Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потребительские расходы населения, зависимость их динамики и структуры от отдельных факторов.






Пот.расходы – финансовые возможности граждан для приобретения товаров, проведения досуга, удовлетворения потребностей в образовании, здравоохранении и т.д.

Охватывают все текущие расходы на товары и услуги независимо от того, полностью или частично они были оплачены в течение исследуемого периода.

Структура потребительских расходов населения РФ в 2014 г. (данные Росстата)

Продовольственные товары - 35, 27 %, Непродовольственные товары-44, 19%, Услуги-20, 54

Идет тенденция к увеличению доли расходов на непродовольственные товары.

Факторы влияющие: Доходы и социальный статус;

1) богатство, т.е. накопленное имущество и финансовые активы. Чем больше богатство, тем меньше стимул к его увеличению, т.е. накоплению.

2) уровень цен. Рост цен уменьшает долю дохода на потребление, и увеличивает сбережения и наоборот;

3) ожидания домохозяйств, связанные с будущими доходами, ценами, наличием товаров, например, ожидания инфляции, увеличат потребление;

4) потребительская задолженность. При высокой - домохозяйства будут сокращать потребление;

5) налогообложение. Рост налогов вызовет падение дохода, следовательно, снижение потребления и сбережений.

11. Финансы компаний: понятие, место и роль в финансовой системе страны.

Ф. компании – совокупность экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия на основе управления их денежными потоками. Включают внутренние и внешние денежные отношения.

Место: обслуживают сферу материального производства, где создается валовой национальный продукт и национальный доход - источник финансовых ресурсов для других звеньев финансовой системы.(связь через: приобретение гос.цб, уплата налогов, получение бюджетных ассигнований)

Роль: 1) финансовые ресурсы государства, формируются за счет финансов организации;

2) финансы – это финансовый базис для удовлетворения спроса на товары и услуги, т.е. обеспечивают непрерывность производственного процесса;

3) финансы организаций используются для регулирования отраслевых пропорций в рыночной экономике способствуют ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий;

4) финансы организаций позволяют использовать денежные накопления домашних хозяйств путем предоставления им возможностей инвестировать их в доходные финансовые инструменты, эмитируемые отдельными из них.

12. Государственные финансы: понятие, сущность, состав и роль в экономике.

Госфинансы – совокупность экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием средств денежных фондов, необходимых государству для осуществления своих функций. Т.е. форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной степени выступает государство. Госфинансы призваны обеспечить гос-во ден.средствами, необходимыми для выполнения им экономических, политических и соц.функций.

Состав:

финансы федеральных органов власти (Фед.бюджет, гос. внебюд.фонды, гос.кредит, финансы казенных и гос. Унитарных предприятий);

финансы органов субъектов РФ (бюджеты субъектов РФ, внеб.фонды, кредит субъектов, финансы гос.унитарныхпредпр. Субъектов РФ).

Роль выражается в функциях: 1. Ф.перераспределения:

1)перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промыш-ти в сел/хоз.);

2) содержание за счет бюджета учреждений непроизводственной сферы;

3) пере-ие доходов между социальными группами населения;

4) пере-ие доходов между территориальными образованиями.

2. Регулирующая. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление либо стимулировать их.

3. Контрольная. П роводится контроль за правильностью и своевременным перечислением средств в централизованные фонды; за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов.

13. Бюджетная система РФ: понятие, структура и характеристика отдельных уровней.

Б.с. – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права совокупность всех бюджетов РФ.

Трехуровневая бюджетная система:

Федеральный бюджет – основной финансовый план страны, утрвеж-сяФед.Собранием в виде фед.закона. Через него мобилизируются средства, необходимые гос-ву для осущ-ния своих функцих: обеспечение обороноспособности, развитие научной деят-ти, регулирование экономич. и соц.развития.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов. Фонды денежных средств, не входящих в состав Фед.бюджета, предназначенные для реализации конституционных прав граждан.

Бюджеты субъектов РФ и бюджеты гос.территориальныхвнеб.фондов. Региональны бюджеты служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ, цель кт. Обеспечение развития региона.

