Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль городской среды в формировании героев маргиналов






Город, представляет собой сложную и весьма многообразную среду обитания людей, играет важную роль в жизни человека, так как именно город, общество и среда обитания самого человека, придают ему «социальный статус». С середины ХХ века под влиянием социально-экономических и культурных изменений, Китай переходит на новый этап, в рамках которого формируется новый тип людей, а также новые отношения, новый образ жизни и новая культура. Новая форма и новый город как социокультурное пространство человечества, становятся одной из основных причин кризиса самоопределения личности – и, как следствие – маргинализация человека. К характерным чертам изменяющегося города можно отнести субъектный рост развития общества, возникновение новых форм социальных отношений, смену парадигм - общественных и политических, множественность мнений, взглядов в искусственной среде обитания человека.

Возникает объективное противоречие между острой потребностью осмысления города как условия человеческого бытия и маргинальности как атрибута самоопределения человека в новой социальной реальности, и отсутствием ясного понимания, характера взаимосвязи феноменов города и маргинальности. В рамках современной городской культуры маргинальность становится базовым атрибутом самоопределения, меняя при этом признак структурной периферийности на утрату личности человека в социальном бытии современного города в силу отсутствия морального стержня, иерархической системы ценностей.

В 80-е гг. 20 века в связи с трансформацией больших городов и его общества, в китайской литературе возникли новые направления со следующими названиями «Пекинский стиль», «Шанхайский стиль» и т.п. Подробнее рассмотрим второе направление - «Шанхайский стиль», он содержит в себе: новые темы, краски и образы города, также произведения которые, сочетают в себе древние традиции и современные тенденции, связанные с большей урбанизацией и наращиванием финансовой мощи города; т.е. одновременно, простоту и роскошь, элегантность и развращённость, стремление к идеальной жизни, социальный спад.

Многие элементы, присущие «шанхайскому стилю» можно видеть в произведениях Ван Аньи. К примеру, вышеизложенные произведения: роман «Мини», «Конечная станция» можно соотнести к «шанхайскому стилю».

Новый роман «Шум толпы» так же является продолжением темы жизни большого города. Роман начинается с описания Шанхая, город имеет тесную связь с настроением главных героев, с их судьбой, город, по сути, является полноправным действующим лицом романа. Жизнь героев разворачивается на улочках и кварталах Шанхая. В их жизни мало романтики, нет громких побед и достижений, много борьбы и жестокой конкуренции в условиях рыночной экономики, город ломает судьбы, помогает подняться наверх, закаляет характер, он учит героев существовать в своем мире, подстраиваясь под его правила.

Особенности концепции " маргинального человека", предложенной Р.Э. Парком видным представителем Чикагской социологической школы, связаны с изучением процессов миграции. Он обратил внимание на социокультурный и личностный аспекты маргинализации, уделил много внимания анализу социально-экономических факторов, влияющих на формирование «маргинального», в частности процессам развития рыночной экономики, трансформационным процессам и процессам урбанизации. Среди главных черт маргинальной личности Р.Парк отметил более широкий кругозор, большую степень цивилизованности, связь с социальными трансформациями, пространственными перемещениями, урбанизацией. Для Р.Парка маргинал – это доминирующий тип городского жителя [Park, 1950, P. 355-356.]

Э.В. Стоунквист последователь Р.Парка, главное внимание обратил на характеристики социокультурного конфликта, в условия которого попадает человек, становясь маргиналом. Он выделил фазы эволюции маргинализации человека, первая из которых – «стадия впитывания новой культурной среды, вторая - стадия осознания и переживания культурного конфликта, третья и последняя - попытки преодоления маргинальной ситуации».[Stonequist, 1961, P. 92-93].

Маргинальные черты городской среды в романе «Шум толпы» можно поделить по следующему порядку:

1. Пространственно-территориальные: скопление большого числа людей на маленькой территории, комплексность застройки.

2. Социально-экономические: высокая степень разнообразия трудовой деятельности, проблемы в трудоустройстве.

3. Временные: высокая насыщенность событиями, конфликтогенность.

Все три черты маргинальности городской среды по порядку соотнесём к главным героям романа, пошагово выявим проявление их маргинальности в городской среде.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.