Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нецифровая вычислительная программа как теория






Электронная цифровая вычислительная машина представляет со­бой устройство для очень быстрого сложения, вычитания, умножения и деления. Но вычислительная машина не просто устройство, оперирующее цифрами, она является и устройством, оперирующим символами. Симво­лы, которыми она оперирует, могут представлять числа, буквы, слова или даже нецифровые, несловесные образы. Вычислительная машина имеет поистине общие способности чтения символов или образов, хранения символа в памяти, сравнения символов для опознания их, обнаружения особых различий между их образами и возможности действовать тем способом, который обусловлен результатами этих процессов.

Теперь вернемся к нашему испытуемому. Его поведение, которое мы хотим объяснить, состоит из последовательности символических выраже­ний. Это положение не зависит от методики «мышления вслух», исполь­зованной в экспериментах. Оно было бы также справедливо и в том слу­чае, если бы испытуемый давал ответы на задачу письменно или нажати­ем кнопок. Во всех случаях его поведение может быть интерпретировано как последовательность символов — в последнем приведенном случае — последовательность «Л» и «П», где «Л» используется для «левой кноп­ки», а «П» — для «правой кнопки».

Мы можем постулировать, что процессы, протекающие внутри ис­пытуемого, — в органах чувств, нервной ткани и мышечных движениях,

 



Рис. 1. Уровни информационных процесс в теории мышления человека


Ньюэлл Л., Шоу Дж.С, Саймон Г.А., Моделирование мышления... 657

управляемых нервными сигналами, также являются процессами опериро­вания символами, т.е. образы, различным способом закодированные, мо­гут быть уловлены, зафиксированы, переданы, сохранены, скопированы и т.д. с помощью механизмов этой системы.

Мы не будем защищать этот постулат подробнее, его подлинная за­щита — в его возможности объяснить поведение. Вместо этого мы исполь­зуем тактику, весьма успешную в других науках, допускающую объясне­ния на нескольких различных уровнях. Так же, как мы объясняем то, что происходит в испытываемой трубке путем химических уравнений, и потом объясняем химические уравнения с помощью механизмов квантовой фи­зики, так мы попытаемся объяснить то, что происходит в процессе мышле­ния и решения задачи с помощью организации процессов оперирования с символами, поставив задачу объяснения этих процессов в нейрофизиологи­ческих терминах.

Подход к построению теории сложного поведения изображен на рис.1. Мы имеем дело с верхней половиной схемы — со сведением выс­шего поведения к информационным процессам. Если это сведение мо­жет быть осуществлено, тогда вторая часть теории будет нуждаться в объяснении информационных процессов на основе нейрологических ме­ханизмов. Мы надеемся, что прорыть туннель сквозь горы нашего незна­ния с двух сторон будет легче, чем пытаться преодолеть все расстояние только с одной стороны.

Мы постулируем, что поведение испытуемого подчиняется програм­ме, включающей группу элементарных информационных процессов. Мы кодируем группу подпрограмм для цифровой вычислительной машины, каждая из которых осуществляет процесс, соответствующий одному из этих постулированных информационных процессов. Затем мы записыва­ем программу, составленную из этих подпрограмм, которая заставит вы­числительную машину действовать тем же способом, каким действует испытуемый; производить, по существу, тот же поток символов, когда обоим дается одна и та же проблема. Если мы достигнем успеха в со­здании программы, которая имитирует поведение испытуемого достаточ­но точно в значительном ряде ситуаций решения задачи, тогда мы смо­жем рассматривать программу как теорию поведения. Как высоко мы оценим теорию, зависит, как и в случае всех теорий, от ее всеобщности и ее экономичности, от того, насколько широк род явлений, объясняемых ею, и от того, насколько экономично выражение ее.

Можно увидеть, что такой подход не предполагает, что «оснащение» вычислительных машин и мозга подобно, за исключением предположения, что и вычислительная машина, и мозг — общецелевые устройства, опериру­ющие символами, и что вычислительная машина может быть запрограмми­рована для выполнения элементарных информационных процессов, кото­рые функционально подобны тем, которые осуществляются мозгом.

42 Зак. 2228



Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания


Общий решатель проблем

Наша попытка объяснить процесс решения задач принимает форму программы вычислительной машины, которую мы называем Общий ре­шатель проблем (ОРП).

