Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. АСТРОЛОГИЯ






Астрология – одна из древних космических религий. Космических верований великое множество. В Древнем Египте был культ Солнца (Ра – царь и отец богов), были и другие солнцепоклонники. Практически все древние верования, магии и культы предков включали обожествление или мистификацию небесных объектов – Солнца, Луны, звезд и созвездий. Даже в христианстве рождение Иисуса связано с пророческой Вифлеемской звездой. В Новом Завете говорится: «…пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Матф. 2, 1-2.). Таким образом, Христу было придано космическое значение.

Однако астрология – это особого рода верование, в котором астрологу принадлежит роль пророка, священника, волшебника и «ученого» одновременно. В древности астрологи говорили, что они разгадывают волю богов. Сегодня, во времена размывания границ науки и морали астрологи беззастенчиво называют свое ремесло и наукой, и верой – в зависимости от ситуации, а то и через запятую, лишь бы понравиться клиентуре.

Возникновение астрологии, как и многих заблуждений, было вполне закономерным и объяснимым. Достаточно вспомнить зарю человеческой цивилизации. В древности зависимость человека от природных стихий была особенно сильной. Разливам рек, бурям и грозам, штормам и засухам придавалось исключительное значение, поскольку от этих событий во многом зависела жизнь первобытного человека, не имевшего никаких технических или информационных средств защиты от этих стихий или их контроля. Факторы выживания связывались с положением звезд и Солнца, на которые древний человек обращал несравненно большее внимание, чем человек сегодняшний. Люди в буквальном смысле жили на природе и под открытым небом.

В то же время небо казалось древним образцом стабильности, гармонии, порядка и невозмутимости. Оно внушало не только чувство удивления, но и благоговения. Издревле планеты солнечной системы отождествлялись с богами и имели соответствующие названия. Более того, им приписывались человеческие черты, т.е. они антропоморфизировались. Скажем, Марс, скорее всего из-за своего красного цвета, воспринимался как бог войны, яркая и белоснежная Венера олицетворяла чистый цвет любви и непорочности и т.д. Аналогичным, антропоморфным образом воспринимались и созвездия, через которые проходило наше солнечное светило. Созвездие Рыбы было похоже на рыбу, т.е. установилось своего рода «магическое» соответствие. Созвездие Быка похоже на быка, и потому все рожденные под знаком Быка должны были быть сильными и упрямыми.

Ключевая идея астрологии – связь между временем и местом рождения человека и расположением при этом небесных тел. Астрология сегодня – это классическая псевдонаука, бизнес для бессовестных людей, рассуждающих по принципу «на наш век дураков и легковерных хватит» и «деньги не пахнут». В этом древнем виде мошенничества большое значение имеет искусство астролога, поскольку в астрологии главное, в конечном счете, состоит в интерпретации и умении астролога облечь свои прогнозы или толкования в максимально обтекаемую и в то же время убедительную форму.

Византийская принцесса Анна Комнина (XI-XII вв.) назвала астрологию лженаукой. Впоследствии многие ученые и философы (Августин, Кеплер и многие другие) критиковали астрологию как лженауку. Но нужно признать, что и до сего дня для многих астрология – это необыкновенно обворожительная система верований, она пленяет воображение и является мощным и комплексным компенсаторным психологическим фактором. Она способна внушить чувство уверенности, причастности к чему-то более мощному, устойчивому и стабильному, чем сам человек, его хрупкая жизнь и суета повседневности. Астрология способна утешить и примирить человека с различного рода неприятными или темными сторонами жизни, она способна заставить человека признать фатальность судьбы, неизбежность ее ударов. Астрология привлекательна и потому, что она много обещает.

Какие человеческие качества, потребности, желания и установки лежат в самой естественной возможности астрологии как системы верований, смысл которой противоречит науке и, по сути, противоестественен и иррационален?

Во-первых, – это потребность в устойчивости, в опоре, в стабильности и предсказуемости жизненной ситуации, самой жизни, как для меня, так и вокруг меня.

Во-вторых, – это причастность чему-то большему, чем ты сам, в данном случае – к космосу, к Вселенной, к гармонии звезд и даже к самой вечности. И первая, и вторая установки связаны с глубоко укорененными в нас потребностями в идентификации. Здесь мы идентифицируем, отождествляем себя с определенным знаком зодиака, подобно тому, как мы срастаемся со своим именем, в большинстве случаев со своим языком, национальностью, верой и т.д. Отождествление себя с Тельцом (Стрельцом и т.д.) дает, хотя и иллюзорную, но большую или меньшую уверенность в себе, ведь ты уже не один, с тобой и за тебя Телец, подобный ангелу-хранителю, невидимо, но всегда помогающий и сопровождающий тебя во всех твоих делах.

