Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация твёрдых материалов по дымообразующей способности 21 страница






 

ПОЖАРНЫЙ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫЙ АВТОМОБИЛЬ - пожарный автомобиль, предназначенный для доставки на место пожара или аварии личного состава оперативной службы и ГПН, а также комплекта пожарно-техн. вооружения для их работы.

Лит.: Типаж пожарных автомобилей на 2006—2010 гг.

 

ПОЖАРНЫЙ ОПОВЕЩАТЕЛЬ - техн. средство, предназначенное для непосредственного оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией. Пожарные оповещатели подразделяют на световые, звуковые, речевые и комбинированные. К световым оповещателям относятся световые: табло, указатели, знаки, а также др. устройства. В качестве звуковых оповещателей используют различные гудки, колокола громкого боя, звонки, сирены и прочие звуковые устройства. Речевые оповещатели построены на основе громкоговорителей, подключённых к усилителям низкой частоты, которые соединены с микрофоном, магнитофоном, цифровым запоминающим устройством или другим источником звукового сигнала. Комбинированные оповещатели сочетают в себе функциональные качества двух или трех рассмотренных типов оповещателей (например, светозвуковой оповещатель, светоречевой оповещатель и т. д.).

Лит.: НПБ 77-98. Технические средства оповещения и управления эвакуацией пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.

 

ПОЖАРНЫЙ ПИРС - сооружение на берегу природного или искусственного водоёма, выступающее в акваторию (водную часть) и предназначенное для установки пожарных автомобилей с целью забора воды. П. п. представляет собой специально подготовленную площадку с твёрдым покрытием (в некоторых случаях имеет деревянный настил), окаймлённую по краям бортиком для предотвращения скатывания пожарного автомобиля за пределы площадки. П. п. применяется в тех случаях, когда подъезд и установка пожарных автомобилей на берегу водоёма затруднены или невозможны по различным причинам (болотистые или тонкие берега, водоёмы возле берега слишком мелкие для забора воды с помощью всасывающих рукавов). П. п. должен иметь такие размеры, чтобы был обеспечен свободный подъезд на пирс, выезд с пирса и манёвр применяемой пожарной техники. Глубина водоёма возле П. п. должна быть достаточной, чтобы исключить подсос грунта в устройство для забора воды или во всасывающий рукав пожарного автомобиля или мотопомпы.

Лит.: Повзик Я.С., Клюс П.П., Матвейкин л.м. пожарная тактика: Учеб. для пожарно-технических училищ. М., 1999.

 

ПОЖАРНЫЙ ПОДЪЁМНО-СПАСАТЕЛЬНЫИ АВТОМОБИЛЬ - пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчато-телескопической стрелой (пакетом колен) и предназначенный для проведения спасательных работ по эвакуации людей с высоты и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения др. вспомогательных операций. Пожарные подъёмно-спасательные автомобили подразделяются на пожарные автолестницы (АЛ) и пожарные коленчатые подъёмники (АПК). Для экстренной эвакуации людей с высоты на пожарных подъёмно- спасательных автомобилях предусмотрено крепление эластичного спасательного рукава, для тушения пожаров на высоте на вершине (или по встроенному в конструкцию стрелы сухотрубу) на этих автомобилях устанавливаются различные устройства для подачи ОТВ. Пожарные подъёмно- спасательные автомобили в зависимости от исполнения могут быть использованы также в качестве крана при разборке конструкций и перемещении грузов. В последнее время предприятия-изготовители высотной техники Европы отказались от производства пожарных автоподъёмников и полностью перешли на выпуск пожарных автолестниц с подъёмником. Новая техника получила название пожарной автолестницы с подъёмником (телескопический подъёмник с лестницей).

Лит.: Типаж пожарных автомобилей на 2006—2010 гг.; ГОСТ Р 52284-2004. Пожарные автолестницы. Общие технические требования. Методы испытаний; НПБ 197-2001. Автоподъёмники пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.

