Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Русская Православная Церковь на протяжении всех лет своего участия во Всемирном Совете Церквей занимает позицию конструктивной критики по отношению к ВСЦ






Русская Православная Церковь на протяжении всех лет своего участия во Всемирном Совете Церквей занимает позицию конструктивной критики по отношению к ВСЦ. Это связано с исторически обусловленными особенностями структуры Всемирного Совета Церквей. С самого начала в ВСЦ доминировала протестантская стихия. Православные, принимая участие в работе ВСЦ, понимали, что они должны будут нести Свидетельство в сложных условиях, когда сама возможность обсуждения той или иной темы определяется в результате голосования, при котором, они могут оказаться в меньшинстве. Речь не идет о том, что такая процедура могла что-то навязать православным - решения, принимаемые в ВСЦ не имеют никакого обязательного значения для членов ВСЦ. Но тематика дискуссии во Всемирном Совете Церквей в значительной степени определялась и определяется поныне именно протестантским большинством. Разумеется, Православные и в этих условиях свободно и открыто представляли свое мнение в соответствии с Преданием Церкви, но это мнение часто оказывалось «реакцией», «особой позицией» по отношению к мнению инославного большинства. Всемирный Совет Церквей оказался уникальной трибуной, подлинно всемирным форумом, на котором православные имеют возможность представлять инославным Веру Церкви. И этот факт не может быть обесценен всеми теми трудностями, с которыми православным приходится встречаться во Всемирном Совете Церквей. В силу существующей структуры ВСЦ православные подчас вынуждены обсуждать во Всемирном Совете Церквей проблемы, которые навязываются им для обсуждения. А в то же время вопросы, реально заботящие Православные Церкви, остаются вне поля зрения ВСЦ. Тем самым полагается серьезнейшее препятствие для несения православного свидетельства в Совете.

Православные, просто в силу своего структурного меньшинства, не могут оказать влияние на формирование тематики ВСЦ. В рамках нынешней структуры ВСЦ православные вынуждены нести полноту ответственности за ту повестку дня и за те решения, которые принимаются в ВСЦ и которые подчас оказываются неприемлемыми для православного вероучения и традиции. Это обстоятельство приводит к тому, что членство с таким уровнем обязательств вызывает резкую критику со стороны духовенства и мирян отдельных Православных Церквей.

В повестке дня ВСЦ со временем стали появляться такие темы, которые оказались совершенно неприемлемыми для Православного Предания. Стало совершенно правомерно говорить о нарастающем кризисе ВСЦ, связанном, в свою очередь, с кризисом значительного числа протестантских деноминаций - членов ВСЦ и кризисом экуменического движения в целом. Задачи декларируемые ВСЦ вступают сегодня в полнейшее противоречие с практикой: все очевиднее становится разрыв сблизившегося на почве либерализации протестантского большинства и православного меньшинства. В итоге возможно такое развитие в протестантских церквах и во Всемирном Совете Церквей, с которым православные уже не смогут согласиться ни по экклезиологическим, ни по догматическим, ни по нравственным соображениям.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1997 г. рассмотрел ситуацию с членством Русской Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей и вопрос о связанных с этим проблемах в связи с усилением негативных тенденций в Совете. Для разрешения вопроса об участии или неучастии Русской Православной Церкви в ВСЦ Освященный Архиерейский Собор решил обсудить эту проблему всей полнотой православия. И принял решение о продолжении участия представителей Русской Православной Церкви в работе международных христианских организаций, а также в работе ВСЦ, отмечая, что важно именно сейчас, в разделенном грехами христианском мире свидетельствовать о православной истине Церкви.