В-третьих, – это желание чуда. Всем нам подсознательно и тайно, а порой и явно хочется, чтобы все, о чем мечтается, в чем есть потребность, а особенно страстная жажда чего-либо была удовлетворена, чтобы случилось это каким-то невероятным, чудесным образом, без какого-либо усилия с нашей стороны, просто «по мановению волшебной палочки». Чтобы была удача, успех, счастливый случай, чтобы это сбылось, свершилось, произошло. Само по себе это нормально и естественно. Но это естественное желание чуда, если оно не уравновешивается чувством здравого смысла, реализма и т.п., можно сказать, эксплуатирует астрология.

В-четвертых, – это такое качество, как вера, способность к ней и потребность в ней. Действительно, мы не можем все знать и все сделать сами. Всегда остается большая область действительности, относительно которой нам остается только вера. Эта вера может проявляться самым разным образом. Можно довериться совету эксперта, человека научно подготовленного, признанного другими экспертами в данной области, имеющего определенные открытия, изобретения и достижения, которые используются другими людьми, т.е. они проверяются на практике. Обычно мы доверяем своему лечащему врачу, меньше – случайному незнакомому человеку. Можно поверить слухам, даже непроверенным, можно верить во что угодно. Здесь открывается необъятное поле всякого рода верований: религиозных, оккультных, магических, паранормальных, космических и т.д., вплоть до элементарных суеверий.

В основе астрологии лежит вера в особую, по сути, магическую связь между временем рождения человека, положением звезд и характером, как и судьбой этого человека. Генетически и благоприобретенно потребность в вере выражена у людей в различной степени, т.е. бывают люди легковерные или простодушные по рождению, бывают – по своему невежеству. Особенно трудный случай – это когда слагается первое и второе. Но в любом случае самая надежная терапия состоит в обучении, овладении культурой мышления, в повышении уровня самооценки, личной свободы и ответственности за всякое свое решение и действие.

В-пятых, – это естественное, но особенно сильно выраженное у россиян желание искать пути наименьшего сопротивления, подсознательное стремление решать проблемы наиболее легким способом. В своей крайней форме, это, образно говоря, искушение халявой. На ней держится много негативного в жизни человека: от паразитизма и воровства до лени и безответственности, от безразличия (пофигизма) до русского «авось» и веры в сильную властную руку барина.

В случае с астрологией эта «халявность» очевидна. Нет, кажется, ничего проще, чем внимательно ознакомиться со «своим» гороскопом на сегодня, выбросить все проблемы из головы и неукоснительно следовать советам астролога. Правда, к сожалению для верующего в астрологию, гороскопы так обтекаемы, что, с одной стороны, вроде бы они и «про тебя», ведь ты Телец, дату рождения не опровергнешь, с другой – недостаточно точны и конкретны, чтобы бездумно действовать в том или ином частном случае. Но то, что для потребителя гороскопов плохо, то для астролога хорошо. Ведь эта размытость – единственный способ сохранить тот кусок хлеба, который он зарабатывает своим «искусством». Если астролог будет слишком точен и определенен, то долго ему не протянуть: разочарования, возмущения или разоблачения обманутых клиентов не заставят себя ждать.

Вред астрологии не очевиден лишь в силу того, что большинство потребителей гороскопов в той или иной мере сохраняют чувство здравого смысла, скепсиса и юмора. Тот же русский «авось» предохраняет от слишком серьезного отношения к гороскопу. Кроме того сегодняшняя культурная и психологическая атмосфера в нашем обществе отмечена исключительным смешением вер и неверий, фанатизма и цинизма, новых и старых предрассудков, восточных и западных обычаев и традиций. Ветер перемен принес к нам тьму всякой всячины. В головах россиян, как правило, хаос. Многие не понимают, что вокруг происходит. Поэтому, помолясь, люди садятся за гороскоп. Он пьют русскую водку за год восточного Петуха или какой-нибудь китайской обезьяны, встречают Новый Год в колпаке Санта Клауса, надевают сережки в виде распятия, собираясь на дискотеку…

Все это россияне выдерживают в силу того, что мощнее всей этой чепухи оказываются первичные потребности выживания, необходимость в пище и жилье, в обыкновенных и насущных вещах. По отношению к ним весь этот хаос верований отступает на задний план и редко когда берет полную власть над человеком, над элементарными требованиями здравого смысла.

Но нарастающая конкурентность среды, соревновательность, соперничество в общественной жизни при отсутствии должного просвещения и уважения к науке в итоге опережают адаптивные способности россиян, особенно старшего поколения. Они становятся все более легкой наживой все более агрессивного и искусного рынка услуг: политических, финансовых, религиозных, паранормальных. Астрология занимает в нем свою хорошо обжитую нишу.