Проблема, приведенная выше, внутренне представляется в форме выражений, которые означают «преобразовать» 1 в 2. Мы называем сим­волические структуры, соответствующие логическим выражениям, объек­тами; структуры, соответствующие проблемным задачам и аналогичным положениям, — целями. Программа достигает целей путем применения к объектам операторов1 превращая таким образом эти цели в новые объекты.

Программа включает действия по применению операторов к объек­там. Она включает также процессы сравнения пар объектов; эти процес­сы создают (внутренне) символы, которые обозначают отличия между сравниваемыми объектами.

Действия ОРП группируются вокруг трех типов целей и небольшо­го числа методов достижения целей этих типов.

1. Преобразование целей. Эти процессы имеют форму, которая уже
была проиллюстрирована: преобразовать объект а в объект b.

Метод 1. Сравнить а с b, для того чтобы найти различие d между ними; если нет различий, проблема решена. Создать цель: уменьшение раз­личия d между а и b. Если действие успешно, результат будет преобразова­нием а в новый объект с. Теперь создать новую цель преобразованием с в b. Достижение этой цели и будет решением первоначальной проблемы.

2. Цели применения операторов. Эти операции имеют форму: при­
менить оператор q к объекту а.

Метод 2. Определить, отвечает ли a условиям применения q? Если да, применить q, если нет, определить различие между а и объектом, к которому q применим. Если это действие успешно, будет создан новый объект а', который является модификацией а. Теперь попытаться прило­жить q к а'.

3. Цели уменьшения различий. Как мы видели, они имеют форму:
уменьшить различие d между объектами a и b.

Метод 3. Найти оператор q, соответственный данному различию (значение соответствия — релевантности — будет позже объяснено). Со­здать цель применения q к а. Если операция успешна, то результат бу­дет преобразованием о в новый объект с, который не будет сильно отли­чаться от b.

Таким образом, Общий решатель проблем представляет собой про­грамму вычислительной машины, включающую общие процессы заклю-

1 Операторы — правила преобразования в математической логике. (Примечание пе­реводчика источника.)


Ньюэлл Л., Шоу Дж..С., Саймон Г.А., Моделирование мышления..



чения относительно итогов (целей) и средств (операторов). Она является общей (general) в том смысле, что сама по себе программа не привязана к самой природе объектов, различий и операторов, с которыми она имеет дело. Следовательно, ее возможности в решении задач могут быть пере­несены с одного типа задач на другой, если он содержит информацию относительно типов объектов, различий и операторов, которые характери­зуют и описывают конкретные условия задачи.

Испытание теории

Вопрос о том, насколько адекватной является программа как тео­рия информационных процессов при решении задачи человеком, может быть поставлен на нескольких специфических уровнях. На самом об­щем уровне мы можем задать вопрос, будет ли программа фактически решать задачи таким же образом, как и человек. Она определенно это делает.

Общие типы анализа отношения средств — целей, которые исполь­зует Общий решатель проблем, являются в то же время методами, отме­чаемыми и в протоколах испытуемых. Мы изучили в деталях около 20 протоколов испытуемых, решавших логические проблемы. Фактически все поведение, описанное в этих протоколах, протекает в рамках анализа средств — целей. Три типа целей, рассмотренных нами, составляют три четверти всех целей испытуемых, а дополнительные типы целей, которые появляются в протоколах, тесно связаны с теми, которые мы описали. Три метода, выделенных нами, представляют подавляющее большинство методов, примененных к данным проблемам испытуемыми.

Протоколы поведения человека при решении проблем в различных сферах деятельности — при игре в шахматы, решении загадок, написании программ вычислительной машины — содержат много последовательных действий, которые также подобны анализу средств — целей Общего ре­шателя проблем.

Мы не можем, конечно, на основе такого типа доказательств заклю­чать, что ОРП дает адекватное объяснение всем типам поведения при решении задач. Наряду с содержащимися в нем механизмами могут быть включены и многие другие механизмы. Только когда программа имити­рует полную последовательность поведения, например, осуществляет тот же самый шахматный анализ, что и человек, у нас складывается убежде­ние, что мы постулировали группу процессов, которая достаточна для осу­ществления поведения в данном случае.

