Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совместное рисование






 

метод совместного рисования

Совместное рисование — это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует раз­личные предметы, ситуации из жизни ребенка и его се­мьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоцио­нальным комментарием.

Можно говорить о том, что в данном случае имеет место особый метод обучения, а не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка.

Использование совместного рисования в занятиях возможно после того, как налажен эмоциональный кон­такт между аутичным ребенком и взрослым.

Метод совместного рисования предоставляет новые интересные возможности:

1. Возникает ситуация, побуждающая ребенка к активным действиям. Ребенка завораживает волшебство, происходящее на листе бумаги. Тем более если рисуются предметы и сюжеты, особенно интересные ребенку. Используя этот интерес, взрослый побуждает ребенка к активному участию в процессе рисования: делает паузы, советуется с ним, «забывает» дорисовать важную деталь, как бы предлагая ему завершить рисунок. Ребенку интересно и при этом важно получить результат как можно быстрее, и он часто соглашается на то, что в других си­туациях оказывалось невозможным. Так, он впервые возьмет в руки карандаш и попытается что-то дорисовать самостоятельно, ответит на поставленные вопросы.

Тут возникает ситуация эмоционального и делового общения, подразумевающая активные действия отдачи и принятия между партнерами по общению. В этой уникальной для аутичного ребенка ситуации взрослый должен следовать определенной тактике: даже если он понял, чего хочет ребенок, не надо воплощать это желание немедленно. Побудите ребенка выразить желание любым приемлемым способом — словом, жестом. Для этого делайте паузы в рисовании и комментариях к нему. За­давая вопросы, дайте понять, что результат зависит и от действийребенка: если тот не проявляет активности, рисунок как бы «замирает». Поскольку ребенку не терпится поскорее получить желаемый результат, можно предположить, что проявление активности с его сторо­ны не заставит себя долго ждать.

2. Ситуация совместного рисования дает новые воз­можности для знакомства аутичного ребенка с окружающим миром. Здесь упомянем особенности усвоения информации аутичным ребенком: оно происходит спон­танно и выборочно. При этом информация, привлекшая непроизвольное внимание ребенка, далеко не всегда по­лезна в жизни, близка опыту ребенка. Кроме того, почти всегда трудно понять, что ребенок усвоил, а что нет. Так, взрослые с удивлением обнаруживают, что ребенок обладает довольно глубокими знаниями в какой-то области, к примеру узнает и называет разнообразные геомет­рические формы, знает сложные оттенки цветов, решает математические задачки. Скорее всего, он непроизволь­но запомнил эту информацию и однажды спонтанно воспроизвел. Однако ее произвольное использование невозможно — ребенок пользуется своими знаниями только «по вдохновению» и беспомощен, когда применение усвоенных знаний становится необходимо. Обладая раз­нообразными специфическими знаниями, аутичный ре­бенок при этом может оставаться неприспособлен к правильным действиям в обычных житейских ситуациях.

Так, не обнаружив банного полотенца на обычном месте в ванной комнате, он может замерзнуть, но не предпримет попыток разрешить ситуацию. Аутичный ребенок совершенно теряется, если нарушается цепочка привычных действий; такая ситуация ставит его в тупик, и самостоятельно он не может найти выход из создав­шегося положения. Он не знает, где можно взять другое полотенце, и не умеет попросить помочь ему.

— При совместном рисовании удается уточнить пред­ставления, которые уже есть у ребенка. Эта возмож­ность уникальна. Что ребенок знает, а чего нет, что по­нял искаженно, обычно открывается и становится по­нятным в спонтанных проявлениях. Произвольно (на­пример, задавая вопросы) это выяснить не удается. Если взрослый будет внимателен в ходе совместного рисования, то сумеет сделать много интересных выводов отно­сительно знаний ребенка об окружающем мире;

— Еще одна возможность — обогащение этих пред­ставлений. Взрослый постепенно начинает вводить в ри­сунок новые детали, предлагать ребенку варианты разви­тия знакомого сюжета. Если результат совместного ри­сования важен для ребенка (так бывает, если рисуется предмет интереса ребенка), он часто соглашается при­нять такие нововведения. В стремлении поскорее достичь желаемого он готов принять новое, даже несмотря на то, что нарушение привычного стереотипа доставляет дис­комфорт. Однако следует помнить об осторожности и соблюдать обычные в работе с аутичпым ребенком принципы — постепенность, дозирование подачи нового и обязательный учет интересов ребенка, его желаний. Используйте возможности ситуации, но постарайтесь не вызывать у ребенка состояние острого дискомфорта;

