Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия применения моторных масел и требования к их качеству.






Моторные масла

Масла, применяемые для смазывания поршневых двигателей внутреннего сгорания, называют м о т о р н ы м и. В зависимости от назначения их подразделяют на масла для дизелей, масла для бензиновых двигателей и универсальные моторные масла, которые предназначены для смазывания двигателей обоих типов. Все современные моторные масла состоят из базовых масел и улучшающих их свойства присадок. По температурным пределам работоспособности моторные масла подразделяют на летние, зимние и всесезонные. В качестве базовых масел используют дистиллятные компоненты различной вязкости, смеси остаточных и дистиллятных компонентов, а также синтетические продукты (поли-альфа-олефины, алкил-бензолы, эфиры). Большинство всесезонных масел получают путем загущения маловязкой основы макрополимерными присадками. По составу базового масла моторные масла подразделяются на синтетические, минеральные и частично синтетические (смесь минеральных и синтетических компонентов).

Условия применения моторных масел и требования к их качеству.

Условия применения масел в поршневых двигателях внутреннего сгорания достаточно сложны. Это связано со сложным функциональным предназначением масел, большим разнообразием условий работы в различных узлах трения, значительной величиной и периодической дискретностью термических и механических нагрузок.

Моторное масло в двигателе выполняет важные и многосторонние функции.

 

 
Назначение моторных масел:

уменьшают потери мощности двигателя на преодоление трения за счет создания соответствующего режима смазки и тем самым оказывают влияние на коэффициент полезного действия, мощность двигателя и расход топлива;

снижают износ трущихся деталей за счет создания на их поверхности прочной масляной пленки (вследствие чего повышается надежность и долговечность техники, увеличивается межремонтный срок, снижаются затраты на техническое обслуживание и ремонт);

отводят тепло от нагретых деталей двигателя (до 4…4, 5 % общего тепла, выделяемого в двигателе и до 10…12 % ─ для двигателей с наддувом);

выносят из узлов трения продукты износа и загрязнения;

защищают смазываемые поверхности от воздействия коррозионных продуктов;

уплотняют зазоры в сопряженных деталях цилиндропоршневой группы.

Основными смазываемыми узлами и деталями поршневого двигателя являются: коренные и шатунные подшипники, подшипники и шестерни распределительного вала, поршневые пальцы, штоки и толкатели клапанов, плунжерные пары насоса высокого давления, стенки цилиндров, поршней и т. д. К ответственным узлам смазки относятся и сопряжения поршень-цилиндр. Каждый из названных узлов отличается динамическими и тепловыми нагрузками, что, в связи с наличием единых масляных систем двигателей, увеличивает сложность эффективного применения моторных масел.

Масляные системы большинства современных поршневых двигателей являются комбинированными. Наиболее нагруженные узлы, например подшипники коленчатого и распределительного валов, смазываются под давлением, создаваемым масляным насосом, а менее нагруженные пары, такие, как поршень-цилиндр, клапанный механизм и другие ─ разбрызгиванием масла.

Емкостью для масла может служить поддон картера, но также могут использоваться специальные цистерны, например в судовой технике.

 
Основными элементами системы смазки являются:

маслозаборник;

масляный насос;

фильтр грубой очистки масла;

масляный радиатор;

манометр;

фильтр тонкой очистки масла;

трубка вентиляции картера (сапун);

заливная горловина;

указатель уровня масла.

Обязательным элементом масляных систем являются очистные устройства (фильтры). Все большее распространение получают масляные центрифуги. В некоторых двигателях устанавливаются магнитные уловители. Начали применяться самоочищающиеся фильтры, а на крупногабаритных судовых двигателях - автоматизированные фильтрующие установки.

К факторам, влияющим на условия работы масла, относятся: давление в зоне трущихся деталей, скорость относительного перемещения поверхностей трущихся деталей, рабочая температура в узлах трения, конструкционный материал, качество применяемого топлива и условия эксплуатации двигателя.

Постоянный процесс совершенствования поршневых двигателей вызывает возрастание нагрузок, скоростей скольжения и температуры узлов трения. Удельные давления в разных узлах двигателей в значительной степени различаются по величине. В зоне компрессионных колец они составляют 0, 15…0, 30 МПа, маслосъемных ─ 0, 5…1, 3 МПа, подшипников коленчатого вала ─ 20…30 МПа, а в паре кулачок - толкатель они достигают 1000…2000 МПа и более.

Скорость движения поршня в средней части цилиндра у ряда двигателей составляет 20…25 м/с, скорость скольжения в подшипниках коленчатого вала ─ 15 м/с.

 
В зависимости от термических условий в двигателе можно выделить три характерные зоны: высоко-, средне- и низкотемпературные.

