Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Р. Вудвортс, Г. Шлосберг






МЕТОДЫ ШКАЛИРОВАНИЯ1 Метод равных сенсорных расстояний

Имеется ряд методов, в которых испытуемый пытается выбрать или согласовать серию стимулов так, чтобы они отмечали субъективно рав­ные расстояния на некотором континууме. Первый из них — «деление интервала пополам» — был использован Плато в 1850 г. Он просил ху­дожников воссоздать серый тон, который является средним между чер­ным и белым. Иными словами, субъективное расстояние между белым и серым было таким же, как между черным и серым. Метод разработан Дельбефом, Мюллером и Титченером (1905)2. Основной целью была про­верка справедливости закона Фехнера. Если бы средняя точка совпадала со средним геометрическим, а не средним арифметическим, то Фехнероказался бы прав. Иногда точка приходилась на одно среднее, иногда на другое; случалось и так, что она оказывалась где-то между ними. Мы не будем рассматривать старые доказательства, которым Титченер посвятил целый раздел своей книги. Понятно, что этот метод подвержен тем же ошибкам, что и метод фракционирования, В самом деле, метод деления интервала пополам очень похож на метод деления пополам величины. Единственным различием является то, что метод деления пополам может давать истинный нуль для шкалы.

Эксперимент Сенфорда. Конечно, нет причины ограничивать экспери­менты делением пополам. Можно раздробить субъективное расстояние на любое количество равных интервалов. В эксперименте по взвешиванию Сен­форда 108 пакетов, ранжированных от 5 до 100 г, раскладываются на пять

1 Проблемы и методы психофизики / Под ред. А.Г.Асмолова, М.Б.Михалевской. М.:
Изд-во Моск. ун-та, 1974. С. 193-194, 202-204, 208-211.

2 См.: Boring E.G. Sensation and perception in the history of experimental psychology.
Appleton-Century. 1942. № 4.



Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия


кучек с приблизительно равными сенсорными расстояниями между ними. Если среднее от всех весов, помещенных в каждую кучку, нанести на орди­нату в логарифмическом масштабе, а субъективные величины в линейном масштабе — на абсциссу, то по закону Фехнера точки должны лечь на пря­мой линии. <...>

Парное сравнение

Существуют, по крайней мере, два метода шкалирования — шкали­рование отношений возвращает к работе Фехнера — пионера в области эк­спериментальной эстетики и его методу выбора. Этот устаревший метод был использован Фехнером при изучении эстетической оценки различных вари­антов прямоугольников. Он изготавливал картонные ящички, стороны ко­торых изменялись в пределах от квадрата до узкого прямоугольника и раз­брасывал их в случайном порядке на столе. Фехнер проводил эксперимент с несколькими сотнями людей, предлагая каждому выбрать наиболее и наи­менее приятные формы фигурок, разбросанных на столе. Затем он мог ис­пользовать относительную частоту выбора в качестве показателя и таким способом определял эстетическую ценность каждого прямоугольника. Бла­гоприятные выборы падают, в основном, на середину серии (около золотой серединки), а неблагоприятные — в экстремальных направлениях.

Две наиболее совершенные формы выбора известны как метод ранжи­рования и метод парных сравнений. Если бы Фехнер попросил распределить все приятные прямоугольники в одном конце, а неприятные — в другом, то такое категоричное распоряжение дало бы больше дополнительной ин­формации. Если бы показывал он только два прямоугольника одновремен­но и просил бы испытуемого выбрать наиболее приятный, то, проделывая то же самое со всеми парами, Фехнер опять-таки мог бы получить больше информации, чем методом выбора. Или он мог бы взять определенный пря­моугольник в качестве стандарта. Предъявляя стандарт в паре со сравнива­емыми, он получил бы оценку сравниваемого как более или менее прият­ного, чем стандартный, подобно тому, как это делается методом постоянных раздражителей. Это последнее предположение недостаточно обосновано пси­хологически в изучении эстетических или других величин потому, что ис­пытуемый как бы пресыщается стандартными стимулами. Однако мы уви­дим, что с точки зрения логики и математики метод парных сравнений является сокращенным методом постоянных раздражителей. Кроме того, метод ранжирования сводится к методу парных сравнений.

Метод парных сравнений введен Коном1 при изучении предпочитае-мости цветов. Его часто признают в качестве наиболее адекватного спосо-

1 См.: Cohn J. Experimentelle TJntersuchungen liber die Gefuhlsbetonungen der Farben, Hellig-Ketein und ihrer Combinationen // Philos. St. 1894. 10. P. 562-603.


Вудвортс Р. Шлосберг Г., Методы шкалирования



ба получения надежных оценок. Задача испытуемого в любой момент уп­рощается до предела, потому что перед ним только два образца. Он срав­нивает их в определенном отношении, переходит к другой паре и так до тех пор, пока не оценит всех образцов. Если каждый образец сочетается с каждым другим, то количество пар равно n(n-1)/2, что составляет 45 пар их 10 образцов или 190 из 20. «Работа» может иногда сокращаться: можно раз­
делить серию образцов на две или более частных серий. Предъявляя все
пары стимулов в случайной последовательности, экспериментатор может
избавиться от временной и пространственной ошибок, помещая каждый
образец первым в одной паре и вторым в другой. В индивидуальных экс­
периментах он может приготовить бланк регистрации в форме таблицы
(см. табл. 1). Каждый образец представлен в строчке и колонке. Если, на­
пример, испытуемый предпочитает G букве В, то буква G записывается на
пересечении колонки G и строчки В. Когда все выборы уже сделаны, экс­
периментатор подсчитывает все G, занесенные в таблицу в строчке G или
колонке G и записывает количества под колонкой G. Таким образом, экс-­
периментатор узнает частоты выборов (С-частоты). Когда перед наблюда-­
телем 10 образцов, каждый сравнивается с оставшимися девятью; чтобы
получить процентное или вероятностное выражение, каждое значение
С делится на 9 или в общем виде на (п-1). Возможна определенная провер­
ка: сумма показателей С-частот должна быть равна n(n-1)/2, средняя вели­
чина р должна быть равна 0, 50.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.