Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности организации религиозного туризма






 

В индустрии религиозного туризма можно выделить:

1. Предприятия размещения – совокупность специализированных средств размещения (гостиниц, кемпингов, общежитий, монашеских келий);

2. Предприятия питания – совокупность специализированных предприятий общественного питания;

3. Транспортные предприятия;

4. Религиозные объекты показа: культовые сооружения (монастыри, святилища, храмы, храмовые комплексы, капеллы, часовни), природные объекты культа (святые источники, рощи, реки, озёра, пруды), объекты культа малых форм (придорожные кресты, алтари, капища).[7]

Разберем подробнее. ВТО (Всемирная Туристская Организация) выделяет две группы средств размещения: коллективные и индивидуальные. Коллективные средства размещения можно разделить на три группы:

1) гостиницы и их аналоги (мотели, клубы с проживанием, и т.д.);

2) специализированные средства размещения (кемпинги, наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства размещения, и т.д.);

3) прочие средства размещения (комплексы домов, палаточные городки для паломников, монастырские, и прочие общежития и т.д.).

Индивидуальными средствами размещения являются квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые внаем, и т.д.

Если говорить о питании, то туристы, отправляющиеся в паломнические и религиозные поездки пользуются услугами предприятий общественного питания. Это могут быть:

1. Рестораны, кафе, закусочные и т.д. В религиозных центрах, ряде святых мест паломники и экскурсанты могут пользоваться услугами этих заведений и имеют возможность выбора блюд.

2. Монастырские столовые или нечто подобное, в которых готовится еда для посетителей. Ассортимент блюд здесь имеет определенные отличия от предлагаемого в кафе и ресторанах. Как правило пища бывает более простой, постной во время православного поста. Паломникам часто подается пища в определенное время, часто также без возможностей выбора блюд. Однако добровольные самоограничения лишь идут на пользу и способствуют духовному росту человека, и, как правило, паломники к этому готовы.

Туристам, которые отправляются в паломническую или экскурсионную поездки, необходимо использовать различные средства транспорта для достижения пункта (пунктов) прибытия. Средствами используемого транспорта являются: 1) авиационный, 2) железнодорожный, 3) автомобильный (автобусный), 4) водный (речной, морской) транспорт, 5) другие его виды. Если говорить о внутреннем религиозном туризме, то смело можем сказать что наиболее популярен автомобильные (автобусные) средства транспорта.

Следует иметь в виду, что эти объекты могут быть расположены вместе. Например, святой источник может находиться в православном монастыре или отдельно. Можно сказать, что святое место — это место, имеющее очень большое значение для представителей определенной религиозной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников. Религиозный центр — понятие более широкое, чем «святое место». Сюда наряду со святынями входят образовательные учреждения и (или) административные органы религиозных организаций. На самом деле дать определения этим понятиям, учитывая воззрения всех религий, невозможно. Определения святого места и религиозного центра подходят для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни.

По международным нормам турист имеет право на беспрепятственное отправление религиозных обрядов и молитв, однако, если это не мешает другим туристам и не нарушает местные обычаи и правила пребывания в отеле и других общественных местах. В крупных международных аэропортах существует специальное помещение для отправления религиозных обрядов, которое обслуживается минимум тремя представителями различных конфессий. Любое посещение святых мест храмов или иных культовых сооружений находящихся под эгидой действующей конфессии включенное в программу тура должно быть согласовано с руководством этой конфессии.

В России паломнические и экскурсионные поездки по православным местам организуют паломнические службы «Радонеж», «Монастыри России», «Благовест», «Русский путешественник» и др. Важно отметить, что при организации поездок паломническими службами не ставится цель извлечения прибыли. Прибыль, безусловно, нужна для выдачи зарплаты сотрудникам, платы за аренду помещений, решения организационных вопросов и т.д. но главное в их деятельности – служение людям (слово «служба» говорит само за себя). Паломнические службы, например «Радонеж», предлагают достаточно стандартизированный туристский продукт. Служба заключила договора со многими монастырями (Валаамский, Словецкий). Если при монастырях имеется своя паломническая служба, осуществляется взаимодействие с ней. При организации поездок по монастырям служба берёт в аренду автобус. Остальные услуги (размещение, питание) предоставляет сам монастырь. В монастыре паломники размещаются в общежитии. Общежития обычно рассчитаны на много мест. Возможности двуместного проживания почти отсутствуют. В экскурсионных программах, разработанных ПС «Радонеж», основное внимание уделяется знакомству с православной культурой, в паломнических – богослужебным делам. Численность туристов в группе достигает 30 человек.

ООО «ПС Радонеж» основана в 1989 году. Была внесена в единый федеральный реестр туроператоров и имеет реестровый номер туроператора МТЗ 000669, член Российского Союза Туриндустрии, участник Комиссии по религиозному туризму РСТ, член Императорского Православного Палестинского Общества. В 2004 году Патриарх Московский и Всея Руси наградил ПС «Радонеж» орденом Сергия Радонежского 3-ей степени.