— Следующий этап — обобщение представлений об окружающем. Это необыкновенно важно, т.к. позволяет научить ребенка пользоваться уже имеющимися знани­ями в различных ситуациях. Для этого прорисованные много раз предметы и ситуации перетекают из сюжета в сюжет. Кроме этого, сюжет каждой картинки при следующем воплощении постепенно усложняется, в него вводятся новые элементы (не забывайте о стереотипности мышления аутичного ребенка и в случае его сопротивления изменениям отложите их до следующего раза). Отработанное в рисунках затем обыгрывается. В даль­нейшем полученные знания постоянно используются в жизни — в ходе эмоционального комментария взрослый проговаривает ситуации во всех деталях и нюансах, побуждает ребенка к активности. И тем самым не дает забыть усвоенное, постоянно актуализирует приобретен­ные ребенком знания и умения;

— Главным успехом такой работы станет перенос знаний в реальную жизнь. Это —показатель того, что ребенок усвоил новые знания о мире и использует их.

3. Использование метода совместного рисования да­ет возможность развивать средства коммуникации.

— При этом в значимой для ребенка ситуации в ходе эмоционального комментария обогащается его пассивный словарь. Взрослый обозначает словом все, что происходит на бумаге. Это позволяет уточнить значение слов, которые ребенок уже знает, а также сообщить ребенку новые слова и их значения;

— Особенно актуальна возможность развития актив­ной речи, которая в этой ситуации оказывается одним из средств проявления ребенком активности. Поддерживайте любую попытку ребенка «поговорить», специально создавайте ситуации, в которых ему захочется сделать это снова. Постарайтесь понять даже невнятное бормо­тание, а поняв, повторите четко в виде простой фразы, давая ему таким образом образец правильной речи;

— К невербальным средствам общения относятся прежде всего жесты. Поскольку даже говорящий аутичный ребенок затрудняется активно использовать речь для коммуникации, целесообразно обучить его некото­рым общепринятым жестам: указательный жест, жесты «дай» и «на», «большой», «маленький», «один», «много» и др. В результате у ребенка появится «арсенал» обще­принятых жестов, которые помогут ему выражать свои желания, мысли, но при этом не помешают развитию речи как основного средства коммуникации.

4. Совместное рисование также дает возможности проведения с ребенком терапевтической работы. Для этого рисуются сюжеты из жизни ребенка, в которых он испытывает разного рода затруднения — бытовые моменты, то, чего ребенок боится и т.д. При этом сюжеты проговариваются, и обязательно находится выход из со­здавшейся трудной ситуации, предлагается благополуч­ный вариант развития событий (см. с. 55).

 

этапы развития совместного рисования

Совместное рисование взрослого с аутичпым ребенком требует поэтапного развития. Нецелесообразно начи­нать с развернутого сюжета. Сначала дайте ребенку время и возможность насладиться и насытиться про­стым предметным рисунком. Ведь чаще интерес аутичного ребенка направлен именно на мир предметов. Только после этого приступайте к постепенному разворачиванию сюжетов сначала из жизни самого ребенка, а затем из жизни большого мира людей.

- 1-Й ЭТАП: НАЛАЖИВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА, ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНТЕРЕСА К НОВОМУ ВИДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Начинать следует с изображения предметов, особенно значимых для ребенка, сопровождая изображение эмо­циональным комментарием. Например: «Ой, какие кон­фетки в коробочке! Это желтая конфетка, наверно, ли­монная. А вот зеленая конфетка — интересно, какой у нее вкус? Наверно, яблочный» и т.д. Или: «О! Какой раз­ноцветный салют в ночном небе! Вот красный салют — ба-бах! А вот синий салют!» Такой ход не может не за­интересовать ребенка. Тем не менее далеко не всегда аутичный ребенок принимает сюжетное рисование сра­зу. Возможно, ему потребуется время, чтобы обжить та­кую новую игру. Не оставляйте попыток и в следующий раз снова рисуйте то, что значимо для ребенка. Понача­лу ребенок искоса наблюдает за происходящим на листе бумаги, прислушивается к вашему комментарию, но ос­тается при этом пассивным. Однако со временем его внимание к такому способу рисования будет расти. А однажды он сам попросит нарисовать то, что ему хочет­ся. И тогда можно переходить ко второму этапу.

