Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция первоб.общин. и рабовлад хоз-ва. Древ. центры мир. цивилизаций.






Предмет и задачи истор. н. Формац. и цивилизац. подходы. Источн. и литер.

История - наука комплексная, интегральная, так как изучает все, что развивает­ся во времени и пространстве. Пр. историч. науки – изучение всей совокупности явлений общественной жизни на протяжении всей истории общества начиная с первобытно-общинной эпохи до нашей дней.

Познавательная ф-ция - собирание конкретных фактов, их система­тизация и рассмотрение в связи одного с другим. Практическая - это выяснить, что происходи­ло в прошлом и интерпритировать в наст. и буд. Воспитат. ф-ция - воспитание на основе истор. (патриот, интернацион., тру­довые, моральн.) моментах.

Формационный подход К. Маркса - прогресс человечества осущ. в виде закономерных смен пяти основных обществ.-эконом. формаций (первобытнообщин., рабовлад., феодальной, капиталист., коммунист.). Переход к новой формации осущ. в итоге социальных революций. Недостатки: 1.не все страны повторяют форма­ционный ход европейских стран.2. абсолютизир. классовой борьбы, насилие, соц. революции.3. объяснение истор. со­бытий объективн. факторами, не вкл. человеч.

Цивилизационного подход - положены не производств. отношения, как при формационном подходе, а человек в совокупности его потребностей, способностей, воли и знаний. Рост материал. и дух. потреб­ностей человека служит толчком для общественного про­гресса.

Задачи исорич. науки: 1)углубление знаний по отеч. истории, 2)изучение общих закономер-тей и особенностей историч. развития. чел-ва, понимание места в нём истории, 3)повыш. личной эрудиции студ., 4)воспитание патриотизма, 5)исследование проблем альтернативного развития, 6)проведение сравнит.-историч. анализа всех сторон обществ. явлен. в Б, 7)изучение проблем взаимосвязи и взаимозависимости экономики и политики, 8)умение анализировать взаимосвязь демографич. и экономич. процессов

Свидетельства о прошлом дают истор. источники - все то, что осталось с прошлого и несет хоть какую-то информацию о нем: экспедициях, летописях, истор. архивах, воспомин. очевидцев. Источники: письменные; вещественные; этнограф.; разговорные; фольклорные; кинофотодокум.; фонодокументы. Сущ. многочисл. литература: всемирная история, история отдельных континентов и стран, история отдельных периодов или эпох, ис­тория разных обществ. периодов, история выдающ. личностей.

Эволюция первоб.общин. и рабовлад хоз-ва. Древ. центры мир. цивилизаций.

В соответствии с общеисторич. периодизац. истоия первобытн. об-ва. прошла след. стадии: 1) первобытн. человеч. стадо (праобщина) 2)ранняя род. общ. 3) поздняя род. общ 4) разложение первобытн. об-ва и начало образов. классов. Чел. выделился из животн. мира ок 3 млн лет назад (Африка). 200-300тыс л. назад вся территория Б. под ледником. На тер-ии совр. Б. первые люди (неандертальцы) появ. – 150-35 тыс лет назад(Светиловичи, Бердыж, Обидовичи). 11тыс л. назад выделяется человек разумный. Археологическая периодиз.: С эволюцией орудий труда историю первобытного общества делит: Каменный век (3, 5млн. лет назад -2, 5 тыс лет до н э): 1) палеолит (3-2, 5млн. лет назад - 10 тыс лет до н.э.): а)нижний(2, 5млн – 150тыс л до н.э.) б)средний(150-35тыс л до н.э.) в) верхний(35-10 тыс л до н.э.), 2) мезолит (9-5 тыс до н.э.), 3) неолит (5-2 тыс лет до н.э.) Бронзовый век (2 тыс до н э-нач I тыс до н э); Железный век (на территории рб нач 7в. до н э-сер 7в.н.э.).

Основой производств. отнош. первобытнообщин. строя была коллективная, общинная собственность на орудия и ср-ва пр-ва. В конце верхнего палеолита уменьшение размеров животных потребовало совершенств. охотничьего оружия: изобретается лук, совершенств. копье-металка. В мезолите хоз-во и орудия труда стали более разнообр. Характерн. черта мезолита – уменьш. размеров орудий, появление микролитов – орудий, сделанных из мелких пластин или отщепов и имеющих геометрическую форму. Они служили наконечник. стрел, дротиков, но могли использов. и в кач-ве деталей составн. орудий. В период неолита появились шахты по добыче кремня, началось широкое использов. обсидиана – твердого вулканич. стекла, стали применяться полое сверло, шлифованные топоры, жатвенные ножи, лодки-долбленки, лыжи, сани, посуда и разные изделия из обожженной глины. Неолитическая революция – переход от присвающего хоз-ва (собирательство, охота, рыболовство, бортнич-во) к производящему (земледелие, скотов-во) (термин ввёл Чайлд в 1950г).

В определенный момент развития стали выделяться старейшины родов, племенные вожди. Источником их доходов были их собств. земли, обработанные трудом общинников, налоги, поборы, войны, которые стали преследовать цель захвата земли. В их руках накапливались материальные ценности. Переход к земледелию, разложение общины, расширение рамок частной собственности вызвали имущественное и социальное неравенство, обусловили образование государства.

Древний Восток стал колыбелью циви­лизации. Примерно в середине IV тыс. до н.э. здесь возникли первые гос. образования – сначала в Месопотамии, Египте(3-е тыс до н.э.), затем Хетское царство, Ассирия, Сирийские города-гос-ва, Палестинские царства(3-е-2-ое тыс до н.э.). Раннему развитию земледелия в этих регионах благоприятств. теплый климат, наличие плодородн. речных долин, легко обрабатываем. почвы, возможн-ть ежегодн. ее орошения. В отличает от Бл. Востока, народы Европы и Китая до 2ого тыс до н.э. не знали ни колеса, ни пера и только во 2ом тыс. до н.э. там начали возникать первые зачатки государ-сти и только в 1ом тыс до н.э. в рез-те экономич. развития в Европе и на Бл. Востоке появляются крупные гос-ва.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.