Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Маргинальность в литературе






Маргинальность (от лат. margo - граница, грань, край; marginalis – находящийся на краю) - это понятие, используют в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности или группы по отношению к какой-либо социальной общности. Это понятие подчеркивает особый социальный статус (обычно низкий), принадлежность к меньшинству. [Малышев, 1999, С.62-63]

Абульханова К.А. в своей работе даёт понятию маргинальность следующее описание, «Маргинальность - это характеристика состояния любого общества социальной структуры. Само понятие служит для обозначения устойчивых социальных явлений, возникающих на границе взаимодействия различных культур, социальных общностей, структур, в результате чего определенная часть социальных субъектов оказывается за их пределами. Чаще всего имеются в виду маргинальные, окраинные социальные группы». [ Абдульханова, 1973, С.39-41]

Существует множество определений данного понятия. В данной главе мы подробно рассмотрим все варианты понятия и далее выявим героев романа «Шум толпы» подходящих под определение маргинальный герой. Маргинализация происходит в случае утраты личности в определенной группе, сменой социально - психологических установок. Маргинализация связана с кризисом, уходом от привычных культурных норм и невозможностью обретения новых социальных устройств, связанных с переходом в новый этап жизни. Риск появления таких людей «маргиналов» существует в условиях социальной неопределенности, тем самым приобретающих «маргинальный статус».

Шалагинова Н.А в своей диссертационной работе [Социальная маргинальность, 2012г.] выделила три вида маргинализации: социально-экономический, политический, социобиологический. Маргинальность как многоуровневый социальный феномен основывается на различных критериях, в виду чего классификация под видом маргинальности может быть многообразной: по профессиональному признаку (образовательные учреждения, организации здравоохранения, бюджетные организации и др.); по образованию (люди не обладающие профессией, либо обладающие несколькими профессиями); по разрыву пространственных и социокультурных связей (этномаргиналы, мигранты, нелегальные мигранты); по социально-демографическому признаку (люди предпенсионного и пенсионного возраста, школьники, выпускники ВУЗов); по социобиологическому признаку (инвалиды) и т.д.

«Маргинальная литература обозначает одно из важнейших художественно-стилевых течений в мировой литературе, существующее вместе с возникновением литературы как искусства и являющее одной из главных тенденций в современной литературе, в которой можно различить типологические группы адаптации, конвергенции, интеграции, ассимиляции.
Понятие маргинальности имеет какой-то смысл лишь при подходе к литературе как к динамично и конфликтно развивающемуся процессу, но утрачивает этот смысл при взгляде на словесность как на некое мультилитературное пространство, где в принципе не работают представления о " центре" и " периферии" и где творческие явления развиваются согласно своей внутренней логике, а никак не логике ожесточенной литературной борьбы.

Пока еще не в теории, но на практике этот взгляд с позиций мультилитературности явно побеждает. Былая эстетическая избирательность и нетерпимость трансформируются в снисходительно равнодушную политкорректность: пусть, мол, расцветают сто цветов. Что влечет за собою и перемены в самоощущении писателей, либо сознательно предпочитающих маргинальность, либо смирившихся с нею. Изгои и безумцы в прошлом, теперь они оцениваются как вполне законные представители той или иной из множества субкультур. Маргиналов принято жалеть или возмущаться ими. И напрасно. У них найдется пусть и узкий, зато преданный круг ценителей». [Чупринин, 2007, С.291-292].

Маргинальный герой, маргинальный персонаж в литературе является воплощением противоречий времени, символом преобразования общественных отношений, проявляющихся в бытовых, служебных, эмоциональных и многих других аспектах. Состояние его может быть по-разному воспринято как автором, так и читателями, так же остальными героями данного произведения. Следуя вышесказанным аспектам, можно выявить маргинальные черты героев и определить его, так называемый тип маргинального класса. По мнению Шкуратова В.А их существует 4 типа: семейно-бытовая маргинальность - ролевые конфликты, герои постоянно находятся в противоположных позициях и зачастую не оправдывают ролевых ожиданий, также их преследуют моральные и материальные и другие факторы.

профессиональная маргинальность герои данного типа маргинальности играют роли, которые содержат противоречивые права и обязанности и пребывают вне системы, но полагают, что находятся внутри системы.

любовная маргинальность в произведениях разнопланова, имеет свои оттенки. В зависимости от пребывания героя в данной маргинальности, принято делить на кратковременную и долговременную.