К в ы с о к о т е м п е р а т у р н о й з о н е относятся камера сгорания, обращенная к ней поверхность днища поршня и верхняя часть цилиндра. Некоторые детали этой зоны нагреваются до 400 0С (днище поршня) и даже до 800 0С (выпускной клапан), а температура горящих газов может достигать 2500 0С. Масло, попадающее в эту зону, сгорает с образованием нагара.

Нагар ухудшает теплоотвод от деталей, облегчает возникновение детонации и калильного зажигания, а, отрываясь от стенок, загрязняет работающее масло вредными частицами, повышает износ трущихся поверхностей деталей, вызывает закоксовывание поршневых колец и засорение фильтров.

С р е д н е т е м п е р а т у р н а я з о н а охватывает боковую поверхность поршня, верхнюю часть шатуна и стенки цилиндра. Максимальная температура в этой зоне развивается в области верхних поршневых колец, где она может достигать 300 и даже 350 0С, температура газов достигает 450 0С (бензиновый двигатель) и 500 0С (дизельный двигатель). Масло в этой зоне находится в тонком слое. На него каталитически действуют металлы, ускоряющие процессы образования отложений. В результате уплотнения продуктов окисления в этой зоне образуются лаковые отложения (лаковая пленка).

К н и з к о т е м п е р а т у р н о й з о н е относится область коленчатого вала, картера и т. п. Наиболее высокая температура масла в этой зоне (до 180 0С) может быть в области коренных и шатунных подшипников. Температура масла в картере работающего двигателя зимой равна 40…50 0С, летом ─ 70…80 0С и редко повышается до 110…120 0С. Нахождение масла в этой зоне в туманообразном состоянии, за счет смазки деталей разбрызгиванием, создает благоприятные условия для его окисления. Основным продуктом окисления масла являются кислоты. Высокомолекулярные кислоты и продукты их превращения могут выпадать из масла в виде липкого осадка вместе с механическими примесями и водой. Осадки в соответствии с условиями их образования часто называют низкотемпературными отложениями.

 
Отличительные особенности процессов смазки двигателей внутреннего сгорания связаны больше всего с их специфичностью в цилиндропоршневой группе. Здесь, в частности, создаются условия для образования на поршнях лаковой пленки. Эта пленка снижает подвижность поршневых колец, обладает термоизолирующей способностью. Поэтому требование не образовывать лаковых отложений является для моторных масел одним из первостепенных. Кроме того, моторные масла должны отвечать всем требованиям в соответствии с выполняемыми функциями: обладать достаточным уровнем противоизносных и антифрикционных свойств; защищать смазываемые детали от коррозии; уплотнять зазоры в сопряжениях деталей и в первую очередь пары поршень ─ цилиндр; отводить тепло от трущихся деталей и выносить загрязнения из зоны трения; противостоять протеканию физических и химических процессов, ведущих к изменению состава и свойств масла; легко выделять воду, обладать достаточной диэмульгирующей способностью; обеспечивать надежный пуск двигателей при низких температурах; иметь большие сроки смены (не сезонной) и малые расходы; обеспечивать малые расходы топлива.

Вместе с тем масла не должны вызывать коррозионные разрушения металлов; образовывать нагары и осадки; вспениваться на любых режимах работы двигателя.

Важным требованием к моторным маслам, особенно используемым на военной технике, является их взаимная совместимость.

Классификация моторных масел. Моторные масла классифицируются по назначению, по способу производства, по исходному сырью, по вязкости и уровню эксплуатационных свойств.

По назначению моторные масла делятся на:

масла моторные для авиационных поршневых двигателей;

масла моторные для бензиновых двигателей;

 
масла моторные для автотракторных дизелей;

масла моторные для тяжелых транспортных дизелей;

масла моторные для тепловозных дизелей;

масла моторные для судовых дизелей;

масла моторные для стационарных дизелей.

По способу производства моторные масла делятся на:

дистиллятные;

остаточные;

смесевые (смесь остаточного и дистиллятного);

загущенные (содержащие загущающие полимерные присадки).

По исходному сырью моторные масла делятся на:

минеральные;

синтетические.

Классификация моторных масел согласно ГОСТ 17479.1-85 подразделяет их на классы по вязкости и группы по назначению и уровню эксплуатационных свойств. Ниже приведено описание отечественной классификации моторных масел с учетом Изменения № 3 к ГОСТ 17479.1-85, которым увеличено число классов вязкости и изменены их границы, введены новые группы по назначению и уровню эксплуатационных свойств, а также некоторые наименования. Например, по всему тексту стандарта масла для карбюраторныхдвигателей называются более точным термином ¾ маслами для бензиновых двигателей.