Другой группой риска оказывается молодежь из неблагополучных семей и регионов, т.е. та, мимо которой проходит образование, наука и настоящая культура. Их судьба едва ли не трагичнее тех поколений людей, которые прошли через невероятные испытания войной и другими бедами России ХХ века. Последние, как правило, имеют пусть и оскорбительно мизерную, но все-таки помощь от государства в виде пенсий и остатков социальных льгот. Что происходит с выпадающей из нормальной жизни молодежью – хорошо известно из статистики сиротства, правонарушений, бродяжничества, наркомании, самоубийств.

На этом фоне те дети или молодые люди, которые становятся «всего лишь» фанатичными, бездумными приверженцами астрологии или какого-то иного паранормального верования, кажутся едва ли не счастливчиками. Но это, к сожалению, не так. Потому что любой фанатизм – это своего рода болезнь сознания. А астрология не способна вывести человека на путь реализма, разумного и осмысленного, самостоятельного существования. Наоборот, она от разума уводит.

Каковы признаки и последствия, на которые обречены фанатики астрологии, или, сформулируем мягче, каковы возможные и действительные отрицательные последствия для тех, кто всерьез пользуется услугами астрологов?

Первое, самое главное и негативное, – это вольное или невольное бегство человека от самого себя, отказ от здорового скепсиса, критичности, реализма в оценке себя и жизни, отказ от разума как главного и наиболее эффективного инструмента не просто выживания, но достойной и успешной жизни человека. Это вольное или невольное неуважение науки, неверие в ее благотворную мощь в добрых и заботливых руках человека разумного. Это отрицание ценности астрономии, ее благородства и открываемых ею научных истин и перспектив. Астрономия – поистине мощный гимн разуму и познавательным дарованиям человека. В ее свете астрология – это что-то весьма жалкое и недостойное образованного, разумного и свободного человека.

Второе, астрология унижает человека, ограничивает, умаляет или даже подавляет его возможности, достоинство и жизненные силы. В самом деле, если я так или иначе нахожусь в зависимости от Быка, обречен иметь те или иные черты характера, то уже тем самым на меня накладываются существенные ограничения. Если я завишу от Быка, то зависит ли он от меня? Вопрос в глазах астролога не только глупый, но и нечестивый. Кто это посмел пропищать такое? Вот этот жалкий в сравнении с созвездием человечек?

Но сегодня этот «человечек» уже прорвался за пределы земного тяготения. Он мысленным взором (пока что мысленным) заглядывает в самые глубины Вселенной и строит потрясающие по своей смелости гипотезы. А на что он будет способен лет через 200 – 300 не сможет сказать даже ученый, воображение и смелость мысли которого бесконечно мощнее лукавого и корыстного умишки астролога (известно, что астролог – это прежде всего торговец в сфере сомнительных услуг).

Третье, астрология может подтолкнуть человека к ошибочным действиям, поскольку советы, содержащиеся в гороскопах, не являются научными и достоверными. Многочисленные и многолетние научные исследования астрологии и практики астрологов статистически и фактически доказали беспочвенность притязаний астрологии на истину. Нет никакой связи между временем рождением человека и тем или иным знаком зодиака, хотя есть и определенный психологический комплекс, внушаемый астрологами верующим в гороскопы.

Третье, астрология закрепляет невежество человека, оставляя его на уровне сознания древних людей, не знавших реального устройства мироздания, имевших весьма примитивные представления о психологии и сознании человека.

Четвертое, в практике астрологов есть неустранимый элемент безнравственности и шарлатанства, поскольку их гороскопы, по большому счету – это ложь. Единственное, что могло бы оправдать астролога, – это его добросовестное заблуждение относительно лженаучности того ремесла, которым он занимается. Однако в искреннее заблуждение астрологов верится с трудом. Косвенное тому свидетельство – непрекращающиеся взаимные обвинения астрологов в шарлатанстве и некомпетентности. Создается впечатление, что их больше беспокоит сохранение места на рынке парауслуг, чем достоверность, истинность и доказательность того, о чем они говорят своим клиентам.

Пятое, это умышленная эксплуатация человеческих слабостей. Конечно, можно сказать, что такое дело не столь уж и порочно, ведь торгуют же табаком и водкой, хотя первый – ведет к одной из форм опасной для здоровья зависимости, вторая – чревата алкоголизмом.

Возможно, это и так, но ведь ни один из астрологов не согласится хотя бы маленькими буквами приписать к своему очередному гороскопу, скажем, такие слова: увлечение гороскопами, вера в них чреваты ошибками при принятии решений, интеллектуальной неполноценностью, невежеством, утратой свободы, творческого и ответственного подхода к жизни, ведет к фанатизму, а то и к паранойе.