гражданско-правовая маргинальность проявляется между правовым профессиональным сознанием и старым традиционным порядком. [Шкуратов, 1997, С.297]. Внутри этих типов нам необходимо выделить те источники, в которых запитана та или иная маргинальность, то есть причины, по которым она возникла, а именно: материальные, моральные, духовные, культурные, интеллектуальные, физические и так далее. Маргинальность вызывается взаимодействием персонажей, мы должны помнить, что не менее важно интерактивное общение, а именно: роли, позиции, ролевые конфликты.

К примеру, можно рассмотреть рассказ «Подлинная история А–кью» Лу Синя (1810- 1836 гг.) написанный в 1921г. В нём описывается действительность такой, какая она есть, при этом наружу выставляется все худшее, что есть в человеческом обществе. Под этим произведением мы рассмотрим главного героя, который относится к типу маргиналов. Настроение в " Подлинной истории А-кью" весьма пессимистичное, нет никакой надежды на улучшение, нет никакого другого мира, нет идеальных людей, способных вылечить общество, нет никакой таинственности, все просто, обыденно и довольно паршиво. А-кью - обычный китайский бродяга начала XX века. Он – по мнению китайцев, конченый неудачник, воображуля - который живет при храме Бога Земли, где ему разрешили остаться жить, ибо он потерял связь со своими предками, своей родиной, своей семьей, то есть потерял самое ценное в жизни с точки зрения традиционного китайского общества, здесь мы видим семейно – бытовую маргинальность. У него нет даже собственного имени, ибо вторая часть его имени - " Кью" не характерна для китайского языка и не может быть записана ни одним иероглифом. Разумеется, такой человек, находясь на самой низкой ступени социальной лестницы, не имеет никакого представления о морали, нравственности, о нормальных отношениях в семье, ибо и семьи у него нет. Он считает себя лучше всех, дерется с другими такими же бродягами, мерзким образом пристает к женщинам и вообще живет в грязи, а точнее в " моральной" грязи, тем самым находясь в статусе маргинального человека.

А-кью подобен ребенку, который не освоил и не принял нормы общества. Он терпеть не может деревенских и городских чиновников, состоятельных, богатеньких представителей общества, видит в них своих личных врагов, и революция для него - " отнять у них и отдать мне". Никто его всерьез не принимает, ни в качестве революционера, и даже за человека никто не воспринимает. Как-то в городе связавшись с бандитами и поучаствовав с ними в каком-то грабеже в самой скромной роли, он подписал для себя смертный приговор. Здесь мы наблюдаем, профессиональную и гражданско- правовую маргинальность.

Рассказ " подлинная история А-кью" заставляет читателей задуматься о своей жизни, также, о глобальных бедах и бесчеловечности, о лени, бездушии, алчности, безразличии друг к другу, невежестве, нежелании признавать мнения других людей, бедности. Рассказ относят к высшим достижениям мировой литературы 20 века.

Еще один пример маргинальных героев в литературе мы можем найти в романе Ван Аньи «Мини» (米 尼). Здесь автор рассуждает об огромной роли судьбы в жизни любого человека. Главной героиней этого романа является молодая девушка по имени Мини. Главная героиня из обеспеченной семьи, с хорошим воспитанием, переломный момент в судьбе девушки случается после знакомства с плохим мужчиной. После этой встречи происходит явный спад социального статуса. Мужчина, которого полюбила героиня, является вором, связав свою судьбу с ним, она постепенно с верхушки опускается на дно. Грустная история любви разворачивается на улочках и кварталов Шанхая, героиня в ритме большого города и в поисках легких денег сама встает на путь своего супруга, становится воровкой, далее у них рождается ребенок, которого они содержат на ворованные деньги. В поисках легких и больших денег Мини опускается все ниже и ниже, она становится проституткой. Девушка, была предана своим мужем, брошена на произвол судьбы. Мини постепенно осознает невозможность возврата к нормальной жизни. Именно осознание спада на дно самой личностью, является всевозможным выходом из сложившейся ситуации, возможностью возвращения прежнего статуса, преодоления маргинальности. К сожалению, главная героиня продолжила свой маргинальный жизненный путь, увы, к прежнему пути назад уже дороги нет, да и поздно предпринимать что-либо. Как утверждает Р.Парк, «В жизни каждого из нас существуют периоды перехода и кризиса, но в случае маргинального человека кризис становится постоянным». [Park, 1950, P. 355-356.]

В данном произведении мы с вами наблюдаем, сразу три типа маргинальности: семейно - бытовая, любовная, профессиональная.

Здесь мы чётко видим, маргинализацию потери социальной личности, кризис, уход от привычных культурных норм, невозможностью обретения новых социальных устройств, возврата прежнего образа жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.