Местные бюджеты предназначены для обеспечения задач и функций местного самоуправления.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Удобен для проведения бюджетного планирования, для анализа совокупных расходов и доходов бюджетов РФ. В него не включаются бюджеты государственных и государственных территориальных внебюджетных фондов.

14. Пенсионный фонд РФ: формирование и использование средств фонда

ПФР – один из государственных внебюджетных фондов России, созданный для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения тем самым права граждан на пенсионное обеспечение. Бюджет утверждается Гос.Думой отдельным фед.законом вместе в принятием Фед. Бюджета РФ.

Соц.-значимые функции: назначение и выплата пенсий,

учет страховых средств, поступающих по обяз.пенс.страхованию,

назначение и реализация социальных выплат отдельных кат.граждан: ветераны, инвалиды и т.д.,

персонифицированный учет участников системы,

выдача сертификатов материнского капитала,

управление средствами пенс.системы и т.д.

Формируется за счет: страховых взносов, средств фед.бюджета, сумм пеней, штрафов и недоимок, доходов от размещения временного свободных средств, добровольных взносов физ.лиц и орг-ций, средств выплатного резерва для осущ0ия выплаты накопительной пенсии и т.д.

Средства бюджета носят целевой характер. Направляются на выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов; и др.

Проблемы реформирования в РФ: прогрессирующее старение населения, сокращение численности работающих, низкая эффективность гос.управления свободными средствами фонда.

В 2014 г. средняя трудовая пенсия в России 11400 руб (38% от ср.ЗП).

С 2015 года введена нова формула расчета, складывается из: страховой части (пенсионные балы, умноженные на стоимость одного 64, 1руб.), фиксированной часть (3935руб.), обровольной накопительной часть.

Программа софинансирования пенсий (2009-2013гг). В 2015 году продолжилась заморозка накопительной части пенсий, а негосударственным пенсионным фондам, чтобы остаться на рынке, необходимо войти в государственную систему страхования.

 

15. Система обязательного медицинского страхования РФ: структура фондов, участники и их функции, процессы формирования и использования средств.

В РФ ОМС – обязательно и всеобще. Гос-во в лице законод. и испол.органов определяет принципы организации, участников, тарифы взносов, а также создает спец.фонды для аккумулирования взносов на ОМС. Всеобщность закл-ся в обеспечении всем гражданам равных гарантированных возможностей получения мед., лекарст., и проф. помощи в размерах, установленных гос-вом.

Структура:

1. Федеральный фонд омс.

2. Территориальные фонды омс.

3. Страховые мед организации

4. Медицинские учреждения.

Участники: 1) Застрахованные лица (граждане),

2) страхователи: для работающих – организации и ИП, для неработающих – органы исполнительной власти. Функция: уплачивают страховые взносы на обеспечение всех граждан.

3) страховщики: ФФОМС – государственный внебюджетный фонд, созданный для финансирования мед.обслуживания граждан РФ. Функции: выравнивание условий деятельности ТФОМС, финансирование целевых программ ОМС, аккумуляция взносов на ОМС, контроль за рациональным использованием средств системы ОМС.

ТФОМС – самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, обеспечивающее реализацию омс на территории субъекта РФ путем финансирования территориальных программ омс. Функции: отдельные функции страховщика, создают филиалы для осуществления полномочий, финансирование территориальных программ.

4) страховые медицинские организации осуществляют медицинское страхование и имеют соотв.лицензию. Предоставляют страховые услуги в рамках омс, заключая договоры с ТФОМС.

5) мед.учреждения – организации, включенные в реестр мед.орг-ций, осуществляющих деятельность в сфере омс.

Формирование и использование средств:

ФФОМС. Доходная часть: страховые взносы, недоимки, пени, штрафы, доходы от реализации врем.своб.средств, средства Фед.бюджета (представленные в особых случаях, напр-р: компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страх.взносов на омс), иные источники.

