Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иллюзии движения 3 страница






5 См.: Conrad D.G., Elsmore T.F., Sodetz F.J. A Tetrahydrocannabinol: Dose-related
effects on timing behavior in chimpanzee // Science. 1972. 175. P. 547-550; Fisher R. The
biological fabric of time. In Interdisciplinary perspectives of time // Annals of the New York
Academy of Sciences. 1967. 138. P. 451-465.


228 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия

косвенно, изменяя различные физиологические процессы. Кроме того, большинство этих наркотиков, судя по всему, обостряют восприятие всего происходящего вокруг и готовность к различным действиям, которые тоже могут влиять на восприятие времени. К обсуждению этого вопроса мы еще вернемся.

Когнитивные теории восприятия времени

Точка зрения, весьма отличная от изложенной выше, заключается в том, что восприятие времени является результатом когнитивной ак­тивности. Более конкретно эта мысль может быть выражена следующим образом: восприятие времени — это когнитивная конструкция, продукт умственной активности, определяемой природой и масштабом (размахом) когнитивной обработки информации, выполненной за данный промежу­ток времени. Известно несколько когнитивных теорий восприятия вре­мени1, однако одной из самых ранних, наиболее репрезентативных и широко изучаемых является теория Роберта Орнштейна2.

Теория Орнштейна: объем информации, сохраненной в памяти

Создавая свою теорию восприятия времени, Орнштейн исходил из того, что восприятие человеком продолжительности какого-либо времен­ного отрезка зависит от того, что сохранилось в его памяти3. В основе теории Орнштейна лежит тезис, в соответствии с которым воспринимае­мая продолжительность временного отрезка определяется количеством информации, сознательно усвоенной в этот период времени и сохранен­ной. Согласно этой точке зрения, восприятие времени либо зависит от сохранившихся в памяти когнитивных событий, либо конструируется на их основе. Сравнивая память человека с компьютером, Орнштейн пишет:

Воли в компьютер введена информация и ему дана команда определенным образом сохранить ее, мы можем выяснить, сколько слов или какой объем носителя для этого понадобился. Для хранения более сложной информации

1 См.: Block МЛ. Models of psychological time, // R.A.Block (Ed.). Cognitive models of
psychological time. Hillsdale. NJ: Lawrence Erlbaum, 1990; Gilliland A.R., Hofeld J.,
EckstrandG.
Studies in time perception // Psychological Bulletin. 1946. 43. P. 162-176;
Kristofferson A.B. Attention and pschophysical time // Acta Psychologiea. 1967. 27. P. 93~~
100; Mlchon J. Tapping regularity as a measure of perceptual motor load // Ergonomics.
1966. 9. P. 401-412; Thomas ЕЛ. С, Weaver W.B. Cognitive processing and time perception
// Perception & Psychophysics. 1975. 17. P. 363-367.

2 См.: Ornstein R.E. On the experience of time. Baltimore, MD: Penguin Books, 1969.

3 См. там же.


Шиффман X. Восприятие времени



потребуется больше места, чем для хранения простой. Аналогично и инфор­мация, состоящая из многих разных фрагментов, потребует больше места, чем однородная информация <...>. Если речь идет об определенном промежутке времени, то восприятию его как более продолжительного будет способствовать либо увеличение числа сохраняемых событий, либо их усложнение, и чем больше объем сохраняемой информации, тем более продолжительным кажет­ся данный промежуток времени1.

Восприятие времени, если смотреть на него именно с этих позиций, легко поддается анализу. Согласно теории Орштейна, такие стимульные факторы, как количество и сложность событий, имевших место в опре­деленный период времени, а также эффективность их кодирования и сохранения в памяти, влияют на количество информации, которую нуж­но обработать. Следовательно, восприятие продолжительности данного пе­риода времени тоже во многом зависит от этих факторов. Например, увеличение в определенный промежуток времени как числа событий, так и их сложности увеличивает объем информации, подлежащей обработке, и, таким образом, этот промежуток времени начинает восприниматься как более продолжительный. В следующем подразделе мы рассмотрим, как именно некоторые из этих факторов влияют на восприятие времени.

