Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кредитный рейтинг на рцб






 

На финансовом рынке рейтинг как категория - понятие весьма определённое и однозначное. Рейтинг (иногда используют более полный термин кредитный рейтинг) - это экспертная оценка кредитного риска, который связан с тем или иным долговым инструментом или с финансовым институтом, чаще всего - банком (другие виды рисков, например валютный, инфляционный, риск ликвидности и т.д., рейтинг не оценивает). Другими словами, рейтинг - это заключение эксперта о том, какова вероятность того, что заемщик сможет вернуть сумму основного долга и проценты до нему.

 

В качестве эксперта, выставляющего кредитный рейтинг, выступа­ют рейтинговые агентства. Рейтинговое агентство - это независимая организация, проводящая экспертизу заемщиков по их просьбе или по собственной инициативе; выставляющая и публикующая рейтинги, предоставляющая комплекс различных иных информационных услуг на финансовых рынках. Чище всего рейтинговые агентства являются дочерними компаниями крупных издательских домов, консалтинговых компаний и т.д.

 

Клиентами рейтингового агентства являются и эмитенты, и инвесторы, и банки, и финансовые институты, и государство.

 

Эмитенты ценных бумаг, приобретя рейтинг выпускаемых ценных бумаг, получают независимую оценку степени их рискованности, оцен­ку инвестиционного качества этих финансовых продуктов. Это дает возможность установить адекватный уровень доходности по данным бумагам, цену их размещения на рынке.

Для инвестора, в первую очередь для широкой публики, рейтинг - это ориентир для принятия инвестиционных решений и оценки риска, с этим решением связанного.

Рейтинг банка или финансового института позволяет привлечь клиента на оптимальных в сложившейся ситуаций условиях, а потен­циальным клиентам - выбрать свой банк, отвечающий индивидуаль­ным представлениям о соотношении доходности и надежности вло­жений.

 

Государство в лице органов, регулирующих финансовый рынок, использует рейтинговые оценки для понижения совокупного риска на нем путем установления норм резервирования против вложений в ин­струменты с повышенной рискованностью, введения ограничений на вложения в ценные бумаги с пониженным рейтингом, требования обя­зательного выставления рейтинговой оценки для определенных видов ценных бумаг и т.д.

 

Не все виды ценных бумаг подвергаются рейтингу. Рейтинг выстав­ляется для:

•облигаций;

•депозитных и сберегательных сертификатов;

•коммерческих бумаг (простых финансовых векселей);

•привилегированных акций (постольку, поскольку эмитент несет фиксированные обязательства по ним).

 

Организация рейтинга ценных бумаг предполагает прохождение ряда этапов:

1. Ознакомительные совещания представителей эмитента и рейтингового агентства, проводящиеся до регистрации эмиссии. Встречи про­водятся по взаимному согласованию сторон и не являются необходи­мым элементом рейтингового процесса.

2. Подготовка эмитентом всесторонней информации о себе для про­ведения рейтинга ценной бумаги, обычно за три-пять лет.

3. Совещание представителей эмитента и рейтингового агентства после регистрации эмиссии, официальная передача эмитентом инфор­мации для рейтинга.

4. Подготовка отделом отраслевого рейтинга аналитической инфор­мации для рейтингового комитета.

5. Работа рейтингового комитета, конечным результатом которой является решение о выставлении рейтинга конкретной ценной бумаге.

6. Передача эмитенту информации о выставленном рейтинге ценной бумаги.

7. Публичное распространение информации о выставленном рей­тинге.

8. Последующий мониторинг эмитента.

Заемщиками на финансовых рынках могут выступать государство, предприятия, банки и другие финансовые учреждения. В связи с этим выделяют страновые, корпоративные рейтинги и рейтинги финансо­вых институтов.

Страховой рейтинг - рейтинг, присваиваемый стране-заемщику обычно при займах на международных рынках. Этот рейтинг также называют суверенным.

Корпоративный рейтинг - рейтинг, присваиваемый предприятиям-заемщикам.