В 1998 году по воззванию Русской Православной Церкви и Сербской Православной Церкви собирается Всеправославное Совещание в городе Салоники в Греции. Православные приходят к выводу, что структура ВСЦ в современном состоянии неприемлема для православных и продолжить их участие в Совете можно лишь в условиях «радикальной реформы» Всемирного Совета Церквей. Опираясь на это заявление на VIII Ассамблее Всемирного Совета Церквей принято решение создать Специальную комиссию ВСЦ по взаимоотношениям с православными. Эта комиссия должна рассмотреть все вопросы и проблемы участия православных в ВСЦ и предложить возможные варианты реформации ВСЦ. На всеправославной встрече в Салониках решено: на время работы этой комиссии Русская Православная Церковь принимает участие в работе с ВСЦ с «ограниченным мандатом». Получается, что сейчас у Русской Православной Церкви в отношениях со Всемирным Советом Церквей - переходный период, сейчас обсуждается новая модель ВСЦ и способы его реформации. В этот период перехода к новой модели ВСЦ Русская Православная Церковь должна использовать все имеющиеся возможности присутствия в ВСЦ для как можно более широкой проповеди среди церквей - членов Совета своего отношения по вопросам вызывающим критику со стороны православных. Православные относятся предельно ответственно к своему участию в ВСЦ и именно поэтому предупреждают: нынешнее развитие ВСЦ идет в опасном и недолжном направлении. Они указывают на кризис Всемирного Совета Церквей и призывают пересмотреть все нынешние принципы ВСЦ. Поэтому радикальное реформирование ВСЦ должно стать не изменением «формы» при неизменности содержания, не ре-«формированием», а изменением самой сути ВСЦ. Каждое новое решение в направлении усиления протестантской экклезиологии в ВСЦ будет духовным самоубийством ВСЦ. Православные, требуя «реформирования» ВСЦ, настаивают на том, чтобы в ВСЦ было возможно полновесно свидетельствовать о православной истине Церкви, о настоящем единении. Если не будет возможности для такого свидетельства, если деятельность ВСЦ все дальше будет уходить от изначальных целей экуменического движения - стремления к восстановлению христианского единства - то тогда ВСЦ утрачивает свою духовную ценность.

Сегодняшнее экуменическое движение находится в кризисе. Причина этого - в ослаблении стремления к единству, ослабление готовности и воли к «обращению», к кафолическому обновлению. Именно это в первую очередь заставляет Русскую Православную Церковь пересмотреть свое отношение ко Всемирному Совету Церквей. Негативные тенденции в ВСЦ приводят к тому, что Русская Православная Церковь оказывается перед необходимостью быть готовой к изменению своего статуса в отношениях с ВСЦ. Впрочем, такое решение должно быть принято лишь при полном исчерпании всяких средств по изменению характера ВСЦ.

Современное экуменическое движение в России имеет свои особенности и, тем самым, значительно отличается от европейского. Смысл этих различий заложен в исторических и политических предпосылках формирования экуменизма в России. XX век для религиозного общества России явился поистине испытанием в виде гонений, расколов, войн и т.д. Экуменизм во всех формах и проявлениях можно смело отнести к такому роду испытаний.

Заканчивая работу об экуменическом движении, приходится признать, что намерение его участников исполнить заповедь Иисуса Христа «Да будут все едино», до сих пор остается неосуществимо. Характер, пути и методы этого движения не позволяют надеяться на исполнение им этой заповеди и в будущем. Совершающаяся в последние годы интервенция западных и восточных сект и учений в Российскую федерацию продемонстрировала бесплодие долголетних усилий экуменизма по преодолению церковных разделений.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверкий (Таушев), архиеп., Св. Праведный отец Иоанн Кронштадтский и Римско-католический папизм. – М., изд. 1998.

2. Антоний, митрополит Сурожский. Уверенность в вещах невидимых. Последние беседы (2001 – 2002) «Никея», 2012.

3. Арешкин А.А. Религиозно-философская мысль Русского зарубежья об экуменическом движении в начале XX века // Проблемы истории Русского зарубежья. - М., 2005. - 253с.

4. Бессонов М.Н. Православие в наши дни. - М.: Политиздат, 1990. - 308с.

5. Болодинский В.К. Неорелигия - религия III тысячелетия. - СПб.: Геликон Плюс, 2000.

5. Боровой В. Экуменической значение Русской Православной Церкви в процессе становления новой единой Европы // Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. М, 1995. – 340с.

6. Боровой В. Протопресвитер. А. С Буевский. Русская Православная Церковь и экуменическое движение (историко-богословское обозрение)// https://jesuschrist.ru/forum/132186 Электронный ресурс.

7. Булгаков С., прот. Православие. Очерки учения Православной Церкви. Терра. 1991 г. – 398с.

8. Васильева О.Ю. Государство, Русская Православная Церковь и экуменизм: исторические аспекты проблемы// Исторический Вестник. – 2000г. - №5.

9. Васечко В. Проиер. Сравнительное богословие. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. 2006 г. – 104с.

10. Глаголев B.C. Религия в изменяющейся России. В2-х т. - Пермь, 2004.

11. Глаголев B.C. Экуменизм./ «Глобалистика» энцикл. - М., Радуга, 2003.