Расходная часть: расходы на управление фондом (компьютеризация системы омс, мероприятия по подготовке квалиф.кадров, проведение конференций, научных исследований), дотации на выполнение территориальных программ опм, субсидии и субвенции бюджетам ТФОМС, оплата диспансеризации работающим гражданам, оказание им первичной мед.помощи, расходы на мероприятия в области здравоохранения, реализация мед.соц.поддержкиотд.кат.граждан по обеспечению лекарственной помощи, и т.д.

ТФОМС. Доходная часть: субвенции из бюджета ФФОМС (с 2012г взносы, собранные на территории субъекта рф на омс направляются в ФФОМС, а оттуда в виде субвенций в бюджет ТФОМС (2% из 5.1% дляраб граждан)), доходы от размещения врем своб средств и др.

Расходная часть: финансирование территориальных программ (90% всех средств), расходы на ведение дела СМО и выполнение управленческих функций ТФОМС и филиалов, расходы на формирование нормированного страхового запаса, финансирования отдельных мероприятия в области здравоохранения.

16. Государственный долг: понятие, структура, критерии оценки безопасного уровня. Оценка современного состояния госдолга РФ.

Госдолг – это определенная система отношений, возникающих между органами государственного управления с одной стороны и частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами – с другой, по поводу формирования и погашения задолженности органов государственного управления, возникающих в результате формирования дополнительных средств государства.

Структура:

Кредиты (от КО, иностранных гос-в, международных финансовых организаций, иностранных юр.лиц),

Государственные цб, выпущенные от имени РФ,

Бюджетные кредиты, привлеченные в фед.бюджет из др бюджетов бюджетной системы,

Государственные гарантии РФ (обязательство гос-ва перед гражданами и юр.лицами, предполагающее предоставления материальных и нематериальных благ: гос.пенсии, соц. пособия),

Иные долговые обязательства.

В практике управления госдолгом Минфин России приняты след.пороговые значения критериев устойчивости: отношение госдолга к ВВП – 25%, доля расходов на обслуживание госдолга в общем объеме расходов фед.бюджета – 10%, отношение расходов на обслуживание гос.внешнего долга к годовому объему экмпорта товаров и услуг – 25%.

Современное состояние: По данным МинФина на 01.04.15 общий объем госдолга РФ составил 7.16 трлн.руб., в т.ч. внутр. долг – 5, 38 трлн.руб.(2014.01.12 – 4, 4). Объем средств, заложенных в федеральном бюджете на 2015 год на обслуживание внутреннего государственного долга, возможно, придется значительно увеличить, предупредила первый замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко. По ее подсчетам, в настоящий момент казне не хватает около 26 млрд руб.

В 2015 году Россия выплатит по внешнему долгу $65 млрд. Большая часть этой суммы, по словам председателя ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной, уже погашена. По итогам 2014 года внешний долг России снизился на 18% — до 54, 4 млрд.долл. Основная его часть приходится на еврооблигационные займы (70%).

17. Налог: понятие и принципы налогообложения в историческом периоде и на современном этапе. Роль налогов в регулировании экономики.

Налог – это обязательный, индивидуальный и безвозмездный платеж, принудительно взимаемый органами государственной власти с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налогообложение – закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов, включающая в себя определение видов, величин и ставок налоговых платежей, порядок их уплаты.

Впервые принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом: всеобщность, определенность, простота и удобство, экономия.

Позднее были внесены дополнения Адольфом Вагнером: достаточность и эластичность. На современном этапе выделают:

1) Экономические принципы: п.рав-ва и справедливости, эффективности, множественности.

2) Организационные: п.универсализации, удобства времени взимания, разделения налогов по уровням власти, единства налоговой системы, гласности, определенности,

3) Юридические: п.законодательной формы установления налога, приоритетности налогового законодательства.

Роль: 1) основной источник формирования доходов бюджета,

2) средство регулирования экономики, путем повышения и понижения налогового бремени для воздействия на налогоплательщика,

3) налоги определяют величину затрат на производство продукции и прибыль предприятия, а также покупательную способность населения,

4) налоги направляются из доходов фед.бюджета на реализацию соц. и экономич.программ,

5) способ стимулирования (льготы, пр-р: в некоторых странах от налогов освобождены затраты на научно-технические исследования).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.