Рейтинг финансовых институтов - рейтинг банков и иных специализированных финансовых институтов, представляющих собой «про­фессиональных» заемщиков.

 

47. Маржинальная торговля на рцб

 

Маржина́ льнаяторго́ вля — это проведение спекулятивных торговых операций с использованием денег и/или товаров, предоставляемых торговцу в кредит под залог оговоренной суммы — маржи́. От простого кредита маржинальный отличается тем, что получаемая сумма денег (или стоимость получаемого товара) обычно в несколько раз превышает размер залога (маржи). Например, за предоставление права заключить контракт на покупку или продажу 100 тысяч евро за доллары США, брокер обычно требует в залог не более 2 тысяч долларов. Это позволяет торговцу увеличить объёмы операций при тех же капиталах. Кроме того, при маржинальной торговле обычно разрешено продавать взятый в кредит товар с предполагаемой последующей покупкой аналогичного товара и возврата кредита в натуральном (товарном) виде. Такая операция называется короткая позиция или продажа без покрытия (непокрытая продажа). Этот механизм обеспечивает техническую возможность получать прибыль при падении цен (примеры приведены ниже).

Маржинальный принцип широко распространён в биржевой торговле любыми инструментами.

 

Условия получения маржинального кредита

 

Маржинальная торговля предполагает осуществление операций с активами, полученными от брокера в кредит. Это могут быть как денежные средства, так и торгуемые товары: например, акции, срочные контракты. Маржинальное кредитование имеет свою специфику. Обычно оговариваются следующие условия:

•Получение кредита не требует предварительного согласования и специфичного оформления.

•Обеспечением кредита являются денежные средства и иные активы, размещенные на соответствующих счетах.

•В заём предоставляются активы из списка активов, с которыми могут совершаться маржинальные сделки.

•Кредиты в течение торговой сессии предоставляются бесплатно.

•Во многих случаях, например при торговле акциями, за предоставление кредита на срок более дня взимается вознаграждение. Обычно это оговоренный процент от суммы кредита или рыночной стоимости предоставляемых в кредит активов. Обычно, ставка процента зависит от вида предоставленного в кредит актива и ориентирована на существующие процентные ставки аналогичных операций при «обычном» межбанковском кредитовании.

 

Альтернативные названия

 

Торговля с кредитным плечом (кредитным рычагом)

Кредитное плечо (англ. Leverage) — это соотношение между суммой залога и выделяемым под неё заёмным капиталом. Вместо указания размера маржи указывают размер плеча (рычага) в виде коэффициента, который показывает отношение суммы залога к размеру предоставляемого кредита. Например, маржинальные требования 20 % соответствуют плечу 1: 5 (один к пяти), а маржинальные требования 1 % соответствуют плечу 1: 100 (один к ста). В таком случае говорят, что торговец получает для торговли средств в 5 (или 100) раз больше, чем размер его залогового депозита.

 

Особенности маржинальной торговли

 

Маржинальная торговля всегда предполагает, что торговец обязательно через некоторое время проведет противоположную операцию на тот же объём товара. Если первой была покупка, то обязательно последует продажа. Если первой была продажа, то обязательно ожидается покупка. После первой операции (открытия позиции) торговец обычно лишен возможности свободного распоряжения купленным товаром или полученными от продажи средствами. Он также передает в качестве залога часть собственных средств в размере оговоренной маржи. Брокер внимательно следит за открытыми позициями и контролирует размер возможного убытка. Если убыток достигает критического значения (например, половины маржи), брокер может обратиться к торговцу с предложением передать в залог дополнительные средства. Это обращение называют Маржин-колл — от англ. Margincall (дословный перевод — требование о марже). Если средства не поступят, а убыток продолжит нарастать, брокер от своего имени принудительно закроет позицию. После второй операции (закрытия позиции) формируется финансовый результат в размере разницы между ценой покупки и ценой продажи, а также высвобождается залоговая маржа, к которой прибавляют результат операции. Если результат положительный, торговец получит обратно средств больше на сумму прибыли, чем отдал в залог. При отрицательном результате убыток вычтут из залога и вернут лишь остаток. В самом плохом случае от залога ничего не останется.