Я глубоко убежден, что ответственный, уважающий науку и разум человек не выберет себе такое весьма сомнительное с моральной и интеллектуальной точки зрения ремесло. В жизни есть много других путей, на которых можно достойным, честным и общественно полезным образом реализовать свое стремление к труду, к заработку, к возможности хорошо прожить свою жизнь.

Таким образом, астрология – это зло. Она спутник человечества лишь в силу того, что человеку свойственно ошибаться и заблуждаться, что у него есть слабости, что он несовершенен и способен как на добро, так и на зло, как на реализм, так и на утопизм. Но отсюда не следует, что астрологию нужно сделать священной коровой и не обращать на нее внимания. История человечества – это не стоячее болото. Мы идем, мы восходим и совершенствуемся. Этот процесс отнюдь не прост и не линеен. Но прогресс Человека, разума, осведомленности, повышения качества жизни несомненен. В ходе его возникают новые, порой трудные проблемы. Однако по большому счету исторический баланс всегда в пользу людей, их жизнеутверждающих сил. Прогресс свободы и разума заявляет о себе даже тогда, когда «колеса» цивилизации попадают в очередной ухаб и начинают пробуксовывать, как это мы видим сегодня в России. Тогда это прогресс заявляет о себе в качестве протеста честных и здравомыслящих людей против вторжения иррационализма и шарлатанства в общественную жизнь нашей страны. Во времена смуты и социального неблагополучия призыв к разуму, протест против оживления сил абсурда и мракобесия слышат не многие. Но без него обществу труднее выбраться из очередной исторической ямы, чтобы снова восходить к звездным ценностям Истины, Добра, Справедливости и Красоты.

Учеными сформулирован ряд возражений астрологам, доказательств несостоятельности их утверждений. Основные аргументы научной критики астрологии можно свести к следующим.

Земля не является центром Солнечной системы и не Солнце, как полагали древние астрономы, а Земля вращается вокруг Солнца. Таким образом, гороскопы основываются на фундаментальной астрономической ошибке. Это – только одна из большого числа грубых ошибок астрологов.

Древние астрономы ошибочно считали, что звезды на небосводе неподвижны. Спустя более 1800 лет после того, как Птолемей составил систему астрологии, произошло смещение равноденствий, связанных с вращением Земли, так что положение звезд изменилось по отношению к Земле приблизительно на 30 градусов. Это значит, что знаки зодиака, которые носили те же названия, что и соответствующие созвездия, с того времени изменили свое расположение. Например, знак Девы находится теперь в созвездии Льва. Чтобы решить проблему была создана астрология, основывающаяся на движущихся знаках, а не на созвездиях, но есть и другие астрологические школы. Таким образом, существуют альтернативные астрологические системы, что ставит вопрос: а есть ли среди них истинная?

Вопрос о звездных силах, действующих на человека в момент его рождения и при жизни, остается в астрологии темным. Они так и не дают ответа на вопрос, есть ли это одна из известных физике сил, скажем, гравитационная или электромагнитная, либо же это какая-то неизвестная сила? Если одна из известных физических сил, то ее реальное воздействие ничтожно и не имеет никакого отношения к характеру и судьбе человека. Если же это какая-то магическая сила, то тогда астрологу место на задворках культуры, там, где торгуют ложью и обитают шарлатаны.

Определение момента рождения является спорным. Когда ребенок считается рожденным? Роды – это процесс, который может занимать несколько часов. Либо это первый вздох, или это момент перерезания пуповины? Как быть с преждевременными или искусственными родами, или если они замедленны или ускорены? Относятся ли астрологические гороскопы только к тем, кто родился естественным путем? Многие люди не знают точного момента своего рождения, поэтому большое число гороскопов обречены на неточность и фиктивность даже для тех, кто верит в них. Короче говоря, все это, как говорят в народе, на воде вилами писано.

Каково соотношение «звездных влияний» по сравнению с биологическими, генетическими и иными факторами, в том числе и обстоятельствами среды? Нет никаких эмпирических данных об этих соотношениях. Даже такой фанатик религиозной веры, как Августин, говорил, что и раб, и господин могут быть астральными близнецами, но их судьба и образ жизни диаметрально противоположны.

Ни один из астрологов не внес ясность в вопрос о сущности того, какова природа влияния звезд на человека. Слова о том, что звезды «побуждают», «заставляют» или «говорят», не позволяют понять, что же это такое и можно ли эти неуместные поэтические метафоры изучать научным образом, подобно тому, как изучают электромагнитные, тепловые, атомные или гравитационные взаимодействия.

