Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игры с небольшими подушками, полотенцами, веревками,






коробками (перетягивание, подбрасывание, легкие удары)

У аутичных детей есть следующая особенность: они мо­гут наносить себе удары, часто — по голове. Причина та­ких действий — либо самоагрессия, либо самостимуля­ция. В подобных случаях затевайте игру. Обычно дети сразу включаются в нее, тем более если она уже зна­кома по прошлым занятиям. А вы получаете возмож­ность контролировать силу ударов, переключить ребен­ка с агрессивных действий на игру.

- КТО СИЛЬНЕЕ

В этой игре взрослый предлагает ребенку взяться за ко­нец веревки и начинает тянуть за другой конец со сло­вами: «Отдай! Отдай!». Ребенок включается в игру, тя­нет веревку на себя. Можно использовать также подуш­ку или полотенце.

- ПОДУШЕЧНЫЕ БОИ

Для игры потребуются маленькие мягкие подушки. Ки­дайтесь друг в друга подушечками, издавая победные кличи. Можно «поколотить» друг друга подушками, ста­раясь попадать по различным частям тела.

- ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ

Подавая ребенку пример, усердно колотите руками по подушке (любого удобного размера) со словами: «Давай выбивать пыль из подушки — вот так, вот так!»

- ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ

Дети любят бросать вещи на пол и пинать их ногами. Постарайтесь дать ребенку представление о том, что нель­зя поступать так со всеми вещами подряд. Например, недопустимо пинать по полу мамину сумочку или фен. Объясняйте это и словами, и на практике. Сказав: «Это нельзя!», если ребенок схватил неподходящую вещь, тут же предложите ему более адекватный заменитель. Ор­ганизуйте игру в «футбол», используя вместо мяча подушку, пустую коробку из-под сока или пластиковую бутылку. Играть можно руками и ногами, подушку (ко­робку, бутылку) можно пинать, кидать, отнимать.

- ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ

Из больших и маленьких подушек строится башня, на ко­торую ребенок с криками запрыгивает. Башня строится такой высоты, чтобы прыжок был безопасен для ребенка.

- ШТУРМ КРЕПОСТИ

Из подушек, одеял, пустых коробок строим «крепость», собирая все предметы в одну кучу. Затем с криками: «Ба­бах! Стреляем по крепости!» бросаем в «крепость» мячи. Игра продолжается, пока куча не разлетится на куски.

 

игры со старыми газетами или журналами

- ПТИЦЫ ЛЕТЯТ

Подброшенный в воздух журнал или газета издают свое­образный шелестящий звук, к тому же интересно на­блюдать за их «полетом». Поиграйте вместе с ребенком в «летящих птиц»: подбрасывайте в воздух газеты или журналы. Можно взять в каждую руку по листу газеты и поноситься по комнате, взмахивая руками, изображая летящую птицу.

При этом дайте ребенку понять, что подобные дейст­вия недопустимы в отношении книг, а также новых жур­налов и газет. Как всегда, объясняйте это на практике: не запрещайте ему эту игру, а выделите ненужные жур­налы и газеты и положите их в определенном месте — объясните ребенку, что с ними он может поступать по собственному усмотрению.

- БУМАЖНАЯ БИТВА

Приготовьте «снаряды» — скомкайте страницы ненуж­ных газет или журналов. Битва начинается: с криками: «Вот тебе!» бросайте друг в друга комки бумаги. В кон­це такой игры соберите «снаряды» в коробку или пакет.

- БУМАЖНЫЙ ЛИСТОПАД

В этой игре можно порвать страницы газет и журналов на куски, а затем подбрасывать охапки бумаги вверх со словами: «Листья кружатся и падают!» В конце игры обязательно организуйте «уборку листьев».

 

игры с водой

Обычно в такую игру перетекают сенсорные игры с во­дой — ребенок начинает разбрызгивать воду, перевора­чивает емкости с ней. Предполагая заранее такое разви­тие игры, расположитесь на кухне или в ванной комна­те. Не порицайте ребенка и не пытайтесь его остано­вить, а организуйте игру. К сожалению, в играх с водой есть жесткие границы, если занятие проходит в город­ской квартире. Но летом на даче никаких ограничений быть не должно — брызгайтесь и разливайте воду, сколь­ко захотите. Если дело происходит в квартире, будет очень хорошо, если вы вместе с ребенком «устраните последствия наводнения», собрав воду шваброй.

- НАВОДНЕНИЕ, ВОДОПАД, ФОНТАН

Если ребенок захотел разлить воду, организуйте игру в ванной комнате. Наберите теплую воду в ванну и начи­найте переливать ее — наливайте в большие емкости и снова выливайте в ванну, устраивая «водопад», «фонтан».

- БРЫЗГАЛКИ

Летом на улице или на даче организуйте игры с раз­брызгиванием воды. Можно использовать водяной пис­толет, резиновую грушу, шланг с водой. В этой игре до­пустимо «промокнуть до нитки», но по окончании игры переоденьте ребенка в сухую одежду.

Уже из описания игр становится понятным, что их проведение окажется для психолога (или педагога) не­простым делом, потребует терпения, выдержки, посто­янного контроля за ходом игры и страховки ребенка. И, пожалуй, главной трудностью станет контроль за эмоциями ребенка, адекватностью их проявления.

Не всегда удается придумать социально приемлемое объяснение действиям аутичного ребенка. Например, малыш одержим желанием выбрасывать в окно игрушю и предметы или

бросает на кафельный пол стеклянные банки и лампочки, подбрасывает вверх тяжелый моло­ток, который задевает люстру. Такие действия ребенка опасны как для окружающих, так и для него самого. Kaк же поступать в подобных случаях? Посоветуем действовать по обстановке, искать выход, исходя из особенностей данной конкретной ситуации. Но для начала постарайтесь исключить провоцирующие моменты, например, спрячьте потенциально опасные предметы (молотки, иголки, стеклянные лампочки и др.) в недоступное для ребенка место. Конечно, все предусмотреть невозможно, тем более что дети часто обладают поразительной инту­ицией и находят спрятанные вещи в любом месте. Если поведение ребенка во время игры вышло за пределы допустимого, переключите его на стереотипную игру.

Проведение такой психотерапевтической работы дает следующие результаты:

— В ходе терапевтических игр ребенок, используя помощь взрослого, может избавиться от негативных эмоций, постепенно его эмоциональный фон нормали­зуется и в целом становится более положительным. В такой работе мы исходим из предположения, что по ме­ре нейтрализации накопленных ребенком негативных эмоций проведение терапевтических игр станет менее напряженным, а потребность в их проведении будет возникать реже.

— В ходе таких игр выходят на поверхность, тем са­мым проявляясь, глубинные эмоции, в том числе страхи. Это позволяет начать работу по их преодолению.

— Подтверждение правильности ваших действий — реакция ребенка: он нуждается в вашей помощи и бла­годарен за поддержку. Это проявляется в том, что на следующих занятиях ребенок сам предлагает поиграть в одну из таких игр — например, протягивает подушку со словами: «Отдай!». А если вы внезапно прекратите уча­ствовать в игре, скорее всего ребенок остановится и начнет искать вас глазами.

В ходе психотерапевтической работы с ребенком мо­гут возникнуть игры, которые здесь не описаны. Не про­пустите появление новых возможностей и действуйте, как всегда, в интересах ребенка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.