 

Торговец не несет никаких дополнительных финансовых обязательств перед брокером за полученный кредит, кроме предоставления маржи. Обычно, брокер не может предъявить требования о предоставлении дополнительных средств на том основании, что позиция была закрыта с убытком, который превысил размер предоставленного залога. Такая ситуация может происходить при открытии нового торгового дня, когда торги начинаются с сильным отрывом от котировок предыдущего дня. В таком случае риск дополнительных убытков лежит на брокере. В этом принципиальное отличие маржинальной торговли от торговли с использованием обычного кредита. В этом маржинальная торговля похожа на азартную игру, где риск, как правило, ограничен размером ставки.

 

Выгодность

Для торговца

 

•Позволяет торговцу многократно увеличить объёмы операций без увеличения размера необходимого капитала.

•Позволяет торговцу проводить операции на капиталоёмких рынках даже без наличия собственных значительных денежных сумм.

•Обеспечивает техническую возможность получать прибыль при падении цен.

Для брокера

•Дополнительные поступления в форме процентных платежей за пользование кредитом. Проценты по маржинальному кредиту часто значительно выше, чем проценты по банковским депозитам (брокеру выгоднее использовать средства для маржинального кредитования клиентов, чем размещать средства на банковских депозитах).

•Клиент делает операции на больший объём, что приводит к росту комиссионных брокера, в том числе в форме спреда у брокеров-маркетмейкеров.

Брокер расширяет круг потенциальных клиентов за счёт снижения минимального порога капитала, достаточного для проведения сделок.

Риски

Широкое использование маржинальной торговли увеличивает количество и суммы сделок на рынке. Это приводит к росту скорости изменения результата торговой операции, к росту рисков. Увеличение объёмов сделок влияет на характер рынка. Большое число хаотичных мелких сделок увеличивает ликвидность рынка, стабилизирует его. С другой стороны, если сделки происходят однонаправленные, они могут значительно увеличить ценовые колебания.

 

49. Дилерская деятельность на российском фондовом рынке.

Дилерская деятельность состоит в купле-продаже ценных бумаг юридическим лицом от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи с обязательством исполнения сделок по этим ценным бумагам по объявленным ценам. Дилером по российскому законодательству может быть только юридическое лицо. На дилера возлагается выполнение важнейшей функции — поддержание фондового рынка. Принимая на себя обязательства по котировке ценных бумаг, дилеры формируют уровень цен на организованном фондовом рынке. Эти цены подлежат публичной котировке, т.е. они объявляются на бирже или в системе внебиржевой торговли и доступны не только дилерам, но и широкому кругу инвесторов. Объявляя публичные котировки, дилер может сообщить и другие существенные условия, необходимые для заключения договора купли-продажи: количество покупаемых (продаваемых) ценных бумаг, срок действия объявленных цен и др. Участник рынка, зная условия совершения сделки, оценивает их и, если они его устраивают, заключает сделку с дилером на предложенных условиях. Дилер обязан эту сделку исполнить. Особенностью российского законодательства по ценным бумагам является то, что если дилер не предложил существенных условий совершения сделки, кроме цены, то он обязан заключить договор купли-продажи на существенных условиях, предложенных другим участником сделки. В случае уклонения дилера от заключения договора на условиях клиента по объявленным дилером котировкам, к нему может быть предъявлен иск о принудительном заключении такого договора и возмещении клиенту понесенных убытков. Осуществляя котировки ценных бумаг, дилер, как правило, обладает информацией о состоянии эмитента. Однако эта информация не всегда доступна широкому кругу участников рынка. Поэтому на дилера возлагается обязанность раскрывать информацию об эмитенте и консультировать клиентов по вопросам приобретения тех или иных ценных бумаг. Дилерская деятельность подлежит лицензированию. В соответствии с российским законодательством установлены два вида лицензий на дилерскую деятельность:

а) по операциям с корпоративными ценными бумагами;

б) по операциям с государственными ценными бумагами.