 

ПОЖАРНЫИ ПОЕЗД - ж.-д. состав, оснащенный насосным агрегатом, запасом ОТВ и пожано-техн. вооруж. для выполнения поставленных задач по тушению пожаров объектов, расположенных вблизи ж. д., и подвижного состава ж. д.

П. п., как самостоятельная разновидность ж.-д. транспорта спец. назначения, впервые были организованы по постановлению Совета Труда и Обороны (1921). Согласно постановлению в целях обеспечения противопожарной защиты действующие ж. д. России были поделены в пределах регионов с центрами в гг. Москва, Бологое, Вологда, Екатеринбург, Курск, Самара, Смоленск, где П. п. находились в боевом дежурстве с 15 мая по 1 ноября 1921. С этого времени началось повсеместное создание П. п. Так, на Мурманской ж. д. (ныне Октябрьская ж. д.) в 1927 было введено Положение о пожарных поездах, предусматривающее разработку П. п. на базе американского вагона с оснащением его паровой машиной или мотопомпой, 2 водяными баками общей вместимостью 1500 вёдер, 1000 м пожарных рукавов. Для тушения небольших пожаров на объектах вблизи ж.-д. станций применялись пожарные автодрезины, в которых тягловый силовой агрегат (двигатель внутр. сгорания) одновременно служил для привода пожарного насоса. Совр. П. п., относящиеся к ведению ведомственной пожарной охраны, подразделяются на I и II категории. Тактико-техн. характеристики П. п. приведены в табл.

 

Параметры Категории поездов
I II
Цистерны (2 шт.), м3, для хранения воды 72, 3 или 50 73, 1 или 50
Личный состав, пожарная автоцистерна, насосные установки, электростанция, пожарно-техн. вооруж. для прокладки рукавных линий и подачи по ним воды или раствора пенообразователя, пожарное оборудование (всасывающие пожарные рукава и сетки, пожарные стволы: РС-50, РС-70, РСК-50, а также генераторы пены: ГПС-2000, ГПС-б00) и средства пожаротушения 4-осный цельнометаллический вагон
Дизель электропитания и перекачивающая станция для размещения насосных установок 4-осный вагон —  
Цистерна-приёмник, м3, для перекачки нефтепродуктов 50—70 —  
Нейтрализующие материалы Платформа (или вагон) —  
Транспортная система комбинированного пожаротушения —   платформа 4-осная
Водонасоная станция, шт.  
Рукава напорные диаметром 51 мм, м    
Рукава напорные диаметром 66 мм, м    
Огнетушители, шт.:    
углекислотные ОУ-5 порошковы е ОП-5 порошковые передвижны е ОП-50   Мотопомпы: ММ-27/100, ПН-40/100    

 

П. п., как правило, дислоцируется на крупной ст., где имеется локомотивный парк. Участники выезда определяются временем прибытия П. п. на пункт вызова (не более 1, 5 ч), расстояние до которого не должно превышать 100 км.

Формирование, содержание и использование П. п. определяется «Правилами содержания и эксплуатации пожарных поездов на железнодорожном транспорте Российской Федерации», а также ведомственными нормативными документами.

Лит.: ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения; Пожарная техника: Учебник/Под ред. М.Д. Безбородько. М., 2004.

 

ПОЖАРНЫЙ ПОСТ: 1) место на территории объекта или в здании, где личный состав пожарной охраны (либо специально назначенное лицо) выполняет обязанности по контролю за соблюдением гражданами или работниками объекта противопожарного режима. Для П. п. устанавливаются границы и порядок несения дежурства. В целях повышения оперативности П. п. может быть придана пожарная техника: либо осуществляться дежурство на пожарных (оперативных) автомобилях:

2) специальное помещение объекта защиты с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, оборудованное приборами контроля состояния средств пожарной автоматики.

Лит.: НПБ 88-2001*. Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования; Инструкция по организации объектовых подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России по профилактике и (или) тушению пожаров//пожарная безопасность. 2006, №4.