Количество событий. Орнштейн указывает на существование прямой зависимости между количеством событий и воспринимаемой продолжи­тельностью данного отрезка времени2. Его эксперименты продолжались одно и то же время — 9 мин 20 с, — но стимулы — звуковые сигналы — подавались с разной скоростью: 40, 80 или 120 сигналов в минуту. Как и ожидалось, увеличение числа стимулов во время эксперимента (или числа изменений характера стимуляции) привело к тому, что испытуемым эти эксперименты показались более продолжительными, а именно: экспе­римент, в котором звуковые сигналы подавались со скоростью 120 сигна­лов в минуту, показался продолжительнее эксперимента, в котором ско­рость подачи звуковых сигналов составляла 80 сигналов в минуту, и оба эти эксперимента были оценены как более продолжительные, чем тот, в котором скорость подачи сигналов была равна 40 сигналам в минуту (ана­логичные результаты получены с использованием мелодичных стимулов3).

1 См.: Ornstein R.E. On the experience of time. Baltimore, MD: Penguin Books, 1969. P. 41.

2 См. там же.

3 См.: Boltz M.G. Task predictability and remembered duration // Perception &
Psychophysics. 1998. 60. P. 768-784: Boltz M.G. The processing of temporal and nontemporal
information in the remembering of event duration and musical structure // Journal of
Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 1998. 24. P. 1087-1104;
Boltz M.G. The relationship between internal and external determinants of time estimation
behavior // V. DeKeyser, G. d'Ydewalle, Y.A.Vandierendonck (Eds.). Time and the dynamic
control of behavior. Gottinge, Germany: Hogrefe & Huber Publishers, 1998. P. 109-127.;
Boltz M.G. Tempo discrimination of musical patterns: Effects due to pitch and rhythmic
structure // Perception & Psychophysics. 1998. 60. P. 1357-1373.


230 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия

Влияние количества событий на восприятие продолжительности вре­менного отрезка подтверждено также и в экспериментах с использова­нием зрительной1 и тактильной2 сенсорных модальностей. Короче го­воря, период времени, заполненный большим числом событий (стиму­лов), оценивался испытуемыми как более продолжительный в сравнении с тем отрезком времени, который вместил в себя меньше событий. (Аналогичные результаты были получены в опытах с участи­ем детей не старше 6 лет3.

Интересные результаты, связанные с определением продолжитель­ности звучания мелодий, получены Коваль4. Она установила, что соче­тания музыкальных нот, которые испытуемые оценивали как более зна­комые, предсказуемые и «организованные», воспринимались ими и как более продолжительные, чем те же самые сочетания нот, но исполнен­ные задом наперед. Несмотря на то что ее данные вроде бы не согласу­ются с представлениями Орнштейна о роли объема сохраненной инфор­мации, Коваль также нашла, что знакомые мелодии воспринимались как содержащие значительно большее количество нот, чем незнакомые. Следовательно, результаты экспериментов Коваль согласуются с теори­ей Орнштейна в том, что восприятие любого временного интервала за­висит от числа событий, или элементов, воспринятых в течение этого интервала. В ряде публикаций сообщается и об аналогичном влиянии на восприятие времени и числа изменений стимуляции5.

Заполненные промежутки времени/незаполненные промежутки времени. С зависимостью восприятия времени от количества событий связан и труднообъясняемый, но имеющий положительное подтверж­дение тезис, согласно которому «заполненные» промежутки времени, т.е. временные отрезки, «содержащие» такие стимулы, как звуковые или световые сигналы, обычно воспринимаются как более продолжи-

1 См.: Mescavage A. A, Helmet W.I., Tatz SJ., Runyon R.P. Time estimation as a function
of rate of stimulus change // Paper presented at the annual meeting of the Eastern Psy­
chological Association. N. Y.: April, 1971; Schlffman H.R., Bobko D.J. The role of number
and familiarity of stimuli in the perception of brief temporal intervals // American Journal
of Psychology. 1977. 90. P. 85-93.

