефлексию «Шкала времени». Задание на дом - написать эссе по теме: «Что изменила болезнь в моей жизни».
  Жизнь с туберкулезом.Изменения в эмоциональной сфере на фоне заболевания. Выявление и использование ресурсов для преодоления актуальных проблем. Выполнение упражнения «Я в мире грез или Я в реальном мире» Выполнение упражнения «Моя проблема здесь и сейчас».   Саморефлексия.
Итого Всего 3 часа: 1 занятие – 60 минут; 2 занятие – 120 минут.   Всего 1 час.

 

Программа когнитивного тренинга представлена в Приложении Г.

2.4 Контрольный эксперимент

 

По завершении психокоррекционного тренинга нами было проведено повторное исследование на 6 респондентах, принимавших участие в тренинге.

В ходе исследования применялись те же методики, что и при первичном обследовании.

Сопоставительный анализ проводился исходя из полученных результатов по психокоррекционной группе при первом и втором замере с помощью методов математической статистики по 29 показателям. Статистическая достоверность сдвигов показателей от первого до второго замера определялась с помощью t-критерия Стьюдента для 2-х связанных выборок. Для этого последовательно была проверена статистическая достоверность сдвигов каждого из 29 показателей. Результаты статистического анализа внесены в таблицу 7, в которой приведены средние значения показателей по первому и второму замеру, вывод о значимости и направлении сдвигов.

 

Таблица 7 - Средние значения показателей по первому и второму замеру по психотерапевтической группе и вывод о значимости и направлении сдвигов, полученный при помощи Т-критерия Вилкоксона

Пока - затель Первый замер Второй замер Вывод о значимости и направлении сдвигов  
 
PF 85, 0 85, 5 Незначимые сдвиги в сторону повышения  
RP 75, 0 73, 8 Незначимые сдвиги в сторону снижения  
BP 61, 6 57, 5 Незначимые сдвиги в сторону снижения  
GH 64, 6 60, 1 Значимые сдвиги в сторону снижения  
VT 59, 1 58, 3 Незначимые сдвиги в сторону снижения  
SF 64, 5 61, 0 Незначимые сдвиги в сторону снижения  
RE 66, 6 61, 6 Сдвиг находится в зоне неопределенности  
mh 66, 6 63, 6 Незначимые сдвиги в сторону снижения  
MH 64, 2 61, 1 Сдвиг находится в зоне неопределенности  
PH 71, 5 69, 2 Незначимые сдвиги в сторону снижения  
Тр 1, 1 0, 8 Незначимые сдвиги в сторону снижения  
Нд 0, 6 0, 5 Незначимые сдвиги в сторону снижения  
Аст 4, 6 3, 7 Незначимые сдвиги в сторону снижения  
Кр 2, 1 2, 5 Незначимые сдвиги в сторону повышения  
Оф -2, 5 -0, 7 Незначимые сдвиги в сторону повышения  
Вн 3, 1 2, 9 Незначимые сдвиги в сторону снижения  
R 39, 7 35, 1 Незначимые сдвиги в сторону снижения  
C 13, 8 14, 3 Незначимые сдвиги в сторону повышения  
Т 7, 2 6, 3 Незначимые сдвиги в сторону понижения  
И 5, 8 5, 3 Незначимые сдвиги в сторону снижения  
М 1, 8 1, 2 Незначимые сдвиги в сторону снижения  
А 2, 2 0, 8 Незначимые сдвиги в сторону снижения  
Н 7, 5 5, 5 Незначимые сдвиги в сторону снижения  
Э 5, 3 4, 5 Незначимые сдвиги в сторону снижения  
П 2, 2 1, 3 Незначимые сдвиги в сторону снижения  
З 32, 8 20, 2 Значимые сдвиги в сторону снижения  
Д 5, 0 3, 8 Незначимые сдвиги в сторону снижения  
Р 16, 5 21, 5 Незначимые сдвиги в сторону повышения  
Г 1, 6 3, 5 Незначимые сдвиги в сторону повышения  

 

Для наглядности отразим полученные данные в виде гистограммы. На рисунке 8 отметим показатели, различия между которыми являются значимыми, а на рисунке 9 показатели, которые попали в зону неопределенности значимости различий ввиду небольшого количества первых.

 

Рисунок 8 - Средние значения показателя GH (общее здоровье) по методике «SF-36» и З (анозогнозический тип отношения к болезни) по методике ТОБОЛ при первичном и повторном исследовании

 

Рисунок 9 - Средние значения показателей RE (эмоциональное состояние) и MH (психологический компонент здоровья) по методике «SF-36»

Из таблицы 7 и рисунков 8, 9 видно, что после проведения психокоррекционного тренинга значимо снизились показатели общего здоровья и анозогнозического типа отношения к болезни. Значения показателей эмоционального состояния и психологического компонента здоровья до и после тренинга значимо не отличаются, попали в зону неопределенности значимости различий. Но средние значения по обоим показателям снизились.

Отметим, что при статистической обработке данных не произошло значимых изменений показателя обсессивно-фобических нарушений (Оф). Однако, полученные средние значение до тренинга свидетельствовали о попадании данного показателя в критическое значение (болезненное состояние по шкале), а после тренинга значения по данному показателю находятся в пределах нормы.

Таким образом, можно считать, что данная психокоррекционная программа является эффективной при коррекции анозогнозического типа отношения к болезни и обсессивно-фобических нарушений у пациентов с туберкулезом легких.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.