 

ПОЖАРНЫЙ ПОСТОВОЙ-НАБЛЮДАТЕЛЬ - спец. назначенное лицо (лица) из числа личного состава пожарной охраны, несущее дежурство на пожарном посту с целью наблюдения за противопожарным состоянием объекта или пожарной обстановкой на опред. терр.

Лит.: Инструкция по организации объектовых подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России по профилактике и (или) тушению пожаров // Пожарная безопасность. 2006. № 4.

 

ПОЖАРНЫЙ ПРИБОР УПРАВЛЕНИЯ (ППУ) — это устройство, предназначенное для управления автоматическими средствами пожаротушения, оповещения, дымоудаление, инженерным, технологическим и др. оборудованием, контроля их состояния, проверки целостности линий связи между ППУ и исполнительными механизмами управляемого оборудования. Запуск ППУ осуществляется от стартового импульса, формируемого пожарным приёмно-контрольным прибором. Осн. показателями назначения ППУ являются информационная ёмкость и разветвленность. Информационная ёмкость — кол-во направлений (зон), защищаемых ППУ Разветвлённость — кол-во коммутируемых цепей, приходящихся на одну защищаемую зону. ПП предназначенные для управления автоматическими установками пожаротушения, по объекту управления подразделяют на приборы управления установками пожаротушения: водяного и пенного; газового; порошкового; аэрозольного; комбинированного.

Лит.: НПБ 75-98. Приборы приёмно-контрольные пожарные. приборы управления пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.

 

ПОЖАРНЫЙ ПРИЁМНО-КОНТРОЛЬНЫЙ ПРИБОР (ППКП) — устройство, предназначенное для приёма сигналов от пожарных извещателей (ПИ), звуковой и световой сигнализации при приёме тревожного извещения, выдачи информации на пульты централизованного наблюдения, а также формирования стартового импульса запуска пожарного прибора управления (ППУ). Осн. параметрами, характеризующими ППКП по показателям назначения, являются информационная ёмкость и информативность. Информационной ёмкостью называют количество шлейфов пожарной сигнализации (ШПС), контролируемых (подключаемых к) ППКП, т. е. кол-во независимых защищаемых направлений. Для адресных ППКП информационной ёмкостью называют кол-во контролируемых адресов. Информативностью называют кол-во различных извещений, выдаваемых ППКП (напр., «Неисправность», «Пожар», «Внимание» и др.). ППКП малой информационной ёмкости предназначены, как правило, для защиты одного помещения или небольшого объекта. ППКП большой информационной ёмкости могут использоваться для объединения сигнализации большого кол-ва помещений одного объекта, а также в качестве пультов для ант. систем защиты объектов. Современные ППКП чаще всего строятся на основе микропроцессорной техники. Такие ППКП, как правило, позволяют выполнять функцию программирования тактики извещения о пожаре, в них предусмотрен выход на ПК по стандартному интерфейсу, они могут запомнить прошедшие события, а также имеют ряд др. сервисных функций. Нередко ППКП строят на основе многофункциональных программируемых контроллеров. Как правило, сложные ППКП объединяют в себе функции ППКП и ППХ что позволяет программировать оптимальную тактику защиты объекта с точки зрения управления устройствами оповещения, исполнительными элементами установок пожаротушения, дымоудаления, инженерным и технологическим оборудованием.

Лит.: НПБ 75-98. приборы приемно-контрольные пожарные. Приборы управления пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.

 

ПОЖАРНЫЙ ПРИЦЕП - прицеп для транспортирования переносных пожарных мотопомп, пожарно-техн. вооружения, ёмкостей с ОТВ и др. оборудования. Согласно типажу пожарных автомобилей, прицепы подразделяются на: пожарный аварийно-спасательный прицеп (ПАС); пожарный прицеп газового тушения (ПГТ); пожарный прицеп дымоудаления (ПД); пожарный прицеп комбинированного тушения (ПКТ); прицеп отогрева пожарной техники (ПОПТ); пожарный прицеп порошкового тушения (ПП); пожарный прицеп природоохранного назначения (ликвидация пожара в условиях радиоактивного заражения) (ПРЗ); пожарный прицеп природоохранного назначения (ликвидация пожара в условиях химического заражения) (ПЛХЗ); пожарный прицеп-цистерна (ПЦ); пожарный рукавный прицеп (ПР).