- 2-Й ЭТАП: РИСОВАНИЕ «ПО ЗАКАЗУ» РЕБЕНКА

Рисуете то, что нравится ребенку, закрепляя его интерес к совместному рисованию. Наберитесь терпения, потому что на этом этапе вам придется «бессчетное» число раз выполнять однотипные заказы ребенка, снова и снова рисуя столбики, кубики, бутылочки и т.н. Уже на этом этапе интерес ребенка вполне удовлетворен. Это объясняется особенностями его психики — поведение обусловлено внутренним стремлением к постоянству, закрепле­нию различных стереотипов,

определенности и закон­ченности. Он старается сохранить в неизменном виде и многократно повторять и проигрывать привычные дей­ствия, ситуации и сюжеты. На занятии по совместному рисованию ребенок будет требовать, чтобы всякий раз рисунок был повторен в неизменном виде — одинакового размера, цвета, с использованием одних и тех же ма­териалов. Однако не останавливайтесь на достигнутом — осторожно начинайте переход к следующему этапу.

- 3-Й ЭТАП: ПОСТЕПЕННОЕ ВВЕДЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ ИСПОЛНЕНИЯ ОДНОГО РИСУНКА, НОВЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗОБРАЖЕНИЯ

По-прежнему выполняя заказ ребенка, начинайте ис­пользовать различные изобразительные средства, варьируйте рисунок. Однако помните, что ребенку надо дать возможность насытиться воспроизведением совершенно одинаковых изображений.

Если ваши попытки привнести что-то новое встретят резкий протест, вернитесь на предыдущий этап. Но че­рез некоторое количество повторений возобновите по­пытку разнообразить рисунок. Если действовать осто­рожно и постепенно, то однажды ребенок обязательно согласится с привнесением нового, ведь он очарован волшебством появления на бумаге изображения его лю­бимого предмета.

Предлагаем варианты разнообразия рисунка:

— Используйте различные материалы: попробуйте помимо карандашей и фломастеров использовать мелки, краски, не только белую бумагу, но и цветную, картон.

— Сам рисунок варьируйте по размеру, форме, цве­ту и положению в пространстве.

— Дополняйте изображения новыми деталями; рисуя одно и то же, старайтесь всякий раз вносить небольшие изменения.

- 4-Й ЭТАП: ВОВЛЕЧЕНИЕ РЕБЕНКА В ПРОЦЕСС РИСОВАНИЯ, ПОБУЖДЕНИЕ К АКТИВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

Ребенку доставляет удовольствие наблюдение за дейст­виями взрослого, однако часто он все же предпочитает оставаться пассивным. Ребенок не проявляет активности, если ее не стимулировать специально. Приглашая ребен­ка в «соавторы», взрослый иногда останавливает рисование: он прекращает активные действия — и возникает пауза. В этом случае ребенок начинает подталкивать ру­ку взрослого, таким образом выражая просьбу продол­жать, либо просит: «Еще!» Если ребенок с нетерпением ждет завершения рисунка, то можно предложить: «Да­вай вместе рисовать!» Теперь карандаш держит ребенок, а вы водите его рукой.

Особенно эффективны следующие приемы:

— Задавая вопросы, побуждайте ребенка делать «за­каз» на разных этапах рисунка и каждый раз выполняй­те его просьбу. Предложите выбрать карандаши для ри­сования, принести бумагу.

— «Забывайте» дорисовать в изображении важную деталь, а когда ребенок заметит это и потребует завер­шения изображения (что для аутичного ребенка особен­но важно), предложите дорисовать эту деталь самостоя­тельно (для начала это должно быть что-то очень про­стое в исполнении, в дальнейшем возможно постепен­ное усложнение).

— Предложите ребенку несколько вариантов разви­тия рисунка, и пусть он выберет тот, что ему больше нравится: «А что теперь нарисуем?», «А где будет стоять коробочка? Покажи!», «А баночка у нас полная или пус­тая? А что в баночке?» Предложите выбрать цвет изоб­ражения и найти нужный карандаш. Поощряйте ответ ребенка в любом виде (жест, вокализация, слово).

