Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 3.1. 1) Проект профессионального развития и повышения квалификации специалиста посредством задействования методологического инструментария социального






Разработать:

1) Проект профессионального развития и повышения квалификации специалиста посредством задействования методологического инструментария социального психолого-педагогического проектирования профессионального развития специалистов предприятия, отрасли, менеджеров организации.

 

 

Следует обратить внимание, что индивидуальное социальное психолого-педагогическое проектирование личности специалиста - сложный, длительный и многогранный процесс, представляющий собой документальное отражение фактов профессиональной деятельности специалиста, менеджера, потенциально пригодного для включения его в резерв руководящих кадров с момента зачисления его в трудовой штат предприятия, характеристика, становление его профессионализма. От успешности осуществления этого процесса зависит эффект хозяйственной системы страны, обеспечиваемый строгим контролем над качеством трудовых ресурсов организационных единиц.

Проектирование затрагивает аспекты психологического сопровождения, профессионального развития и обучения, а также социального прогнозирования. Индивидуальное проектирование формирования и развития специалистов, резерва руководящих кадров должны осуществляться психологами, работниками служб управления человеческими ресурсами (на предприятиях отрасли под руководством заместителя генерального директора по труду и кадрам) и отделов кадров с применением методов: анализа продуктов жизнедеятельности; наблюдения; тестирования и диагностики; моделирования; рейтингов; экспертных оценок. Проект, по своей сути, может представлять собой развернутое личное дело работника, содержащее помимо основной кадровой документации материалы управления человеческими ресурсами, материалы психолого-педагогической работы, а также документы планирования карьеры.

Проектирование может включать несколько «блоков».

Первый - документы кадрового характера, связанные с приемом и перемещением работника, сведения о поощрениях, награждениях и наказаниях, материалы, отражающие профессиональное развитие (данные о повышении квалификации, материалы аттестаций); документы об образовании и проч.

Второй блок - документы управления человеческими ресурсами, в т.ч. социально-психологических групп, а именно: материалы «входного» контроля (анкеты, тесты, документы бесед, интервью, анализы деловых и ролевых игр, а также их сценарии), позволяющие оценить профессиональные, индивидуально-психологические, физиологические особенности нового работника, охарактеризовать потенциал специалиста, которым он располагал до прихода в организацию; материалы текущего контроля (материалы тестирования, моделирования и психодиагностики; материалы (опросники, сценарии) и анализы деловых и ролевых игр, тренингов; документы наблюдения и самонаблюдения; материалы образовательных программ; методологические элементы оценки эффективности профессионального развития и обучения; материалы аттестация и т.п.), т.е. материалы, раскрывающие ценностные ориентации работника, позволяющие прогнозировать поведение личности в обозримом будущем, максимально задействовать его личностный потенциал, разработать систему мотивационных мероприятий (учитывая вкусы, предпочтения, установки, особенности менталитета, а также социально-бытовые условия и семейное положение).

 

Необходимо представить все информационно-справочные материалы этого блока в виде системы «Индивидуальное личностно-профессиональное развитие» с выделением подсистем:

1. «Входной контроль» (развернутая характеристика личности данного индивида).

2. «Продукт»/продукты» - профессиональные способности (далее «продукт»). Продукт в проектировании личности специалиста - личностные характеристики работника, которыми он должен обладать в соответствии с занимаемой должностью.

3. Технология формирования продукта.

4. Методические аспекты оценки эффективности формирования продукта.

5. Адаптация. Включает материалы по двум направлениям трудовой адаптации, первичной - адаптация молодых кадров и вторичной - адаптация работников, имеющих опыт профессиональной деятельности, но меняющих объект деятельности или профессиональную роль.

6. Обучение. Осуществляется выбор действенной технологии профессионального развития, формирования требуемых компетенций, «продукта» (разрабатывается проект образовательной технологии, учебной дисциплины/курса, программы повышения квалификации, необходимых для профессионального обучения и развития данного специалиста).

7. Управление деловой карьерой. Выделяется профессиональная и внутрифирменная карьера (осуществляемая вертикально, горизонтально, центростремительно). Можно классифицировать карьеру на властную (формальный рост работника), квалификационную, статусную (предоставление различных знаков отличия, почетных званий и т.п.), а также монетарную (повышение уровня вознаграждения работника, предоставление индивидуальных льгот и др.).

8. Кадровый резерв. Подбираются материалы методического характера по включению специалистов в кадровый резерв исходя из требований организации, организационной структуры, производственного подразделения и его текущего кадрового состава, специальности и должности.

9. Ротация.

10. Установки. Мотивация (включает информацию относительно вкусов, предпочтений, ценностных ориентаций данного специалиста).

 

Следует учесть, что конечным требованием, предъявляемым к результативности как профессиональной деятельности, так и учебно-воспитательного процесса, в том числе направленного на повышение профессиональной квалификации (профессиональное развитие и обучение), выступает понятие «профессионализм», которое составляют (показатели): знания, умения и навыки; потенциал: адаптивность (психологическая и социальная устойчивость; скорость реакции; акцентуарий темперамента); обучаемость - возможность восприятия нового (скорость восприятия информации; степень креативности мышления).