2 См.: Buffardl L. Factors affecting the filled-duration illusion in the auditory, tactual,
and visual modalities // Perception & Psychophysics. 1971. 10. P. 292-294.

3 См.: Arlin M. The effects of physical work, mental work, and quantity on children's
time perception // Perception & Psychophysics. 1989. 45. P. 209-214.

4 См.: Kowal KM. Apparent duration and numerosity as a function of melodic familiarity
// Perception & Psychophysics. 1987. 42. P. 122-131.

5 См.: Pop'titer W.D., Нота D. Duration judgment and the experience of time // Perception
& Psychophysics. 1983. 33. P. 548-560; Block RA. Experiencing and remembering time:
Affodances, context, and cognition // I. Levin, D. Zakay (Eds.). Time and human cognition:
A life-span perspective. Amsterdam: North Holland, 1989.


Шиффман X. Восприятие времени



тельные, чем «пустые» временные интервалы между предъявлениями двух сигналов1.

Совершенно неожиданно, однако, именно эта ситуация помогает также понять, почему человеку, нетерпеливо ожидающему какого-либо события, например получения важного письма, чьего-либо приезда или результата тестирования, кажется, что время «тянется», и он восприни­мает «пустой» промежуток времени как более продолжительный, чем он есть на самом деле, т.е. переоценивает его. В данном случае эта «пере­оценка» времени является результатом когнитивно-эмоционального вли­яния ожидания. Ожидание повышает общий тонус индивидуума, вслед­ствие чего он становится более чувствительным к «восприятию временной информации» и «переоценивает» время2. Подобная ситуация, возникаю­щая, когда человек очень ждет какого-то события, прекрасно отражена в поговорке «Вода в котле, за которым наблюдают, никогда не закипа­ет». (Мы еще вернемся к этому феномену.)

Обобщая изложенное выше, можно сказать, что «пустой» промежу­ток времени содержит меньше информации, которую нужно обрабатывать, чем «заполненный», вследствие чего при их сравнении и может восприни­маться как более короткий. Однако пассивно проживаемый «пустой» вре­менной интервал способен также обострить восприятие времени, и у чело­века может возникнуть впечатление, что прошло больше времени, чем на самом деле. Следовательно, в зависимости от характера ситуации и от того, чем человек занят, «пустой» промежуток времени может восприниматься им либо как более продолжительный, либо как более короткий, чем рав­ный ему по физической продолжительности «заполненный» промежуток3.

1 См.: Gomez L.M., Robertson L.C. The filled-duration-illusion: The function of temporal
and nontemporat set // Perception & Psychophysics. 1979. 25. P. 432-438; Long G., BeatonR.J.
The contribution of visual persistence to the perceived duration of brief targets // Perception
& Psychophysics. 1980. 28. P. 422-430; Thomas EA.C, Brown I. Time perception and the
filled duration illusion // Perception & Psychophysics. 1974. 16. P, 449-458; Thomas EA.C,
Weaver W.B.
Cognitive processing and time perception // Perception & Psychophysics. 1975.
17. P. 363-367.

2 См.: Block RA., George E.J., Reed MA. A watched pot sometimes boils: A study of
duration eperience // Acta Psychologica. 1980. 46. P. 81-94; Cahoon D., Edmonds EM. The
watched pot still won't boil: Expectancy as a variable in estimating the passage of time //
Bulletin of the Psychonomic Society. 1980. 16. P. 115-116; Ornstein R.E. On the experience
of time. Baltimore, MD: Penguin Books, 1969; Zakay D. Relative and absolute duration
judgments under prospective and retrospective paradigms // Perception & Psychophysics.
1993. 54. P. 656-664.

3 См.: Boltz M.G. The estimation and attentional perspective // Perception &
Psychophysics. 1991. 49. P. 422-433; Grondin S., Rousseau R. Judging the relative duration
of multimodal short empty time intervals // Perception & Psychophysics. 1991. 49. P. 245-
256; Grondin S. Duration discrimination of empty and filled intervals marked by auditory
and visual signals // Perception & Psychophysics. 1993. 54. P. 383-394; Rammsayer T.M..
Lima S.D.
Duration discrimination of filled and empty auditory intervals: Cognitive and
perceptual factors // Perception & Psychophysics. 1991. 50. P. 565-574; Zakay D„ Block RA.
Temporal cognition // Psychological Science. 1997. 6. P. 12-16.