Вопросы к теме:

  1. Каковы исторические корни возникновения астрологии?
  2. В чем состоит ключевая идея астрологии?
  3. Какие человеческие потребности и установки создают возможность астрологии?
  4. Почему астрология – это зло?
  5. Назовите основные аргументы научной критики астрологии.

Тема 7. ЛЖЕНАУКА [30]

Следует отметить, что когда мы говорим о ненаучных идеях и практиках, то невольно сталкиваемся с областью явлений, которые в силу своей пестроты и многообразия образуют весьма неопределенную и трудно расчленяемую совокупность утверждений и соответствующих услуг. Другими словами, между ними трудно провести четкие границы. Их сложно структурировать, хотя бы потому что их представители и защитники редко бывают последовательны и строги в своих суждениях и желании ясно сформулировать то, о чем они говорят. Особенно очевидна размытость граней между квазинаукой, паранаукой, псевдонаукой и лженаукой. Тем более что в ряде случаев явно паранормальные, оккультные или мистические вымыслы сознательно маскируются под научные теории или выдаются за открытия. Попробуем разобраться с терминологией.

Эта амбивалентность (двусмысленность) дана уже этимологически. Квази (от лат. quasi – якобы, как будто) означает «мнимый», «ненастоящий» и в то же время «почти», «близко».

Квазинаука – это область такого знания, в котором в разной степени и пропорции содержатся ложные и, возможно, истинные утверждения и которая может содержать утверждения как фактуального, так и сфальсифицированного характера.

Образно говоря, это что-то близкое к науке, но не наука.

Пара (от греческого pará – возле, мимо, вне) как часть сложных слов означает находящееся рядом, отклоняющееся от нормы или нарушающее что-либо. Как видим, слова «квази» и «пара» близки по своему смыслу.

Термин «паранаука» относится к утверждениям или теориям, которые в большей или меньшей степени отклоняются от стандартов науки и содержат в себе как существенно ошибочные, так и, возможно, истинные положения.

Близость по смыслу понятий «квазинаука» и «паранаука» позволяет использовать их как синонимы.

Понятия лженауки и псевдонауки семантически более определенны и практически также синонимичны. Псевдо (от греческого psé udos – ложь) – часть сложных слов, означающих «ложный», «мнимый».

Лженаука – это такая теоретическая конструкция (и, не исключено, соответствующая ей практика), содержание которой, как удается установить в ходе независимой научной экспертизы, не соответствует ни нормам научного знания, ни какой-либо области действительности, а ее предмет либо не существует в принципе, либо существенно сфальсифицирован.

Между тем, все идентифицированные выше феномены объединяет одна общая черта – их претензия быть истиной и иметь статус науки. К этому следует добавить, что, если установлена ошибочность того, то первоначально можно было квалифицировать как квазинауку или паранауку, то они переходят в разряд псевдонауки или лженауки.

Отдельная проблема – это антинаука. К антинауке относятся различные доктрины и практики, которые рассматривают науку как зло, источник человеческих несчастий, как угрозу самому человеческому существованию. В современном мире нет сколько-нибудь организованных форм антинауки. Ее идеи разбросаны в концепциях постмодернизма, иррационализма, в различных религиозно-мистических учениях. Однако в ряде случаев антинаучные настроения могут приобретать поддержку малообразованных или отсталых слоев населения, а также в условиях теократических режимов типа талибана, когда наука и просвещение практически отвергаются, заменяясь средневековыми законами шариата.

Когда мы говорим о квазинауке, паранауке, псевдонауке и лженауке, то при этом важно различать ошибку в научном исследовании и квазинауку или лженауку. Ошибка – естественная и неотъемлемая часть научного исследования, поскольку само оно предстает как процесс проб и ошибок, результатом которого является освобождение от ошибок и установление истины. Квази- или лженаука не интересуется научным исследованием или истиной. Она интересуется продвижением своих идей в общественное мнение, а лженаучных продуктов – различного рода аппаратов, технологий, предметов ширпотреба типа циркониевых браслетов или кремлевских таблеток – на рынок с коммерческими целями.

Отдельной проблемой является психологическая сторона квазинауки и паранауки. Это могут быть как корыстные амбиции их авторов, так и искренние заблуждения. В случае с псевдо- и лженаукой нередко имеет место или упорное и безотчетное (догматическое) нежелание их авторов признать свою ошибку, потерять лицо, положение и т.д., или же умышленное жульничество.

С точки зрения научного скептицизма, являющегося важной компонентой свободного исследования, особенно важно установление типичных признаков и истоков квази- и лженауки.

Среди многочисленных факторов, порождающих эти квази- и псевдоценности, можно выделить методологические, мировоззренческие или идеологические, психологические, социологические и экономические или прагматические. Как правило, все они связаны между собой и не проявляются в своем чистом и изолированном виде.