- 5-Й ЭТАП: ВВЕДЕНИЕ СЮЖЕТА

На этом этапе ставшие близкими ребенку изображения его любимых предметов помещаются внутрь сюжета. Такой сюжет должен быть, с одной стороны, близок опыту ребенка, а с другой — должен давать возможность уточнить уже сформированные у ребенка представления и в случае необходимости скорректировать их.

- 6-Й ЭТАП: ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ СЮЖЕТА

После того, как сюжет будет обжит ребенком, следует переходить к его расширению, введению новых линий. Таким образом, на этом этапе мы начинаем давать ре­бенку новые представления об окружающем мире.

- 7-Й ЭТАП: ПЕРЕНОС ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ В ДРУГИЕ СИТУАЦИИ

Теперь возможно переходить к проигрыванию этого сю­жета с использованием игрушек и предметов, закреплять в повседневной жизни, использовать полученные знания в других видах деятельности (лепке, конструировании).

 

Описанный путь требует обязательного прохождения всех этапов лишь при первом знакомстве ребенка с ме­тодом совместного рисования. В дальнейшем возможно ускорение прохождения одних этапов, сворачивание других. Например, не понадобится всякий раз специаль­но привлекать внимание ребенка, ведь он уже знаком с этим видом совместной со взрослым деятельности и ему нравится рисовать (1-й этап). Постепенно меньше вре­мени будет тратиться на выполнение по заказу ребенка изображений предметов вне ситуации социальной жиз­ни (2-й этап). Скорее всего, понадобится меньше време­ни, чтобы добиться согласия ребенка на введение новых деталей (3-й этап), на расширение сюжета (6-й этап). Но все же в целом логика развития занятий сохраняется.

Приведем пример:

Аутичный мальчик шести лет испытывал огромный интерес к бутылкам. Изображение бутылок заворажива­ло его, и он требовал повторения рисунка снова и снова: со словами: «Бутылка! Бутылка!» подталкивал руку взрос­лого, вкладывал в пальцы карандаш. Когда бутылка была изображена много раз, постепенно стали вводиться детали — различные этикетки, крышки и пробки, а сами бу­тылки начали варьироваться по размеру и цвету. При этом использовалась любая возможность для развития диалога: «Бутылку нарисовать? А какую бутылку — боль­шую или маленькую? Давай я нарисую большую. Вот так. А рядом маленькую. А эта бутылка пустая или пол­ная? Наверно, полная. А что в бутылке? Ах, «фанта»! А какая «фанта» — лимонная или апельсиновая? Давай будет апельсиновая — значит, вода в бутылке оранжевого цвета. Дай мне карандаш оранжевого цвета». Через не­которое время мальчик стал делать более дифференциро­ванный заказ: не просто «бутылка», а «минеральная во­да», «фанта», «кока-кола», «квас» или «спрайт». А взрос­лый, используя интерес ребенка, старался вызвать его активное участие в рисовании: просил выбрать нужный карандаш, «забывал» дорисовать некоторые детали — крышки, пробки, а когда ребенок замечал это и требо­вал завершения рисунка, предлагал: «Возьми карандаш, дорисуй пробку».

На следующем этапе бутылки расставляли на полках. Еще через некоторое время был введен сюжет — теперь рисовали магазин «Напитки», где на полках и в холо­дильнике расставлялись разнообразные бутылки, к кото­рым добавились пакеты с молоком и соком. Затем в ма­газине помимо напитков стало продаваться мороженое («раскладывая» мороженое в холодильнике, ребенок по собственной инициативе стал дорисовывать упаковку и озвучил это словом «фантик»), «чупа-чупс», конфеты. За прилавком стоял продавец, а рядом изображался сам мальчик, который покупал леденец. При этом мальчик не возражал против такого развития сюжета. И по ходу рисования стал задавать вопросы, например, бежал к маме и спрашивал: «Мороженое купим?». Затем специа­лизированный магазин превратился в супермаркет — в ассортименте появились овощи и фрукты, молочные про­дукты, различные сопутствующие товары. Увеличивалось число действующих лиц, прорисовывался не только один магазин, но и дорога к нему, и соседние здания.