232 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия

Сложность стимула. Влияние сложности стимулов, предъявляе­мых в течение определенного промежутка времени, на восприятие его продолжительности изучено Орнштейном1 и другими исследователями2. Как правило, чем сложнее предъявляемые стимулы, тем более продол­жительным кажется период тестирования. Это явление наблюдалось и при стимуляции различными визуальными стимулами — геометрически­ми фигурами, сложность которых определялась количеством внутренних углов, — и при стимуляции звуковыми сигналами разной степени слож­ности. Аналогичное влияние на восприятие времени испытуемыми на­блюдалось и тогда, когда они прослушивали разные по сложности мело­дии: более сложные мелодии признавались ими и более продолжитель­ными по времени, чем простые3.

Установлено, что на восприятие времени влияет и характер выпол­няемой работы, а именно то, насколько она знакома исполнителю и пред­сказуема. Если речь идет о знакомой, хорошо организованной и пред­сказуемой деятельности, когда человек заранее знает, чего ему следует ожидать и в какой последовательности нужно выполнять те или иные действия, чтобы успешно справиться с заданием, он воспринимает вре­мя относительно точно. Примерами подобных ситуаций могут служить регулярная доставка корреспонденции почтальоном, выбор и покупка продуктов в знакомом магазине или сортировка каких-либо знакомых предметов. Напротив, если задание незнакомо и непредсказуемо и чело­век не знает, чего именно ему следует ожидать, — примером может быть ситуация, при которой человек впервые постигает действия, необходимые для решения сложных перцептивно-моторных задач, а именно это и про­исходит, когда он начинает учиться водить машину, — ему кажется, что проходит больше времени, чем на самом деле, т.е. время, затраченное при этом, переоценивается.

Организация информации и память. Согласно теории восприятия времени, основанной на объеме сохраненной информации, воспринимае­мая продолжительность промежутка времени зависит также и от того, каким образом организована информация, представленная в течение это­го промежутка (т.е. как она закодирована и сохранена в памяти), а так­же от количества сохраненной в памяти стимульной информации. Из этого следует, что чем больше информации о прошедшем временном ин­тервале сохранилось в памяти, тем более продолжительным он кажется. С этим тезисом согласуется и следующий установленный Орнштейном факт: неприятные стимулы запоминаются хуже, чем нейтральные, а не-

1 См.: Ornstein B.E. On the experience of time. Baltimore, MD: Penguin Books, 1969.

2 См.: Schiffman H.R., Bobko D.J, Effects of stimulus complexity on the perception of
brief temporal intervals // Journal of Experimental Psychology. 1974. 103. P. 156-159.

3 См.: Yeager J. Absolute time estimates as a function of complexity and interruptions
of melodies // Psychonomic Science. 1969. 15. P. 177-178.


Шиффман X. Восприятие времени



приятные события воспринимаются как более быстротечные1. Всем из­вестно, что по прошествии времени кажется, будто приятные или инте­ресные события длились дольше, чем это было на самом деле. Причина подобного феномена может заключаться в том, что эти эпизоды запоми­наются лучше, нежели обычные и заурядные события, а потому по срав­нению с ними и кажутся более продолжительными.

Мюллиган и Шиффман, объясняя роль организации и памяти в из­менении кажущейся продолжительности временного промежутка с пози­ций экологического подхода, приводят свидетельство в поддержку этого аспекта теории восприятия времени, основанной на объеме сохраненной информации (теории Орнштейна)2. В одном из экспериментов они предъ­являли испытуемым (в течение фиксированного периода времени) контур­ный рисунок (рис. 2) и просили их изучить и запомнить его. Если предъ­явлению рисунка предшествовала (или следовала за ним) облегчающая выполнение задания помощь в виде подписи к нему или вербального ком­ментария, испытуемым казалось, что рисунок «промелькнул» быстрее, чем в отсутствие такой помощи. Иными словами, словесный или графический лейбл, уменьшая неопределенность рисунка, облегчал его запоминание.