Лит.: Типаж пожарных автомобилей на 2006—2010 гг.

 

ПОЖАРНЫЙ ПРИЦЕП-ЦИСТЕРНА - пожарный прицеп, оборудованный ёмкостями для жидких ОТВ (воды и пенообразователя), пожарным насосом (или мотопомпой) и пожарно-техническим вооружением. Пожарный прицеп- цистерна (ПЦ) предназначен для подачи воды или водных растворов пенообразователя с использованием воды из собственной цистерны или от водоисточника. Пожаротушение может осуществляться с использованием рукавных линий и ручных стволов, а также лафетного пожарного ствола, установленного на прицепе. Первые модели ПЦ различных конструкций в России освоили ОАО «Ливенский завод противопожарного машиностроения» и «Саранский авторемонтный завод». ПЦ-2, 45-40 создан на шасси 2-осного прицепа 2 ПТС-4. Он имеет цистерну вместимостью 2, 5 м3, пенный бак вместимостью 160 л. Подача воды осуществляется с помощью насоса ПН-4ОУВ с приводом от автомобильного двигателя. Прицепные комплексы «Водолей» мод. ПКП-4 и ПКП-2 имеют цистерны вместимостью 4 и 2 м3 воды, подача которой осуществляется с помощью насоса НШН-600 с приводом от тракторов оборудованных валом отбора мощности.

Лит.: Типаж пожарных автомобилей на 2006—2010 гг.

 

ПОЖАРНЫЙ ПРИЦЕП ГАЗОВОГО ТУШЕНИЯ — пожарный прицеп, оборудованный средствами газового тушения. Наибольшее распространение в СССР нашли прицепы на одноосном шасси с названием ОУ-400 (огнетушитель углекислотный передвижной) с массой заряда диоксида углерода (СО2) 400 кг производства Прилукского ПО «Пожмашина» (Украина). С начала производства он имел обозначение УП-400 (углекислотный прицеп). На данном прицепе размещались 8 баллонов вместимостью 50 л по 35 кг СО2. Подача диоксида углерода проводилась по бронированным рукавам, присоединенным к общему коллектору. Для формирования струи на концах рукавов закреплялись спец. раструбы с запорным устройством клапанного типа. За счёт дросселирования жидкий диоксид углерода в рас-трубе превращался при подаче заряда в газообразную и твёрдую фазы; кол-во последней может доходить до 30% и зависит от ряда факторов в т. ч. и от конструкции раструба. Прицепы газового тушения могут применяться для объёмно-поверхностного тушения пожаров класса А, В, С, электроустановок под напряжением. При подаче диоксид углерода не наносит косвенного ущерба и поэтому может использоваться при тушении пожаров в архивах, музеях и т. п. Одна из последних моделей прицепа газового тушения ОУ-400А имеет массу заряда 350 кг СО2 (10 баллонов), оснащена двумя рукавными катушками с рукавами по 21, 5 м каждый. В комплектацию прицепа входит ствол-пробойник для тушения в труднодоступных местах.

Лит.: Типаж пожарных автомобилей на 2006—2010 гг.; Пожарные автомобили и противопожарное оборудование. Каталог- справочник. М.. 1963

 