Основными направлениями работы являются: религиозно-просветительские путешествия, миссионерские поездки, паломничество, образовательные туры, семинары, речные и морские путешествия, приём иностранных групп в России и т.д.

ПС «Радонеж» предлагает паломникам и экскурсантам многочисленные одно – и двухдневные поездки по святым местам России (Москва, центр страны), поездки на несколько дней в Псковскую, Вологодскую, Нижегородскую области, Новгород, Кострому. Украину (Киев, Чернигов, Почаев), в Эстонию, Латвию и многое другое. Фирма «Радонеж» организовала программы по странам дальнего зарубежья – «Италия. К мощам Святителя Николая», «Египет. Синай», «Святая Земля. Иерусалим. Назарет», «Отдых на Кипре. Путешествие по святым местам», «Христианские святыни. Кипр – Синай», «Греция – Италия – Рождество в Бари», «Святые Вера, Надежда, Любовь и София».

В последние годы был разработан ряд паломнических путешествий и экскурсий по религиозным центрам Подмосковья. Это: Боровск – Серпухов, Можайск – Верея – Боровск, Истра – Аносино – Звенигород, Филимонки – Аносино, Звенигород – Волоколамск – Теряево, Каменское – Боровск – Спас – Косицы – Верея – Вышгород, Сидоровское – Звенигород – Руза.[8]

Если говорить о потенциале религиозного туризма, нужно отметить такие важные составляющие всякого потенциала, как условие и ресурсы. Закон «Об основах туристской деятельности» определяет туристские ресурсы как природные, исторические, социально – культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению физических сил. Что касается условий, то их наличие всецело зависит от воли тех, кто сегодня принимает важные решения в мировом туризме. Необходимо проработать и внедрить систему образования специалистов по религиозному туризму. Также, важно разработать систему тщательного выявления различных типов туристов и самих видов религиозного туризма и их специфики с целью диверсификации.

Для успешного развития религиозного туризма необходимо использовать социокультурное проектирование. Это специфическая технология инновационной деятельности в социально-культурной среде, представляющая собой конструктивный и творческий подход, сущность которого заключается в анализе и выявлении причин возникновения проблем, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта, разработке путей и средств для достижения поставленных целей. Основными результатами технологии являются программа и проект.

Карта православных культовых объектов Псковской области
Программа – это развёрнутый документ, определяющий в масштабах конкретной территории всю совокупность, условий необходимых для оптимизации культурной жизни: процессов создания, сохранения, передачи и развития культурных ценностей, традиций, и включающий модели материально – технического, организационного, кадрового и информационного обеспечения для реализации намеченных мероприятий и инициатив.

 

Проект – это локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путём содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счёт оптимизации его образа жизни, форм и способов.

В религиозном туризме существует дилемма коммерциализации и духовности, которая порождает много проблем. Эти проблемы могут быть решены, если будет существовать доверие и дружба между разными культурами и цивилизациями, не будет разногласий между разнообразными религиозными конфессиями, предпринимателями и государственными организациями.

Выделение среди многочисленных мотивов путешествий реализации духовно-познавательных потребностей участников позволяет объединить религиозный и познавательный туризм в близкое по цели и

Особым моментом в социокультурном проектировании религиозного туризма становится интеграция его в государственную культурную политику, направленную на снижение социальной напряженности в стране и поддержку культурного наследия.

При составлении маршрутов религиозного туризма необходимо учитывать цель поездки туристов или паломников и по возможности формировать однородные группы с целью избежать конфликтов. Сопровождающему паломнические группы экскурсоводу желательно иметь специальную подготовку, знать молитвы, жития святых, святое писание, даты церковных праздников и литургику.

Проведение экскурсии по православным храмам также имеет свою специфику.

Основная цель – духовно – просветительская. В экскурсии должна быть отражена взаимосвязь исторических личностей, святых и святынь с историей страны и церкви. При подготовке текста экскурсии обязательно привлечение церковных источников (святого писания, патристики, житий святых), так и светских (исторических, искусствоведческих).

Существенная трудность во время проведения экскурсии заключается во множестве церковно-славянских слов и терминов. Не всегда можно перевести те или иные слова полностью, что отражается на качестве экскурсии.

В зависимости от возраста и образовательного уровня туристов необходимо изменять не только лексический уровень, но и объекты показа.

При проведении экскурсии по храмам большую трудность представляет подбор и подготовка экскурсовода. За годы атеизма из нашей жизни ушли знания таинств и обрядов Православной церкви, понимание языка молитвы. Такими знаниями обладают, как правило, лишь священники. Именно поэтому для всестороннего раскрытия темы экскурсии или тура необходим экскурсовод, получивший духовное образование (катехизаторские курсы, епархиальное училище, семинария).

В исламе в отличие от других конфессий отсутствует понятие духовно-просветительских экскурсий так как никто кроме мусульман не может находиться в их культовых объектах. Так как это будет оскорблением религиозных чувств верующих.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.