Эти результаты подтверждают справедливость предположения, что «помощь», даже если она поступает после предъявления рисунка, облег­чает его сохранение в памяти. Именно поэтому временные интервалы, содержащие стимулы, которые хорошо организованы, а потому требуют сохранения в памяти меньшего объема информации, воспринимаются как более короткие, чем временные интервалы, в которых присутствуют те же самые, но менее организованные стимулы.

Интересным примером роли памяти в восприятии течения времени является один из вариантов классического гештальтистского эффекта Зейгарник, в соответствии с которым выполненное задание запоминается хуже, чем невыполненное3. Возможно, большинству учащихся, которым приходилось сдавать экзамены в форме тестов, когда за определенное время нужно было ответить на разные вопросы, выбрав один ответ из предложенных нескольких ответов, или дополнить неполный ответ, это известно из собственного опыта. После тестирования легче всего вспоми­наются те вопросы, на которые человек не смог ответить, и те, в ответах на которые он не уверен, т.е. те вопросы, которые остались «когнитивно неразрешенными». Следовательно, поскольку незавершенная работа со­храняется в памяти лучше, нежели завершенная, затраченный на нее период времени должен восприниматься как более продолжительный.

1 См.: Ornstein R.E. On the experience of time. Baltimore, MD: Penguin Books, 1969.

2 См.; Mulligan R.M., Schiffman H.R. Temporal experiences as a function of organization
in memory // Bulletin of the Psyohonomic Society. 1979. 14. P. 417-420.

3 См.: Zeigarnik B. Uber das Behalten eriedigter uad uner-ledigter Handlungen // Psychol.
Forsch. 1927. 5. P. 1-85.



Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия



 

 


Рис. 2. Неоднозначный контурный рисунок, предъявлявшийся Мюллиганом и Шиффманом1 Описание, делающее рисунок менее двусмыслен­ным, звучит так: «Ранняя пташка, поймавшая здоровенного червяка»


Справедливость этого предположения подтверждается тем, что испытуе­мые, которым экспериментаторы мешали выполнять простые задания, воспринимали затраченное на них время как более продолжительное, чем те, которым экспериментаторы позволили их закончить2.

Прежде чем завершить обсуждение подхода Орнштейна к восприя­тию времени, основанного на объеме сохраненной в памяти информации, следует сказать, что это отнюдь не первая попытка рассматривать воспри­ятие времени преимущественно как когнитивное явление3. Теория Орн­штейна не является также и единственным примером когнитивного под­хода к восприятию времени, о чем свидетельствует материал, изложен­ный в следующем подразделе.

Когнитивно-аттенционная теория

Альтернативой теории Орнштейна, согласно которой восприятие вре­мени зависит от объема сохранившейся в памяти информации, является теория, которая, судя по всему, занимает важнейшее место среди когни­тивных подходов и исходит из того, что восприятие времени непосред­ственно зависит от центра внимания. Сторонники когнитивно-аттенци-онной теории считают, что существуют два не зависимых друг от друга механизма внимания: 1) невременной механизм обработки информации, связанный с обработкой информации о происходящих когнитивных со­бытиях; 2) когнитивный таймер, кодирующий и обрабатывающий инфор-

1 См.: Mulligan R.M., Schlffman H.R. Temporal experiences as a function of organization
in memory // Bulletin of the Psychonomic Society. 1979. 14. P. 417-420.

2 См.: Schiffman N.. Grelst-Bousquet S. The effect of task interruption and closure on
perceived duration // Bulletin of the Psychonomic Society. 1992. 30. P. 9-11; Fortln C,
Rousseau R.. Bourque P., Kirouac E.
Time estimation and concurrent nontemporal processing:
Specific interference from short-term memory demands // Perception & Psychophysics. 1993.
53. P. 536-548.