ПОЖАРНЫЙ ПРИЦЕП ДЫМОУДАЛЕНИЯ - пожарный прицеп, оборудованный одним или несколькими дымососами с автономным приводом. Основное назначение прицепа — транспортирование дымососов и другого пожарно-технического вооружения на место пожара или аварии для удаления дыма или газов из помещений, а также для подачи пены высокой кратности от стороннего источника питания раствором пенообразователя. В СССР экспериментальные образцы прицепов дымоудаления изготавливали силами техн. подразделений пожарной охраны. В 1997 г. Жуковский машиностроительный завод изготовил опытный образец прицепа. дымоудаления ПД 60/20 (738) на одноосном шасси ИАПЗ-738. В комплектацию прицепа входили 4 переносных дымососа с расходом воздуха 15 т м3/ч, с работой от генератора мощностью 20 кВт, частотой тока 400 Гц, с комплектацией всасывающими и напорными рукавами Ø 540 мм, длина каждого 10 м. Кроме того, прицеп был оснащён двумя выносными прожекторами, сварочным аппаратом, отбойным молотком и резаком с электроприводом, набором инструмента и др. оборудованием.

Лит.: Специальные пожарные автомобили: Сб. нормативных док. Вып. 11. М., 2001; Пожарная техника: Учеб. / Под ред. М.Д. Безбородько. М., 2004; Типаж пожарных автомобилей на 2006—2010 гг.

 

ПОЖАРНЫЙ ПРИЦЕП КОМБИНИРОВАННОГО ТУШЕНИЯ - пожарный прицеп с несколькими видами ОТВ. Пожарный прицеп комбинированного тушения оснащается устройствами, позволяющими одновременно или последовательно подавать ОТВ, различные по своим свойствам и механизму воздействия на процесс горения, благодаря чему суммарная огнетушащая эффективность существенно выше эффективности отдельно взятых ОТВ.

Лит.: Типаж пожарных автомобилей на 2006—2010 гг.

 

ПОЖАРНЫЙ ПРИЦЕП ПОРОШКОВОГО ТУШЕНИЯпожарный прицеп, оборудованный средствами порошкового тушения. В состав пожарного прицепа порошкового тушения входят: базовый прицеп, сосуд для хранения порошка, ресивер для сжатого газа (воздуха, азота), пневмогидравлические коммуникации с запорно-пусковой арматурой, ручной(ые) ствол(ы), пожарные рукава. Производство первого пожарного прицепа порошкового тушения в СССР освоил Давлекановский завод противопожарного оборудования на шасси одноосного прицепа под названием «Огнетушитель ОП-250». Он имел заряд АВ С-порошка массой 250 кг, который подавался по двум рукавам при создании в сосуде давления газа, хранящегося в 2 баллонах высокого давления.

Лит.: Типаж пожарных автомобилей на 2006—2010 гг.

 

ПОЖАРНЫЙ ПРИЦЕП ПРИРОДООХРАННОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ЛИКВИДАЦИЯ ПОЖАРА (АВАРИИ) В УСЛОВИЯХ РАДИОАКТИВНОГО ЗАРАЖЕНИЯ) - пожарный прицеп, оборудованный средствами обеспечения действий пожарных в условиях, связанных с выбросом (выливом) радиоактивных веществ. В состав пожарного прицепа природоохранного назначения (ликвидация пожара (аварии) в условиях радиоактивного заражения) входят: базовый прицеп, электросиловая установка, переносной генератор, комплект оборудования для сбора радиоактивных материалов и др.

Лит.: Типаж пожарных автомобилей на 2006—2010 гг.

 

ПОЖАРНЫЙ ПРИЦЕП ПРИРОДООХРАННОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ЛИКВИДАЦИЯ ПОЖАРА, (АВАРИИ) В УСЛОВИЯХ ХИМИЧЕСКОГО ЗАРАЖЕНИЯ) - пожарный прицеп, оборудованный средствами обеспечения действий пожарных в условиях выброса (вылива) опасных химических веществ. В состав пожарного прицепа природоохранного назначения (ликвидация пожара (аварии) в условиях химического заражения) входят: базовый прицеп, электросиловая установка, переносной генератор, комплект оборудования для сбора пролива нефтепродуктов и химических (агрессивных) веществ и материалов.

Лит.: Типаж пожарных автомобилей на 2006—2010 гг.

