Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение структурных составляющих технологии обучения






 

Следовательно, образовательная (педагогическая) технология - это не только научно обоснованная рекомендуемая последовательность действий субъектов процесса воспитания и обучения, призванная обеспечить в заданных условиях результативность и эффективность образовательного процесса, предсказуемость и гарантированность его конечного результата. Значение слова «технология», может быть представлено из греческих techne — искусство, мастерство, и logos — слово, учение, возвращается первозданный смысл.

Здесь все названные нами элементы связаны в единое целое, но каждый имеет свое предназначение в осуществлении образовательного процесса (ОП). Обратим внимание на то, что взаимосвязь элементов, указанная на рисунке стрелками, носит двусторонний характер. Если цели ОП определяют содержание образования, то конкретное содержание образовательной программы влияет на корректировку целей. Такой же характер связи существует между содержанием ОП и образовательными технологиями, между целями и содержанием и совокупным субъектом ОП.

По окончании образовательного процесса и студент (специалист), и преподаватель (руководитель, тренер) изменяются в результате совместных действий. Можно сказать, что оба субъекта прошли обучение, но содержание освоенного опыта продвинуло каждого из них в своем развитии: студент на шаг приблизился к своей цели (получение высшего профессионального образования), а преподаватель стал опытнее.

Раскрытие содержания каждого из указанных элементов (не включая субъекты образовательного процесса) в виде однознач­ных и воспроизводимых описаний их сущности, смысла, а так­же взаимных связей, и представляет результат проектирования образовательного процесса. Он предстает в виде концептуально-описательной модели будущего (желательного) педагогического процесса.

В сфере образования (на уровне образовательного учрежде­ния) такой документ (конструкт) получил название «учебная программа», что соответствует классическому пониманию программы как документа, который определяет «содержание и план деятельности, работ» [БЭС].

В высшей школе различают два крупных массива учебных программ. Это, во-первых, основные образовательные программы (ООП), описывающие содержание и план подготовки специалистов по определенной специальности или направлению, и, во-вторых, программы учебных дисциплин (ПУД), описывающие содержание и план изучения какой-либо учебной дисциплины, предусмотренной ООП.

 

Целесообразно выделить наиболее общие, с позиций проектирования, характе­ристики следующих элементов образовательного процесса: целей образовательного процесса, его содержания и образовательных технологий.

Что касается субъектов образовательного процесса, т. е. студента и преподавателя, то их характеристики с позиций учения и обучения соответственно существенно влияют на образовательный процесс. Психологи называют, например, такие важные для образовательного процесса свойства студента, как познавательная и профессиональная мотивация, экономичность мышления, гибкость в переключении на новые способы и приемы работы, способность к самообучению, умение работать в ситуации помех («помехоустойчивость»), интеллектуальная инициатива и др. Преподавателя с этих же позиций характеризуют умения увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач, работать с содержанием учебного материала, понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, определить характеристики знаний учащихся в начале и конце процесса образования, стимулировать личностное развитие обучающихся и др.

 

Изучение учебных планов, программ, календарных планов учебных занятий, их взаимной связи, конспектов лекций и дру­гих материалов позволяет установить, были ли в проект про­цесса обучения заложены отклонения от рациональной техно­логии.

Под технологией обучения будем понимать проект про­цесса обучения; соответственно процесс обучения есть одна из реализаций этого проекта.

Целостную часть технологии обучения назовем единицей технологии обучения.

Согласно В.Т.Фоменко, принципиальное отличие целостной части от других частей занятия/урока состоит в том, что первая соотнесена с дидактической целью занятия и тем са­мым перспективно ориентирована в пределах целостного занятия/урока.

 

Для единицы технологии обучения характерно единство содер­жательного, операционного, мотивационного и оценочного ас­пектов:

1) дидактической цели;

2) логически завершенной чисти содержания, на основе кото­рой достигается эта цель;

3) взаимных действий " педагог - учащийся" на основе данно­го содержания;

4) эмоционально-оценочных действий педагога и учащихся по отношению к целям, содержанию, процессу и результату.

Последнее означает, что одним из важнейших признаков единицы технологии обучения является наличие одной из форм контроля и самоконтроля, адекватной целям обучения и достиг­нутому уровню самоорганизации учащихся в процессе обучения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.