12. Гордиенко Н.С. Опасен ли нам религиозный плюрализм? // Диалоги о вере. СПб, 1999. -Вып. 1 -

13. Горичева Т. Об обновленчестве, экуменизме и " политграмотности" верующих. СПб.: Сатис, 1997.

14. Джованни Гуайта - Жизнь человека - встреча неба и земли. М., ФАМ, 1999г. -с.256

16. Журнал Московской Патриархии, 1976, № 4, с. 8.

17. Журнал «Православная беседа» 1996 г, № 2, с. 3.

18. Журнал Московской Патриархии 1931 г. №.4.// https://krotov.info/acts/20/1930/1931_zh_m_p.html Электронный ресурс.

19. Иером. Дамаскин (Христенсен). Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза). Платинского. М., 1995. - 914с.

20. Иоанн Ладожский (Снычёв) митрополит. Смотрите, не ужасайтесь...Плоды экуменического древа. Экуменическое движение в экклизиологическом аспекте. - Духовное наследие. М.: 2005,

21. Козлов М. Западное христианство. Взгляд с Востока. Изд. Сретенского монастыря. – 516с.

22. Кирилл митр. Смоленский и Калининградский. Мировая интеграция и цивилизационное многообразие человечества // Церковь и время. 2002, № 4.

23. Крянев Ю.В. Христианский экуменизм. - М.: Политиздат, 1980.

24. Крянев Ю.В. Экуменические концепции глобальных проблем // Вопросы философии. М., 1981. №5.

25. Кураев-А., диакон. Вызов экуменизма: Православная апологетика на пороге XXI века.- М.; 1997. - 346 с.

26. Кураев А. протодиакон. Церковь в мире людей Издательство Сретенского монастыря 2007 г. – 372с.

27. Лепилин А.В. Взаимодействие Русской Православной Церкви с экуменическим движением в период его зарождения и развития: 1917-1961 гг.: Дис.... канд. ист. наук: 07.00.02, Орёл, 2004.

28. Лебедев А. протоиер. Православная церковь и экуменическое движение сегодня.// https://www.fatheralexander.org/booklets/russian/ecumenism_a_lebedev.htm

Электронный ресурс.

29. Лосский В. О третьем свойстве Церкви. Журнал Московской Патриархии, 1968, № 8.

30. Ливцов В.А. Русская Православная-Церковь и экуменическое движение в XX в. М.: Социум, 2000.

31. Марсиль Ф. Проказа экуменизма //Покров. -Вып. 1. -М., 1999.

32. Мень А. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. М., 1994.

33. Митрохин Л.Н. Религии «нового века»: М., 1985.

34. Митрохин Н.А. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. Издательство НЛО, 2004. - 648 с.

35. Никодим (Ротов) митрополит. Русская Православная Церковь и экуменическое движение. Журнал Московской Патриархии. 1968 г. №9.

36. Осипов А.И: Православное понимание экуменизма. Журнал «Православная.беседа» 1996, №2.

37. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М:,.2000:

38. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию // https://www.russian-orthodox-church.org.ru Электронный ресурс.

39. Платон (Игумнов), архимандрит. Христианство на пороге XXI века // Исторический вестник. 2000. № 9-10.

40. Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. — М.: Республика, 1995. — 511 с.

41. Православие и экуменизм: документы и материалы 1902-1998. - М., 1999.

42. Резолюция по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь». - Москва, 17 июля 1948 г.

43. Российская газета (федеральный выпуск) №5449 (73) от 7 апреля 2011 года.

44. священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Единство Церкви и Всемирная конференция христианства. https://lib.pravmir.ru/library/readbook/227 Жизнеописание свящ. Иллариона, Радонеж, 1999 г. Электронный ресурс.

45. Хомяков А.С. Сочинения. - М., 1886 г. Т.2.

46. Шеманов А.Ю. Экуменизм, многообразие культур и проблема самоидентификации // Постижение культуры: Концепции, дискуссии, диалоги. М., 2006. вып.5-6.

47. Шмеман Александр. Экуменическая боль // Церковь, мир, миссия: сборник. М, 1996.

48. Юревич Д. Сербская Православная Церковь.// https://apologet.in.ua/nasha-vera/istoriya-tserkvi/istoriya-pomestnych-pravoslavnych-tserkvejj/2448-serbskaya-pravoslavnaya-tserkov.html Электронный ресурс.

 


[1] Хомяков А.С. Сочинения. М., 1886г. Т.2. с. 90.