Различают сезонные (летние и зимние) и всесезонные (загущенные) масла. Согласно ГОСТ 17479.1-85 по вязкости сезонные масла делятся на 12 классов: 3З; 4З; 5 З; 6 З; 6; 8; 10; 12; 14; 16; 20; 24.

Всесезонные масла ─ на 10 классов: 3З/8; 4З/6; 4З/8; 4З/10; 5 З/10; 5 З/12; 5 З/14; 6 З/10; 6 З/14; 6 З/16. Всесезонные масла должны удовлетворять нормам вязкости определенных образцов летнего и зимнего масел. Поэтому класс вязкости всесезонных масел обозначается дробью. В числителе ─ класс вязкости по вязкости, определяемой при температуре минус 18 0С, в знаменателе ─ класс вязкости по вязкости, определяемой при 100 0С.

 
Классы вязкости моторных масел приведены в табл. 5.1.

Таблица 5.1

 

Классы вязкости моторных масел (ГОСТ 17479.1-85)

 

Класс вязкости Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре
100 0С -18 0С, не более
33 ³ 3, 8  
43 ³ 4, 1  
53 ³ 5, 6  
63 ³ 5, 6  
  Св.5, 6 до 7, 0 включ. -
  7, 0 до 9, 3 -
  9, 3 до 11, 5 -
  11, 5 до 12, 5 -
  12, 5 до 14, 5 -
  14, 5 до 16, 3 -
  16, 3 до 21, 9 -
  21, 9 до 26, 1 -
33/8 7, 0 до 9, 3  
43/6 5, 6 до 7, 0  
43/8 7, 0 до 9, 3  
43/10 9, 3 до 11, 5  
53/10 9, 3 до 11, 5  
53/12 11, 5 до 12, 5  
53/14 12, 5 до 14, 5  
63/10 9, 3 до 11, 5  
63/14 12, 5 до 14, 5  
63/16 14, 5 до 16, 3  

 

В зависимости от области применения по ГОСТ 17479.1-85 моторные масла делятся на шесть групп по их эксплуатационным свойствам: А, Б, В, Г, Д, Е. Масла групп Б, В, Г, Д и Е подразделяются на подгруппы (табл.5.2).

 

 

 
Таблица 5.2

 

Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам

(ГОСТ 17479.1-85)

 

Группа масла по эксплуатационным свойствам   Рекомендуемая область применения
А   Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели
    Б Б1 Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
  Б2 Малофорсированные дизели
  В1 Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов
В В2 Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений
    Г Г1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии
  Г2 Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
  Д1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел группы Г1
Д Д2 Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
  Е Е1 Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2. Отличаются повышенной
  Е2 диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами

 

 
ГОСТ 17479.1-85 предусматривает обозначение моторных масел, сообщающее потребителю основную информацию об их свойствах и области применения. Стандартная марка включает следующие знаки: букву М (моторное); цифру или дробь, указывающую класс или классы вязкости (последнее для всесезонных масел); одну или две из первых шести букв алфавита, обозначающих уровень эксплуатационных свойств и область применения данного масла. Универсальные масла обозначают буквой без индекса или двумя разными буквами с разными индексами. Индекс 1 присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 ─ к маслам для дизелей. Кроме основной информации могут применяться дополнительные цифровые или буквенные обозначения.

Примеры обозначения моторных масел:

М-6З/10-В – моторное масло класса вязкости 6З/10, предназначенное для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей;

М-4З/8-В2Г1 – моторное масло класса вязкости 4З/8, для использования как в среднефорсированных дизелях (В2), так и высокофорсированных бензиновых двигателях (Г1).

М-14Г2(цс) - моторное масло класса вязкости 14, предназначенное для высокофорсированных дизелей без наддува или с умеренным наддувом. В данном случае после основного обозначения в скобках указана дополнительная характеристика области применения («цс» означает циркуляционное судовое); аналогично М-14Д (цл20) ─ моторное масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях, «цл20» ─ применяемое в циркуляционных и лубрикаторных смазочных системах и имеющее щелочное число 20 мг КОН/г.

В прежней нормативной документации дополнительные характеристики условий применения и особенности свойств масел вводились в стандартные обозначения без скобок (М-8Г2к, М-10ДМ, М-16ДР и т.п.), иное назначение масла обозначала группа Е (раньше так обозначали цилиндровые масла для лубрикаторных смазочных систем крейцкопфных дизелей), употреблялись и нестандартные марки (МТ-16п, М-16ИХП-3). Поскольку старые марки содержатся в многочисленных инструкциях по эксплуатации техники, нормативной документации на масла, картах смазки и другой документации, не представляется возможным единовременно исключить все ранее принятые обозначения. В табл. 5.3 приведены данные о соответствии обозначении марок моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 и принятых ранее в нормативных документах.

 


Таблица 5.3

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.