Общий решатель проблем не единственная существующая про­грамма этого типа. Есть программа, предшественница ОРП, которая так­же отыскивает доказательства теоремы, но только по символической ло-



Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания


гике. Существуют программы для доказательства теорем в геометрии, для конструирования электромоторов, генераторов и трансформаторов, для создания музыки и игры в шахматы. Существуют программы, кото­рые «обучаются», т.е. такие, которые изменяются в различных отноше­ниях на основе опыта.

Успех, уже достигнутый в синтезировании механизмов, которые решают трудные проблемы тем же способом, что и человек, позволяет рассчитывать на создание весьма специфической и операционной теории решения проблем. Наша цель — распространить некоторые положения этой теории на творческое мышление. Сделать это — значит утверждать, что творческое мышление является просто специальным видом пове­дения при решении проблем. Это кажется нам полезной рабочей ги­потезой.

Сформулированные так откровенно наши намерения кажутся уто­пичными. Насколько они являются утопичными — или, скорее, насколь­ко отдалена их реализация, — зависит от того, как широко или узко мы интерпретируем термин «творческий». Если мы намерены рассматри­вать всю сложную деятельность человека по решению задач как творчес­кую, то, как мы покажем, удачные программы для механизмов, которые имитируют человека, решающего задачу, уже существуют и известен ряд их основных характеристик. Если мы оставляем термин «творческий» для деятельности, подобной открытию специальной теории относительно­сти или созданию бетховенской Седьмой симфонии, тогда в настоящее время не существует примеров творческих механизмов.

Решение проблем и творчество

В психологической литературе «творческим мышлением» обозна­чается специальный тип деятельности с несколько неопределенными и не­четкими границами. Решение задач характеризуется как творческое в той мере, в какой оно удовлетворяет одному или большему числу следующих условий.

1. Продукт мыслительной деятельности обладает новизной и цен­ностью (либо для индивида, либо для его культуры).

2. Мыслительный процесс также отличается новизной, требует пре­образования или отказа от ранее принятых идей.

3. Мыслительный процесс характеризуется наличием сильной мо­тивации и устойчивости, протекая либо в течение значительного пе­риода времени (постоянно или с перерывами), либо с большой интенсив­ностью.

4. Проблема, поставленная первоначально, смутна и плохо определена, так что одной из наших задач было формулирование самой проблемы.


Ньюэлл Л., Шоу Дж.С, Саймон Г.А. Моделирование мышления...



Наблюдается высокая корреляция между творчеством (по крайней мере в области наук) и успешностью в выполнении самых шаблонных интеллектуальных заданий, которые обычно используются для измерения одаренности. Таким образом, творческую деятельность можно охаракте­ризовать просто как вид деятельности по решению специальных задач, который характеризуется новизной, нетрадиционностью, устойчивостью и трудностью в формулировании проблемы.

Когда мы говорим, что эти программы вычислительных машин ими­тируют процесс решения задачи человеком, мы не просто подразумеваем, что они решают задачи, которые раньше решались только человеком, хотя они делают и это. Мы подразумеваем, что они решают эти проблемы пу­тем использования методов и процессов, которые в большей или меньшей степени подобны методам и процессам, используемым человеком. Самый последний вариант «логика-теоретика»1 был спроектирован полностью как имитация (частичная) человека, поведение которого было запротоко­лировано в лабораторных условиях.

Деятельность, осуществляемая вычислительными программами, предназначенными для решения задач, протекает в области, не столь далекой от той, которая обычно рассматривается как «творческая». На­хождение доказательств математических теорем, сочинение музыки, про­ектирование технических конструкций и игра в шахматы обычно рас­сматриваются как творческие процессы, если продукт деятельности ори­гинален и высококачествен. Следовательно, отношение этих программ к теории творчества очевидно, даже если настоящие программы не точно имитируют психические процессы человека — они приносят вполне зем­ной плод.

Рассмотрим более детально вопрос о том, следует ли считать «ло­гика-теоретика» творческим механизмом. Что касается проблем, кото­рые мы действительно ставили ему, а ими были теоремы, выведенные из гл. 2 «Principia Mathematica» (1925—1927) Уайтхеда и Рассела, он на­ходил доказательство в трех случаях из четырех. Если написание этих книг было творчеством для Уайтхеда и Рассела, то возможно, что и пе­реоткрытие «логиком-теоретиком» значительной части гл. 2 — открытие заново в большом числе случаев тех же самых доказательств, что Уайт-хед и Рассел открыли первоначально, — тоже творчество.

