Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Незрительные компоненты зрительного пространства






В соответствии с этой гипотезой ребенок приобретает первые идеи о расстоянии путем комбинации зрительного и кинестетического опыта. Предположим, игрушка, которую он хочет схватить, находится от него на расстоянии вытянутой руки и видна под углом 10° (рис. 5, слева). Слу­чайно, может быть, он протягивает руку на всю длину и хватает игруш­ку. Другой раз игрушка находится на расстоянии половины вытянутой



Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания


Рис. 5. Мышечно-двигательная теория восприятия пространства. Согласно наиболее распространенной теории восприятия пространства расстояние вообще не отражается в зрительных ощущениях. Вместо этого, как считают эмпиристы, идея пространства возникает при актуализации сетчаточным образом объекта следов от хватательных или локомоторных движений, про­изводившихся ранее с целью схватить объект или приблизиться к нему

руки и составляет угол, предположим, 30° (рис. 5, справа). После многих проб ребенку достаточно взглянуть на игрушку, чтобы вспомнить на ос­нове соответствующего размера сетчаточного изображения либо наполо­вину, либо полностью вытянутую руку. С этой точки зрения восприятие расстояния всегда основывается на образах памяти предшествующего ки­нестетического опыта.

Однако протягивание руки или локомоторное приближение к объек­ту не является единственным кинестетическим вкладом в восприятие глубины. Наши глаза также движутся, и их мышечная система может участвовать в зрительном восприятии расстояния с помощью механиз­мов аккомодации и конвергенции. Для каждой точки пространства, на­ходящейся на очень далеком расстоянии от глаза, хрусталик должен со­кратиться и расслабиться, чтобы сфокусировать изображение точно на сетчатке, причем степень этого сокращения или расслабления точно со­ответствует расстоянию. Этот процесс называется аккомодацией. Анало­гичным образом глаза должны конвергировать на определенный угол,


Хохберг Дж, Аналитическая интроспекция



точно соответствующий расстоянию до точки, для того чтобы обеспечить проекцию этой точки в фовеа каждого глаза. Эти приспособительные движения, несомненно, существуют. Если бы мы могли чувствовать сте­пень напряжения мышц, то получили бы дополнительные признаки глу­бины, поскольку эти незрительные признаки чрезвычайно тесно связаны с расстоянием. Легко представить себе условия, при которых любой из зрительных признаков глубины мог бы ввести в заблуждение; но для того чтобы «подвела» аккомодация и конвергенция, требуются специаль­ные приборы. Мышечные ощущения такого рода могут быть получены даже при небольшом усилии. Если, например, быстро перевести взор с го­ризонта на кончик носа, то можно почувствовать оба мышечных усилия. По этой причине аккомодация и конвергенция считались первичными признаками зрительного восприятия, несмотря даже на то, что они вооб­ще не являются зрительными. Если все это так, то наши пространствен­ные впечатления состоят из следующих элементов:

1) кинестетических мышечных ощущений от аккомодации и кон­вергенции;

2) следов памяти от предшествующих кинестетических ощущений, связанных с протягиванием руки или приближением к объекту, которые ассоциировались со специфическими ощущениями аккомодации и кон­вергенции; 3) и, наконец, «чистых» зрительных ощущений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.