В дальнейшем этот сюжет был проигран в ходе сю­жетных игр. Использовались куклы, мишки и разнооб­разные бутылки — стеклянные, пластиковые, а также вылепленные вместе с ребенком из пластилина разного цвета. А мама мальчика закрепляла с ним новые знания при посещении магазина.

 

использование специальных приемов в ходе совместного рисования

- использование наклеек

Использование наклеек с самыми различными изображениями позволяет облегчить и ускорить процесс создания сюжетной картины. Это особенно важно в работе с аутичным ребенком, которому процесс ожидания достав­ляет настоящие страдания. Ведь часто приходится на­блюдать, как он подпрыгивает от нетерпения, стремясь побыстрее увидеть желаемый результат рисования.

Помимо быстроты создания изображения, использо­вание наклеек дает возможность организовать активное участие ребенка в процессе совместного рисования, так как обычно детям нравятся манипуляции с наклейками.

Еще использование наклеек позволяет обучать ре­бенка, при этом усвоение им новой полезной информа­ции об окружающем мире проходит эффективнее, не­жели в других ситуациях обучения.

Для этого необходимо приобрести несколько книг с наклейками из разных серий детской развивающей литературы и достать листы с наклейками. Постарайтесь, чтобы в наборе были наклейки с изображением разных предметов — игрушек, одежды, мебели, еды, а также лю­дей и животных. Кроме этого, понадобятся наклейки с геометрическими формами разного цвета (из «мозаики»).

Сюжеты картин с использованием наклеек будут зависеть от желаний ребенка, «арсенала» наклеек и фантазии взрослого. Приведем несколько примеров.

«Салют»: на листе картона черного или темно-синего цвета наклеиваются звездочки, кружочки, треугольники различного цвета. Так быстро и эффектно руками само­го ребенка «зажигается салют в ночном небе».


«Яблоня»: карандашами рисуем дерево — ствол и кро­ну, либо заранее готовим аппликацию, а ребенок при­клеивает красные, золеные или желтые яблоки. При этом для разнообразия можно приклеить несколько яблок под деревом — они «уже созрели».

«Кухня»: расположившись с ребенком на кухне, на­чинаем изображать на листе бумаги кухонную мебель, ребенка и его семью, сидящих за столом. Затем ребенок «накрывает на стол», приклеивая наклейки с изображе­нием посуды, «предлагает угощения», наклеивая изобра­жения продуктов.

«Магазин»: рисуем многочисленные полки, холодильник, за прилавком стоит продавец. Затем при помощи наклеек полки магазина наполняются фруктами, овоща­ми, в холодильнике появляются колбаса, сыр и яйца.

«Зоопарк»: приклеиваем соответствующие картинки — и на листе бумаги появляются различные дикие звери. При этом повторяются и уточняются названия живот­ных, обсуждаются их повадки, внешний вид, рисуются клетки, прикрепляются таблички с названиями.

«Дорога»: рисуем дорогу, по которой поедут разнообразные автомобили, большие и маленькие, мотоцикл, велосипед, троллейбус (перечень машин зависит от на­бора наклеек). При этом обсуждаем, как едут машины (медленно или быстро), как они сигналят: «би-би!» и т.д.

- ИЗГОТОВЛЕНИЕ КНИЖЕК ИЗ РИСУНКОВ

Для того чтобы использовать в дальнейшем обучении ребенка результаты совместного рисования, советуем не выбрасывать рисунки, а делать из них книжки. Такие книжки могут быть разными: «Про Ваню» (режим дня), «Как мы ходили в магазин», «Как мы катались на машине» и др. Эти книжки могут стать особенно любимы ре­бенком, они воспринимаются им как что-то родное, обжитое, а поэтому приятное и комфортное. «Перечиты­вание» (комментарий) этих книжек дает возможность повторить пройденное, закрепить полученные знания.

В дальнейшем, при обучении чтению, можно подпи­сать каждую картинку словом или простой фразой. Ко­нечно, аутичному ребенку будет легче и интереснее чи­тать о том, что ему знакомо и близко.

При правильном подходе обычно удается вызвать у аутичного ребенка интерес к совместному рисованию. Ему нравится этот вид совместной со взрослым деятель­ности, внутри него он чувствует себя комфортно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.