3 См.: Gilllland A.R., Hofeld J., Eckstrand O. Studies in time perception // Psychological
Bulletin. 1946. 43. P. 162-176; Kristofferson А.Б. Attention and psychophysical time //
Acta Psychologica. 1967. 27. P. 93-100; Michon J. Tapping regularity as a measure of
perceptual motor load // Ergonomics. 1966. 9. P. 401-412.


Шиффман X. Восприятие времени



мацию о времени1. Следовательно, при выполнении типичного задания «на время» испытуемые делят свое внимание между его когнитивными требо­ваниями и обработкой информации о том конкретном временном интерва­ле, который им нужно оценить. Поскольку оба эти механизма (или процес­сора) претендуют на ограниченный «запас» внимания и конкурируют меж­ду собой за обладание им, характер восприятия времени напрямую зависит от относительного объема внимания, отданного каждому из этих про­цессов. Если временным аспектам задания уделяется больше внимания, чем когнитивным, затраченное на его выполнение время кажется больше, чем есть на самом деле, а если основное внимание уделяется когнитивным аспектам, то испытуемому кажется, что он затратил на выполнение зада­ния меньше времени, чем на самом деле. Согласно этой теории, восприя­тие времени непосредственно зависит от того, сколько внимания испытуе­мый уделяет течению времени. Как отмечал Фрэсс2, «чем больше человек обращает внимания на время, тем медленнее оно течет... Напротив, если работа трудна и/или интересна, оно пролетает незаметно».

Подобный подход позволяет объяснить результаты ряда эксперимен­тов и житейские ситуации. Так, «пустой» временной промежуток, о кото­ром говорилось выше (т.е. промежуток времени, включающий в себя все­го лишь несколько сенсорных событий или вовсе лишенный их), может показаться более продолжительным, чем промежуток времени, наполнен­ный требующими внимания стимулами3. Согласно этой концепции, когда временной интервал заполнен стимулами, больше внимания направляется на обработку поступающей от них информации и меньше — на когнитив­ный таймер, в результате чего сознательное восприятие времени сводится к минимуму и человеку кажется, что оно проходит быстро. Справедли­вость подобного вывода подтверждается и наблюдением, согласно которому усложнение задания приводит к тому, что человек занижает время, затра­ченное на его выполнение4.

1 См.: Thomas ЕЛ.С, Weaver W.B. Cognitive processing and time perception // Percep­tion & Psychophysics. 1975. 17. P. 363-367; Underwood G. Attention and perception of duration during encoding and retrieval // Perception. 1975. 4. P. 291-296; Zakay D. Subjective time and attentional resource allocation; An integrated model of time estimation // I.Levin, D. Zakay (Eds.). Time and human cognition: A life-span perspective. Amsterdam: North-Holland, 1989; Zakay D. Relative and absolute duration judgments under prospective and retrospective paradigms // Perception & Psychophysics. 1993. 54. P. 656-664.

2 См.: Fraisse P, Perception and the estimation of time // Annual Review of Psychology. 1984. 35. P. 31.

3 См.: Hogan H.W. A theoretical reconciliation of competing views of time perception //
American Journal of Psychology. 1978. 91. P. 417-428.

4 См.: Brown S.W. Time perception and attention: The effects of prospective versus
retrospective paradigms and task demands on perceived duration // Perception & Psychophy­
sics. 1985. 38. P. 115-124; Hogan H.W. A theoretical reconciliation of competing views of
time perception // American Journal of Psychology. 1978. 91. P. 417-428; Zakay D., Fallach E.
Immediate and remote time estimation — A comparison // Acta Psychologica. 1984. 57. P.
69-81; Zakay £ >., Nitzan D„ Glicksohn J. The influence of task difficulty and external tempo


236 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия

Погруженность в какое-либо занятие, требующее усилий (например, решение проблемы и прохождение тестирования), приводит к необходимо­сти обрабатывать большее количество информации, в результате чего осоз­нание времени как такового снижается и человеку начинает казаться, что оно идет быстро. Напротив, когда человек стоит в очереди, занят выпол­нением рутинных, нагоняющих тоску операций или оказывается в ситуа­ции, которую можно сравнить с «наблюдением над котлом, вода в котором все никак не закипает» (выше эта ситуация была объяснена по-другому исходя из теории Орнштейна), т.е. в тех случаях, когда у человека недо­статочно информации, нуждающейся в обработке, когнитивному таймеру «достается» больше его внимания. В результате человеку никак не удает­ся отвлечься от мыслей о времени: ему кажется, что оно начинает весить гораздо больше и тянется бесконечно. Чем больше внимания мы уделяем течению времени, тем более медленным оно нам кажется.