Если мы хотим серьезно возражать против того, что «логик-теоре­тик» объявляется творческим механизмом, мы должны основываться на анализе тех проблем, которые он выбирает, а не на его деятельности при их решении. Так, можно считать, что программа — это лишь математи­ческое орудие, основывающееся на решениях значительного числа задач,

1 «Логик-теоретик» — это программа вычислителя, способного найти доказательства теорем в области элементарной символической логики, используя методы, подобные тем, которые используются людьми.


662 Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания

предложенных Уайтхедом и Расселом; «логик-теоретик» просто ищет ответы на них, в то время как подлинное творчество заключается прежде всего в выборе проблемы. Это является четвертой характеристикой, выд­вигаемой нами при определении творчества. Но «логик-теоретик» обла­дает способностью к выбору задач. Работая с конца, т.е. отправляясь от цели доказать данную теорему, он может выдвигать новые теоремы и ста­вить себе подцели — доказать их. Исторически, хотя и в более широких рамках, этот процесс и был осуществлен Уайтхедом и Расселом, когда они создавали теоремы, которые затем доказывали. Для этой работы они сна­чала выбрали для себя основные постулаты арифметики и вывели их как теоремы из аксиом логики.

Абстрактная модель поведения при решении задачи

Мы обращаемся теперь к общей теории решения задачи, с тем чтобы позже вернуться к специфическим вопросам «творческой» части спектра процесса решения задач.

Лабиринт представляет подходящую абстрактную модель для боль­шинства видов деятельности по решению задач. Лабиринт является груп­пой путей (возможно, частично перекрывающихся), в которой какая-то под­группа отличается от других тем, что в конце путей имеются цели (награды, подкрепления). Пути этой подгруппы являются «правильными» путями: найти один из них — значит решить задачу прохождения лабиринта.

Мы можем подняться на следующую ступень абстракции и оха­рактеризовать решение задачи при помощи следующих положений: дана группа Р, найти член подгруппы S из группы Р, имеющий специальные свойства.

Существуют различные пути классификации процессов, используе­мых людьми при решении задачи. Полезным является различение про­цессов нахождения возможных решений (создание членов Р, которые могут принадлежать к S) от процессов определения того, будет ли най­денное предложение фактически решением (проверяя, относится ли к S созданный элемент Р). Мы называем процессы первого класса процесса­ми выработки решения, а второго класса — процессами проверки (вери­фикации).

В достаточно малом лабиринте, где члены S, как только они откры­ты, легко могут быть опознаны как решение, нахождение решения три­виально (примером является Т-образный лабиринт для крыс с пищей на одной из дорожек). Трудности при сложном процессе поисков решения возникают в связи с комбинацией двух факторов: размеров группы воз-


Ньюэлл Л.., Шоу Дж.С Саймон Г.А, Моделирование мышления... 663

можных решений, которые должны быть исследованы, и задачей установ­ления того, действительно ли соответствует предложенное решение усло­виям задачи. Используя нашу формальную модель решения задачи, мы можем часто получать значащие меры трудности конкретных проблем и меры эффективности конкретных устройств и процессов решения за­дачи. Рассмотрим некоторые примеры.

Обратимся к выбору хода в шахматах. В среднем шахматист, чья очередь совершать ход, осуществляет свой выбор из 20 или 30 альтерна­тив. Поэтому нахождение возможных ходов не представляет трудностей, но огромные трудности существуют при определении того, будет ли кон­кретный дозволенный ход хорошим ходом. Проблема не в генераторе, а в проверочном компоненте деятельности. Однако принципиальный метод для оценки хода состоит в рассмотрении некоторых противоположных возможных ответов, собственных ответов и т.д., только попытки оценить результаты позиций после этого лабиринта возможных последовательно­стей ходов осуществляются с некоторой глубиной. Лабиринт последова­тельности ходов чрезвычайно велик. Если мы рассматриваем пять пос­ледовательных ходов для каждого игрока, предполагая в среднем 25 доз­воленных продолжений на каждой ступени, мы находим, что Р, группа таких последовательностей ходов, включает около 1014 (100 миллионов миллионов) членов.