Для обеспечения гарантий исполнения сделок дилер должен обладать достаточным собственным капиталом. Минимальная величина собственного капитала для проведения операций с корпоративными ценными бумагами должна составлять у дилера 75 000 ЭКЮ, а с государственными ценными бумагами — 100000 ЭКЮ. Эти параметры являются одним из важнейших условий получения лицензий на дилерскую деятельность. Дилер может совмещать свою деятельность на рынке ценных бумаг с брокерской деятельностью. Являясь профессиональным участником фондового рынка и располагая соответствующей информацией, дилер обладает бесспорными преимуществами по сравнению со своими клиентами. Поэтому законодательство всех стран предусматривает комплекс мер, защищающих клиентов. Дилер обязан:

— действовать исключительно в интересах клиентов;

— обеспечивать своим клиентам наилучшие условия исполнения сделок;

— доводить до клиентов всю необходимую информацию о состоянии рынка, эмитентов, ценах спроса и предложения, рисках и др.;

—не допускать манипулирования ценами и понуждения к совершению сделки путем предоставления умышленно искаженной информации об эмитентах, ценных бумагах, динамике изменения цен и др.;

— совершать сделки по купле-продаже ценных бумаг в соответствии с поручением клиентов в первоочередном порядке по отношению к дилерским операциям, если дилер совмещает свою деятельность с брокерской деятельностью.

Депозитарий – проф. участник, который осуществляет хранение и/или учет ценных бумаг участников рынка. Регистратор – это участники, задачей которых является ведение списков

 

50. Методы оценки стоимости ценных бумаг

 

Прежде всего, стоит заметить, что процедура оценки ценных бумаг имеет свои особенности. Эти особенности определяются тем, что ценная бумага представляет собой специальную форму существования капитала и одновременно является товаром, обращающимся на фондовом рынке. Согласно нормам ГК РФ, ценной бумагой является документ, удостоверяющий, с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Для целей оценки применяются необходимые методы оценки ценных бумаг.

 

Соответственно, оценка ценных бумаг состоит в полном и тщательном анализе совокупности прав владельца ценной бумаги и определении стоимости этих прав. Что касается основы, например, для оценки акций, то ей является определение их стоимости как финансового инструмента, способного приносить прибыль его владельцу.

Главными способами извлечения прибыли являются получение дивидендов и рост стоимости ценной бумаги, связанный с улучшением финансовых показателей предприятия, расширением его бизнеса и увеличением стоимости его активов. Ниже рассмотрены основные методы оценки стоимости ценных бумаг.

 

Метод рынка капитала основан на использовании цен, которые имеются на открытом рынке ценных бумаг. Соответственно, основой для сравнения служит цена на единичную ценную бумагу общества. Процесс оценки ценных бумаг с применением метода рынка капитала включает следующие основные этапы: сбор необходимой информации, выбор аналогичных предприятий, финансовый анализ, расчет оценочных мультипликаторов, выбор величины мультипликатора, определение итоговой величины стоимости,

 

Метод отраслевых коэффициентов основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты определяются на основе длительных статистических наблюдений за ценой продажи различных предприятий и их важнейшими производственно-финансовыми характеристиками. В результате обобщений - разработаны простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия. Сбор необходимой информации подразумевает сбор данных о фактических ценах купли-продажи ценных бумаг, аналогичных с ценными бумагами оцениваемой компании, а также подбор бухгалтерской и финансовой отчетности как оцениваемого предприятия, так и компаний-аналогов.

 

Метод продаж (сделок) основан на использовании цены приобретения предприятия – аналога в целом или пакета ценных бумаг. Технология применения метода продаж практически полностью совпадает с технологией метода рынка капитала. А различие заключается только в типе исходной ценовой информации: метод рынка капитала в качестве исходной использует цену одной ценой бумаги, не дающей никаких элементов контроля, а метод продаж - цену пакета ценных бумаг, включающую премию за элементы контроля.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.