К истокам первого рода относится «выпрямление» логики научного познания, когда исследователь склонен пренебрегать деталями, всесторонностью и тщательностью эксперимента или игнорировать влияние на предмет всех вовлекаемых в изучение фактов. В результате возникает упрощенная модель, воспроизводящая лишь фрагмент явления, либо не имеющая с ним ничего общего. В ходе дальнейшего исследования ошибки накапливаются, результаты экспериментов подгоняются под исходные данные, и возникает фантомный продукт, выдаваемый за научное достижение. Ярким образцом такого рода «достижений» была теория Лысенко и его школы.

К методологическим приметам следует отнести возникновение паранауки вследствие принципиальной неполноты наблюдательных или экспериментальных данных, когда исследователь впадает в соблазн рискованных обобщений, в итоге не оправдывающих себя, но лишь порождающих неполноценную теорию.

Столь же типично для квазинауки произвольное использование терминов и их неправомерная экстраполяция на другие области знания. Это слова-призраки, оторванные от своей первоначально объективной базы. Хорошо известно, как произвольно трактуются в околонаучной литературе такие фундаментальные понятия, как «поле», «энергия», «информация», «аура» и многие другие. Любопытна трансформация слова «аура». Его первоначальный смысл – веяние (от греческого á ura) чего-то ядовитого, тлетворного и смертоносного. Аурой естествоиспытатели называют местности, зараженные, скажем, ядовитыми испарениями или газами. Однако, видимо, по эстетическим причинам («красиво звучит») или в результате стихии моды это слово приобрело особый «романтический» смысл и стало исключительно популярным в квазинаучной или мистической литературе.

Не менее распространены такие псевдонаучные понятия, как «энергоинформационный обмен», «биоэнергия», «биополе», «тонкие поля», «информационно-фазовое состояние материальных систем» и т.д. Иногда на базе одного такого термина строятся теории глобального масштаба, как это сделал заметный представитель современной лженауки И. Язвишин, разработавший специальное учение «информациологию» и создавший весьма сомнительную и по большей части виртуальную Международную академию информатизации.

Произвольное толкование или изобретение терминов-пустышек сочетается с нарушением принципа, так сказать, финитизма научных понятий, т.е. пределов применимости научного термина, которые определяются максимально строго для каждой области научного знания.

Односторонность обоснования полученных результатов. Этот признак квазинауки проявляется в том, что подбираются аргументы и данные только в пользу «своих» результатов и закрываются глаза на данные, противоречащие заявленным идеям.

Нарочитое усложненное изложение сути дела, когда используются не только сложные термины, формулы или понятия других областей знания, но и изобретаются совершенно новые. В последнем случае выдумывание псевдопонятий может сочетаться с «изобретением» соответствующего псевдообъекта исследования (нечто вроде разработки «нано-информационной технологии выделки чертовой шкурки»).

Эта наукообразность легко обнаруживается, если попытаться упростить объяснение и истолковать его в хорошо определенных терминах. В результате такой операции нищета нарочитой премудрости оказывается очевидной.

Введение в оборот заведомо неверифицируемых, т.е. в принципе не проверяемых и потому не подтверждаемых и не опровергаемых независимыми экспертами положений. Так, адепты «торсионной теории» А. Акимов и Г. Шипов утверждают, что могут управлять так называемыми торсионными полями, хотя современная наука еще не разработала экспериментальной базы для обнаружения и работы с такого рода теоретически допустимыми полями.

Другими признаками работ псевдоученых являются:

нередкое отсутствие у таких псевдоученых профессиональных знаний в той области, к которой относится предлагаемая ими теория;

бедное или одностороннее цитирование научных источников;

авторы не публикуют свои результаты в научных рецензируемых (т.е. наиболее серьезных и авторитетных) журналах; напротив, отмечается стремление обращаться через головы экспертов непосредственно к «народным массам», к журналистам и прессе, рассчитанной на невзыскательных или просто невежественных людей;

в таких работах совершаются «революционные» перевороты в фундаментальных науках, методах лечения, образования и т.д., опровергаются или изобретаются новые фундаментальные законы, не согласующиеся с уже известными;

стремление обещать как можно больше сенсационных практических результатов своих «открытий»;

апелляция не столько к научным авторитетам, сколько к возможным потребителям «революционных переворотов», а также к потенциальным инвесторам;

обвинения «официальной науки» или научного истеблишмента в догматизме, консерватизме, снобизме и бюрократизме, в гонениях на «подлинных» революционеров мысли, в «зажиме» истинных гениев и т.д.