Еще один пример будет полезен для уяснения того, как различные устройства сокращают количество проб, требуемых для нахождения ре­шения задачи. Рассмотрим сейф, замок которого включает 10 независи­мых дисков, каждый из них пронумерован от 00 до 99. Сейф будет иметь 10010=1020 или 100 биллионов возможных положений дисков, только одно из которых будет открывать его. Однако если сейф неисправен и всякий раз возникает легкий щелчок, когда любой диск установлен в правиль­ном положении, то потребуется в среднем только 50 проб, чтобы открыть сейф. 10 последовательных щелчков, предупреждающих взломщика, ког­да «теплее», вот и все отличие неразрешимой задачи от тривиальной.

Итак, если мы можем получить информацию, которая подсказыва­ет нам, какое решение испытать, и, в частности, если мы можем получить информацию, которая позволяет нам раздробить большую проблему на несколько небольших задач и узнать, успешно ли мы решили каждую из них, — поисковая деятельность может быть значительно сокращена.

Эвристика для решения задач

Мы рассмотрим некоторые примеры успешных программ решения задач для того, чтобы понять, что имеет место при выработке решения и проверке его и как программы сокращают задачи до приемлемых разме-


664 Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания

ров. Мы используем термин «эвристический» при определении любого принципа или устройства, которые вносят вклад в сокращение среднего числа проб при решении. Хотя еще не существует общей теории эврис­тики, мы можем иметь дело с некоторыми эвристиками, применяемыми при решении человеком сложных задач.

Эффективные генераторы

Даже когда группа Р велика, как это обычно бывает в сложных про­цессах решения, генератор решений может рассматривать на ранней стадии те части Р, которые скорее всего бесплодны. Например, многие проблемы имеют следующую форму: группа решений включает все элементы Р со свойством А, свойством В и свойством С. Нет генераторов, которые будут создавать элементы, обладающие всеми тремя свойствами. Однако могут существовать генераторы, которые создают элементы, обладающие двумя какими-то свойствами из этих трех. То, какой генератор будет выбран, за­висит от того, какие требования наиболее сложны, и от относительной сто­имости выработки решений. Вели большинство элементов отвечает А, тог­да обосновано создание элементов С и В, так как можно ожидать, что А ско­ро появится. Если элементы с А редки, лучше создавать элементы, которые имеют свойство А.

«Логик-теоретик» дает нам четкий пример этого типа эвристики. Вспомним, что задача «логика-теоретика» заключается в поисках дока­зательств. Доказательство представляет собой список логических выра­жений, удовлетворяющих следующим требованиям.

A. Начало списка включает известные теоремы (любое число их).

B. Все другие выражения в списке являются прямыми и истинны­
ми следствиями выражений, приведенных выше.

C. Последнее выражение списка является выражением, которое до­
казывается.

Наиболее эффективным является генератор, который отвечает усло­виям В и С. Если фиксируется последнее выражение как желаемое, то со­здаваемые списки включат только действительные выводы В, ведущие к последнему выражению. Проблема решена тогда, когда создан список, от­вечающий условиям А, т.е. выражениям, которые все являются теоремами.

При этом типе генератора элементы создаются как бы «с конца», идя от желаемого результата по направлению к данным задачам. Этим путем идет «логик-теоретик» при открытии доказательств.

Конкретная ситуация, которую мы встречаем здесь (множество воз­можных начальных точек в противоположность одной конечной) и кото­рая предрасполагает к работе в направлении от конца к началу, является сравнительно распространенной.


Ньюэлл Л., Шоу Дж. С., Саймон Г.А., Моделирование мышления...



Простые селективные эвристики

Когда субъект, решающий задачу, сталкивается с группой альтерна­тив, обычный эвристический прием состоит в выявлении с самого начала возможных путей при помощи относительно доступного текста. Чтобы определить ценность этого приема, рассмотрим лабиринт, содержащий т альтернатив в каждой узловой точке и имеющий длину к. Если есть один правильный путь к цели, то для того, чтобы найти его при помощи слу­чайных поисковых действий, потребуется в среднем 1/2т* проб. Если эвристический тест позволит отбросить как бесполезные половину альтер­натив в каждой узловой точке, тогда при случайном поиске с примене­нием этой эвристики в среднем потребуется только 1/2-(1/2тк) проб. Это сокращает число проб в отношении 2*, что составит при лабиринте, вклю­чающем лишь 7 звеньев, число 128, а при лабиринте в 10 звеньев — свы­ше тысячи.