 

Для выполнения данного задания необходимо выбрать реального специалиста, проект профессионального развития посредством профессионального обучения и формирования требуемой компетенции, будет осуществлен. В разработанном проекте должно быть представлено:

1 - Ф.И.О. специалиста, его профессиональные и должностные обязанности;

2 - развернутая характеристика личности данного специалиста (для этого целесообразно обратиться к «психологии личности»), раскрыть методический инструментарий диагностики;

3 - обосновать целесообразность применения психолого-педагогического проектирования для этого специалиста; дать характеристику текущих профессиональных способностей;

4 - определить личностные характеристики работника, которыми он должен обладать в соответствии с реализацией предполагаемого проекта;

5 - разработать технологию профессионального развития данного специалиста;

6 - определить методический инструментарий диагностики эффективности выбранной технологии (целесообразно опираться на измерения в педагогике и психологии).

В данном задании технология профессионального развития и обучения излагается достаточно сжато, так как задание № 2 «Проект новой учебной дисциплины, программы курса, программы повышения квалификации» как раз и направлено на детальное исследование образовательных программ, направленных на профессиональное обучения и развитие специалистов.

2) Проект новой учебной дисциплины, программы курса, программы повышения квалификации, технологии профессионального обучения и развития, создающийся для реализации проекта профессионального развития и повышения квалификации специалиста, формирования требуемых знаний, умений и навыков, необходимых для конкретной должности, …звания, профессии, либо для формирования профессиональных, гражданских и личностных качеств специалиста.

 

Важнейшей составляющей процесса профессионального развития специалиста, менеджера, применения социально-педагогического проектирования его личности выступает эффективная технология профессионального обучения и развития, а также действенная методика оценки эффективности этой технологии.

Для выполнения данного задания следует опираться на нижепредставленную методологию педагогического проектирования.

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Проектирование образовательных систем всех уровней следует отнести к области социального проектирования. Основным его результатом являются требова­ния, предъявляемые к педагогической системе по качеству зна­ний, умений и деятельности, а также ограничения условий ее функционирования по срокам обучения, материальному, кад­ровому и финансовому обеспечению. Собственно же педагогическое проектирование относится к тем подсистемам, в которых осуществляют целенаправлен­ное взаимодействие педагогов и учащихся на основе содержа­ния образования. При заданных требованиях и условиях ос­новной целью педагогического проектирования является со­гласованность социального и психологического аспектов это­го взаимодействия.

Исходя из представления о целостности, образовательный процесс следует рассматривать как обладающий собственной структурой, внутренней активностью и автономностью по от­ношению к среде, специфическими закономерностями разви­тия и функционирования. В качестве обобщенной характерис­тики такого процесса может быть принята способность к само­стоятельному конструктивному разрешению внутренних про­тиворечий, возникающих между участниками образовательного процесса при заданных условиях и требованиях. При этом до­стигается удовлетворение потребности учащегося в собствен­ном становлении и соответствие этих потребностей требовани­ям экономики, государства, общества, организационной единицы. Внешним признаком целостности образовательного про­цесса в пределах педагогической системы факультета, специ­альности, учебной дисциплины может служить достижение тре­буемого уровня знании и умений за установленные сроки обу­чения при отсутствии непродуктивных конфликтов между субъ­ектами процесса.

 

ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Педагогическое проектирование как процесс создания но­вых объектов включает в себя следующие основные этапы:

1) изучение (исследование) целей, содержания, методов, форм и средств обучения с целью установить зависимость результатов обучения от различных педагогических факторов и условий; выявление основных противоречий существующего процесса обучения и постановка проблемы;.

2)исследование условий реализации разрабатываемой тех­нологии обучения, выявление имеющихся ограничений (временных, технических, психологических и ресурсных); определение критериев достижения целей обучения и критериев опти­мальности педагогической технологии;

3) разработка нескольких вариантов эскизного проекта содержания и структуры учебной дисциплины, курса повышения квалификации, раздела или темы; выбор оптимального варианта;

4) разработка технического проекта оптимального вари­анта структуры и содержания учебной дисциплины, курса, раздела или темы;

5) разработка нескольких вариантов технологии обучения учебной дисциплины, раздела или темы;

6) разработка дидактических средств технологии обучения (пособий, раздаваемых и демонстрационных материалов, сце­нариев компьютерных учебных программ, тестов, вариантов заданий и контрольных работ и т.п.);

7) опытная реализация проекта учебной дисциплины, раз­дела или темы; исследование эффективности и разработка ре­комендаций по совершенствованию.

 

Очевидно, что выполнение полной программы педагоги­ческого проектирования в рамках контрольной работы практически нереально.

Как правило, в процессе выполнения контрольной работы мо­гут быть решены задачи одного- двух этапов; обычно из третье­го, четвертого, пятого или шестого. В содержание проекта сле­дует включить результаты педагогического исследования, хотя бы на уровне выявления противоречий и постановки задач про­ектирования, а также результаты опытной реализации автором собственных педагогических разработок.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.