Подобный анализ применим и к знакомым всем ситуациям, обоб­щенным в крылатом выражении «счастливые часов не наблюдают». В ситуациях, о которых можно сказать этими словами, внимание челове­ка больше приковано к тому, что он делает, т.е. к обработке невременной информации, чем к когнитивному таймеру, и осознанное ощущение времени притупляется. Следовательно, чем меньше внимания уделяется течению времени, т.е. когнитивному таймеру, тем более быстротечным кажется время1. На самом деле складывается такое впечатление, что едва ли не все, что способно отвлечь наше внимание от наблюдения за ходом времени или от внимания к нему, снижает его восприятие. Ниже приводится высказывание Джона Бойтона Пристли, в котором эта мысль обобщается в несколько импрессионистской манере:

Когда мы полностью используем свои возможности, отдаем чему-либо всю свою душу и все свое сердце, словом, когда мы живем богатой и интересной жизнью, а не просто существуем, наше внутреннее ощущение времени тран­жирит отведенное нам реальное время, как пьяный матрос — свое жалование. Нам кажется минутами то, что на самом деле составляет часы2.

Биологическая/когнитивная основа восприятия времени

Изучение специальной литературы позволяет сделать вывод о су­ществовании некой связи между активностью организма и чувством вре­мени. Точно так же можно говорить и о том, что временное восприятие сложных событий испытывает некоторое когнитивное влияние. Как

1 См.: Mattes S., Ulrlch R. Directed attention prolongs the perceived duration of a brief
stimulus // Perception & Psychophysics. 1998. 60. P. 1305-1317.

2 Цит. по: Hogan H.W. A theoretical reconciliation of competing views of time perception
// American Journal of Psychology. 1978. 91. P. 419.

 

 


 

Шиффман X. Восприятие времени


можно разрешить противоречие между двумя этими подходами? Следует отметить, что информация о восприятии времени испытуемыми и об их реакциях, полученная в экспериментах, подтверждающих существо­вание биологических часов как основы восприятия времени, как прави­ло, весьма значительно отличается от информации о восприятии време­ни, полученной в экспериментах, подтверждающих когнитивную приро­ду чувства времени. В экспериментах первого типа часто используются короткие временные интервалы и используются такие способы оценки реакции испытуемых, как отбивание ударов или счет со скоростью один удар или один «счет» в «субъективную» секунду. Не исключено, что восприятие очень коротких промежутков времени основано на совершен­но иных психологических или физиологических процессах, чем воспри­ятие более продолжительных временных отрезков. Возможно, когда речь идет о коротких промежутках времени, внимание человека преимуще­ственно сосредоточено на восприятии времени как такового, в чем и проявляется влияние физиологических ритмов1, в то время как сужде­ния о более продолжительных периодах принимаются в большей степе­ни на основе такой косвенной информации о течении времени, как ко­личество и сложность выполненных действий. По мере увеличения вре­менного периода возрастает вероятность вовлеченности в его оценку памяти и других, менее специфических когнитивных процессов2. Если это предположение верно и дело заключается именно в этом, то тогда оба подхода к объяснению восприятия времени имеют право на суще­ствование и их использование определяется продолжительностью вре­менного интервала. С наибольшим успехом биологическое объяснение может быть использовано при очень непродолжительных временных интервалах, в то время как более продолжительные временные отрезки, воспринимаемые более опосредованно и с большим вниманием к внеш­ним событиям и невременным факторам, «подпадают под действие» ког­нитивного подхода.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.