«Логик-теоретик» использует ряд таких эвристик выбора. С помо­щью одной эвристики он отделял новые выражения, которые казались «недоказуемыми» на основе определенных критериев правдоподобия; с помощью другой эвристики отсеивались выражения, которые казались «недоказуемыми» на основе определенных критериев правдоподобия; с помощью другой эвристики отсеивались выражения, которые казались слишком сложными в плане наличия в них большого числа отрицатель­ных знаков. Эти две эвристики сократили число проб, потребовавшихся для нахождения решения, в 2, 7 раза.

Стратегии при выработке решения

Обычно информация, необходимая для выбора подходящих путей, поступает лишь при осуществлении поиска. Обследование путей дает нам точки, обозначающие «холоднее» — «горячее», чем мы и руководствуем­ся при дальнейшем поиске. Мы уже приводили простой, но эффективный пример неисправного сейфа.

Существуют, в общем, два различных способа описания любой кон­кретной точки выбора в проблемном лабиринте. В шахматах, например, конкретная позиция может быть определена путем обозначения (словес­но или при помощи диаграммы) того, какие фигуры занимают ту или иную клетку доски. С другой стороны, позиция может быть определена при помощи выделения последовательности ходов, которые ведут к ней от начальной позиции. Мы будем называть первый метод определения элемента Р спецификацией путем описания состояния, второй метод — спецификацией путем описания процесса.


666 Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания

Когда игрок рассматривает конкретный ход, он может построить в своем воображении картину доски после того, как ход осуществлен. Он может затем исследовать это новое состояние для того, чтобы выяснить, какие черты его благоприятны, какие — неблагоприятны и какие возмож­ные продолжения оно подсказывает. Таким образом он исследует не­сколько путей в лабиринте (если он хороший игрок, его эвристический прием обычно натолкнет его на обследование важных путей), и он может проанализировать достаточное число ходов, для того чтобы быть в состо­янии прямо оценить достигнутые конечные позиции. Мы отмечаем, что сильнейшие шахматисты не обследуют больше, чем несколько десятков продолжений, а те, в свою очередь, на глубину порядка от нескольких до 10 и более ходов. Способность шахматиста-мастера глубоко анализировать партию, столь удивляющая, новичка, возникает из способности первого анализировать очень избирательно, не пропуская в то же время важные варианты. «Сигналы», которые он отмечает, неуловимые для новичка, оче­видны для него.

Эвристики планирования

Другой класс широко применимых эвристик, увеличивающих изби­рательность генераторов решений, составляют эвристики, которые идут под рубрикой «планирование». Рассмотрим лабиринт длиной в q шагов с т альтернативами в каждой точке выбора. Предположим, что вместо сигналов, обозначающих правильный путь в каждой точке выбора, есть лишь сигналы в каждой второй точке. Тогда задача прохождения лаби­ринта легко может быть расчленена на ряд подзадач достижения тех то­чек выбора, которые отмечены сигналами.

Такая группа подзадач составит план. Вместо начальной задачи про­хождения лабиринта длиной в к шагов перед субъектом, решающим про­блему, встанет задача прохождения {к/2) лабиринтов, каждый из которых длиной в два шага. Ожидаемое число путей, которые должны быть обсле­дованы при решении первой проблемы, будет, как и раньше, равно l/2mh. Ожидаемое число проб при решении второй проблемы 1/2 (k/2) m2.

Если начальный лабиринт будет иметь в длину 6 шагов при двух альтернативах в каждой точке, среднее число требуемых проб будет со­кращено с 32 до 6, к которым, в свою очередь, следует добавить усилия, необходимые для того, чтобы найти план.

Мы используем подобный метод планирования, когда путешеству­ем. Сначала мы набрасываем общий маршрут от города к городу, затем, имея в виду эти города как подцели, мы решаем подзадачи, как попасть из одного в другой.


Ньюэлл Л., Шоу Дж.С., Саймон Г.А. Моделирование мышления…








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.