Задача выработки критериев отделения лженауки от науки, идентификации текстов и заявлений как лженаучных до сих пор является главной методологической проблемой. Петербургский ученый Е.Д. Эйдельман разработал тест-анкету, помогающую с высокой степенью вероятности определить статус того или иного заявления, претендующего на научное открытие или изобретение. В число вопросов этой анкеты входят следующие:

1. Имеет ли автор образование, соответствующее теме? (Да – 0 баллов, нет – 1 балл).

2. Принадлежит ли автор к научной школе (был в аспирантуре, докторантуре и т.п.) по данной теме? (Да – 0 баллов, нет – 1 балл).

3. Есть ли у автора публикации в рецензируемых научных журналах по другим темам? (Да – 0 баллов, нет – 1 балл).

4. Имеются ли в научных журналах публикации автора по теме сообщения (привести примеры таких публикаций)? (Да – 0 баллов, нет – 2 балла).

5. Имеются ли обзоры специалистов по данной теме в рецензируемых журналах (указать хоть один)? (Да – 0 баллов, нет – 2 балла).

6. Имеются ли у автора рекомендации признанных, в данной области, специалистов (членов РАН и т.п.)? (Да – 0 баллов, нет – 1 балл).

7. Цитируются ли в работах статьи по данной теме, опубликованные в рецензируемых журналах другими авторами? (Да – 0 баллов, нет – 1 балл).

8. Проводились ли работы по теме открыто (да) или в закрытом (нет) порядке? (Да – 0 баллов, нет – 1 балл).

9. Было ли целью источника сделать фундаментальное открытие по этой теме? (Да – 2 балла, нет – 0 баллов).

10. Имеются ли в публикациях автора благодарности другим лицам за обсуждение полученных результатов? (Да – 0 баллов, нет – 1 балл).

11. Поддерживались ли исследования автора научными фондами: РФФИ, INTAS, Copoca, CRDF и т.п.? Укажите какими. (Да – 0 баллов, нет – 1 балл).

12. Можно ли изложить сведения, сообщаемые автором, в терминах, используемых в учебниках для средней школы и младших курсов вуза? (Да – 0 баллов, нет – 1 балл).

13. Опровергает ли автор общепринятые теории? (Да – 2 балла, нет – 0 баллов).

14. Имеется ли проверка другими специалистами сведений, сообщаемых в представленных материалах? (Да – 0 баллов, нет – 1 балл).

15. Опирается ли автор при доказательстве правильности сообщаемых им сведений на общие философские или методологические основания? (Да – 1 балл, нет – 0 баллов).

16. Приведет ли реализация излагаемых сведений к кардинальным изменениям в жизни общества? (Да – 2 балла, нет – 0 баллов).

17. Нужно ли для реализации излагаемых сведений действовать в рамках существующих правил и процедур? (Да – 0 баллов, нет – 1 балл).

18. Когда должны быть реализованы излагаемые результаты? В будущем (да), немедленно (нет). (Да – 0 баллов, нет – 1 балл). [31]

В ряде случаев к особенностям лженауки можно отнести более или менее открытое сочетание научной картины мира с ненаучной. Это делает псевдонауку более уязвимой для критики, но более привлекательной для неосведомленного потребителя.

Чаще всего такое намеренное запутывание ситуации определяется мировоззреническими мотивами. Среди них могут быть попытки «примирить» науку с оккультизмом, магией, религией или стремление создать «синтетическую» доктрину Единого Знания, в которой «гармонично» сочеталось бы научное и мистическое знание и т.д. Эти тенденции являются следствием внутреннего дуализма или эклектики в сознании человека, верующего в Бога или в мировой разум, таинственные или сверхъестественные явления и т.д., но одновременно занимающегося научными исследованиями. Такое сознание тщится преодолеть противоречие между верой и знанием с целью компенсации, преодоления внутреннего раскола и психологического дискомфорта верующего человека, по роду деятельности принадлежащего к ученым.

Не менее пестр психологический комплекс квазинауки. Ее двигателями со стороны человеческой субъективности могут быть честолюбие, не подкрепленное тяжелым и кропотливым исследовательским трудом, жажда легкой славы и быстрого успеха, видимость простоты научного открытия или просто заблуждение, иллюзия того, что обнаружена несомненная истина.