[2] Мень А. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. М., 1994. С. 9

[3] Журнал Московской Патриархии, 1976, № 4, с. 8.

[4] Журнал «Православная беседа» 1996 г, № 2, с. 3.

[5] В.Лосский. О третьем свойстве Церкви. Журнал Московской Патриархии, 1968, № 8, с. 77.

[6] Протоиер. А. Лебедев. Православная церковь и экуменическое движение сегодня. https://www.fatheralexander.org/booklets/russian/ecumenism_a_lebedev.htm. Электронный ресурс.

[7] Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию.

https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1344. Электронный ресурс.

[8]священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Единство Церкви и Всемирная конференция христианства. https://lib.pravmir.ru/library/readbook/227 Жизнеописание свящ. Иллариона, Радонеж, 1999 г. Электронный ресурс.

[9] Официальные документы Собора РПЦ 1961 г. М., 1994 г.

[10] Православие и экуменизм. Документы и материалы. 1902-1998 г. Отдел внешних церковных сношений Московского патриархата, 2-е изд. 1999. с. 100

[11] Иером. Дамаскин (Христенсен). Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза). Платинского. М., 1995. С. 914.

[12] Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. https://www.patriarchia.ru/db/text/418840.html. Электронный ресурс.

[13] Журнал Московской Патриархии 1931 г. №.4. https://krotov.info/acts/20/1930/1931_zh_m_p.html. Электронный ресурс.

[14] Васечко В. Протоиер., Сравнительное Богословие.

[15] Протопресвитер Виталий Боровой, А. С Буевский. Русская Православная Церковь и экуменическое движение (историко-богословское обозрение) https://jesuschrist.ru/forum/132186 Электронный ресурс.

[16] Антоний, митрополит Сурожский. Уверенность в вещах невидимых. Последние беседы (2001 – 2002) «Никея», 2012.

[17] Кураев А., протодиак. Вызов экуменизма. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Издательский Совет Русской Православной Церкви. 2003. https://www.odinblago.ru/ekumenizm/kuraevvyzov/kur17/ Электронный ресурс.

[18] Булгаков С., прот. Православие. Очерки учения Православной Церкви. Терра. 1991 г. С 398.

[19] Зелинский В. «Болезнь не к смерти…», или еще раз об экуменизме. Христианос. Вып. 8. Рига, 1999. с. 276-278.

[20] Торонтская декларация 1950 года. https://portaitissa.ru/2011/02/post-5.php Электронный ресурс.

[21] Протопресвитер В. Боровой. РПЦ и экуменическое движение (историко-богословское обозрение). Православие и экуменизм. М., 1999. с.25.

[22] Мчедлов М.П. Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. - M.: Научная книга, 2005. - 447 с.

[23] Цит. по: Джованни Гуайт. Встреча неба и земли. https://www.lusamut.net/Russian/biblioteka/guaita/guaita86.htm, Электронный ресурс.

[24] Митрополит Иоанн Ладожский (Снычёв). Смотрите, и не ужасайтесь... // Плоды экуменического древа. Экуменическое движение в экклизиологическом аспекте. - М.: Духовное наследие, 2005. - С. 13-27

[25] Аверкий (Таушев), архиеп., Св. Праведный отец Иоанн Кронштадтский и Римско-католический папизм. – М., 1998. – с. 117.

[26] Булгаков С. Протоиер., Основание экуменизма. Журнал «Путь» №58. С. 10.

[27] Шмеман А., протопресв. Экуменическая боль // Церковь, мир, миссия М., 1996 г. с. 235.

[28] Андрей Кураев. Церковь в мире людей Издательство Сретенского монастыря 2007 г. с. 372.

[29] Основные принципы отношения Русской Православной Церквш к инославию Официальный сайт Русской Православной Церкви https://www.russian-orthodox-church.org.ru Электронный ресурс.

[30] Козлов М. Западное христианство. Взгляд с Востока. Изд. Сретенского монастыря. С 516.

[31] Российская газета (федеральный выпуск) №5449 (73) от 7 апреля 2011 года.

[32] Д.Юревич. Сербская Православная Церковь. https://apologet.in.ua/nasha-vera/istoriya-tserkvi/istoriya-pomestnych-pravoslavnych-tserkvejj/2448-serbskaya-pravoslavnaya-tserkov.html Электронный ресурс.

 

[33] Журнал Московской Патриархии. 1997, №5.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.