Более негативным является психологический комплекс псевдо- или лженауки. В ряде случаев ее адепты не столько искренне заблуждающиеся люди, сколько мошенники и шарлатаны, пытающиеся (иногда довольно успешно) сделать из своих построений финансово выгодное предприятие. Такими людьми движет беспринципность, распаляемая корыстью, непомерной амбициозностью и жаждой влияния. У них атрофированы стыд и совесть, они невосприимчивы к критике и, разумеется, не склонны размышлять над этическими аспектами науки. Свои усилия эти люди тратят в основном на рекламу и сбыт своих измышлений. Наиболее заметными фигурами в этом плане являются математик А. Фоменко, составивший совершенно ненаучную, основанную на ложных астрономических данных «новую хронологию», «путешественник» Э. Мулдашев, обнаруживший целую гору «чудес» в Гималаях и на Тибете, А. Акимов, Г. Шипов и ряд их приверженцев, эксплуатирующие идею торсионных полей. [32]

Экономические и прагматические истоки квази- и лженауки, в принципе, лежат на поверхности. Особенно явны они у нас, в смутные времена переходного периода в России, когда государство перестало интересоваться наукой и должным образом финансировать научные исследования. Это и падение престижа науки, отягощенное подогреваемой СМИ тягой выбитого из равновесия населения к сенсациям, всякого рода чудесам, нетрадиционным методам лечения и т.д.

Спрос родил соответствующее предложение: вместе со сворой колдунов, волшебников и магов родились «ниспровергатели» основ современной науки, «революционеры» из числа самозваных академиков и докторов, а также тех ученых, которые, по сути, предали идеалы науки, благородство ее целей и ее этику. Не случайно лжеученые ищут союза с «сильными мира сего»: депутатами, политическими деятелями, высшим офицерским составом, спецслужбами, а то и просто с влиятельными жуликами. Не удивительно, что проходимцы типа астрологов-советников оказываются востребованными в высших эшелонах власти, а какой-нибудь диван-экстрасенс, якобы излечивающий от всех мыслимых болезней, включая импотенцию, демонстрируется в Государственной Думе.

Приметой превращения пара- и псевдонауки в организованную социальную силу является создание многочисленных, так называемых общественных академий и институтов (коих насчитывается около 200), штампующих за определенную плату не только «академиков» и «докторов», но и «дипломированных» астрологов, экстрасенсов, магов и волшебников. Таким образом, у этой области псевдоценностей есть определенные узаконенные государством технологии производства лжеученых и шарлатанов, которые в свою очередь на диком отечественном рынке находят потребителей своих весьма сомнительных услуг.

По данным Российской академии наук, за последние два десятилетия лженаука стала заметным рыночным фактором. Годовой оборот фирм и различных «общественных» академий составляет до 1, 5 млрд. долларов. [34]

В целом феномены квази- и лженауки социально обусловлены. Они находят для себя благоприятную почву в условиях идеологической и правовой сумятицы и вакуума, являются закономерным следствием кризисных процессов в области политики и экономики, бесцеремонной борьбы за власть и передела собственности. Они отражают факт падения нравов, криминализацию многих областей общественной жизни, загрязнение информационного пространства ложью, героизацией наглости, грубой силы, обмана, низменных страстей.

В атмосфере равнодушия большей части населения, отупляемого средствами массовой информации, пара- и псевдонаука стали составной частью антикультуры, разлагающей общественное сознание и препятствующей моральному, интеллектуальному и социальному выздоровлению России.

Особенно тревожными являются попытки «разгосударствить» науку, лишив ее права владения имуществом, зданиями и сооружениями, что предусмотрено готовящимися реформами науки в России. Это «реформирование» еще больше ослабит российскую науку и позволит лженауке укрепить свои позиции как в информационном пространстве, так и на рынке мошеннических товаров и услуг.

Подобно любому другому виду мошенничества, лженаука угрожает нашему кошельку, имуществу, нашему разуму, здоровью и самой жизни. Кроме всего этого лженаука посягает, во-первых, и на без того нищенский бюджет науки, оттягивая с помощью коррумпированного чиновничества существенные финансовые средства, во-вторых, дискредитирует в глазах общества достоинство и ценность науки, поскольку рядовому гражданину трудно понять, где наука, а где псевдонаука. Ущерб, наносимый лженаукой населению – это и ущерб науке, престиж которой еще больше падает. Следствием этого является усугубление отставания России в области научного прогресса, отток ученых за границу, снижение электоральной поддержки науки, ведущей к ослаблению лоббирования науки как бюджетной отрасли. Это ставит российскую науку в еще более тяжелое финансовое и материальное положение. Вот почему борьба с лженаукой как видом мошенничества является и борьбой за науку и просвещение, за интеллектуальное оздоровление страны, за ее культурный и технический прогресс.

Вопросы к теме:

  1. Что общего и каковы различия между кзинаукой, паранаукой, псевдонаукой и лженаукой?
  2. Назовите факторы, порождающие квази- и лженауку.
  3. Каковы общие признаки лженауки?
  4. Каковы критерии демаркации лженауки и науки (по Е. Эйдельману).
  5. В чем состоит психологический комплекс квази- и лженауки.
  6. Каковы социальные причины распространения лженауки в России?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.