 

ПОЖАРНЫЙ РИСК — мера опасности, обусловленная возникновением и развитием пожаров. В общем случае риск — частота реализации опасностей определённого класса. Риск м. б. определён как частота (размерность — обратное время) или вероятность возникновения одного события при наступлении др. события. Под опасностью в общем случае понимается явление (природное или техносферы), при котором возможно возникновение явлений или процессов, способных поражать людей, наносить материальный ущерб от пожара, разрушительно действовать на окружающую человека среду.

В зависимости от рассмотрения объекта воздействия ОФП выделяется риск для жизни и здоровья людей (потенциальный, индивидуальный, коллективный и социальный), риск уничтожения или повреждения имущества (материальный) и риск нанесения ущерба окружающей среде (экологический). П. р. для жизни и здоровья людей, как правило, характеризуется числовыми значениями потенциального, индивидуального и социального рисков. Потенциальный пожарный риск — частота реализации ОФП в рассматриваемой точке территории. Он не зависит от количества работающих на предприятии и их размещения по территории объекта, а определяется исключительно используемой технологией и надёжностью применяемого оборудования. Потенциальный риск используется как критерий допустимости пожарной опасности для населения, для которого величины потенциального и индивидуального пожарных рисков принимаются равными.

Индивидуальный пожарный риск — частота поражения отд. человека в результате воздействия исследуемых ОФП. Индивидуальный пожарный риск используется как критерий допустимости пожарной опасности для работников той или иной профессии. Он учитывает время пребывания разл. категории работников в опасной зоне с высокими значениями потенциального риска.

Социальный пожарный риск — зависимость частоты возникновения событий, состоящих в поражении определённого количества людей, от числа этих людей. Он характеризует тяжесть последствий (катастрофичность) реализации пожара. На практике социальный пожарный риск чаще всего оценивают по поражению не менее 10 чел.

Лит.: Руководство по оценке пожарного риска для промышленных предприятий. М., 2006.

 

ПОЖАРНЫЙ РУКАВ — гибкий трубопровод, предназначенный для транспортирования ОТВ, оборудованный при эксплуатации в расчёте пожарной машины, а также в составе пожарного крана пожарными соединительными головками. Пожарные рукава подразделяются на всасывающие, напорно-всасывающие и напорные. Всасывающий пожарный рукав — рукав жёсткой конструкции, предназначенный для отбора воды из водоисточника с помощью пожарного насоса. Напорно-всасывающий рукав предназначен для забора воды из водоисточника с помощью пожарного насоса или из системы противопожарного водоснабжения (находящейся под избыточным гидравлическим давлением) и транспортирования её для пожаротушения. Пожарные машины комплектуют всасывающими и напорно-всасывающими рукавами, по ГОСТ 5398- 76, с условным проходом 80, 100 и 125. Для пожаротушения применяют всасывающие и напорно-всасывающие рукава классов Б и КЩ. Общая схема расположения их конструктивных элементов приведена на рис. 1.

 

 

Рис 1. Схема расположения конструктивных элементов всасывающих и напорно-всасывающих рукавов:

1 -. внутренняя резиновая камера; 2 — текстильный слой;

3—проволочная спираль; 4— промежуточный резиновый слой;

5 — текстильный слой

 

Напорный пожарный рукав — пожарный рукав для транспортирования ОТВ под избыточным давлением. Напорные рукава состоят из тканого или ткановязаного каркаса и внутреннего гидроизоляционного покрытия. При изготовлении каркаса напорного рукава используют нити из химических и натуральных волокон. Внутреннее гидроизоляционное покрытие изготавливается из различных видов резин, латекса, полиуретанов и др. полимерных материалов. Напорные рукава с каркасом из натуральных волокон могут быть без внутреннего гидроизоляционного покрытия. Б зависимости от назначения напорного рукава его каркас может иметь наружное защитное покрытие или пропитку.

По назначению напорные рукава подразделяются на рукава для комплектации пожарных машин (РПМ) и для оборудования наружных (РПК-Н) и внутренних (РПК-В) пожарных кранов зданий и сооружений. По стойкости к внешним воздействиям напорные рукава подразделяются на рукава: обычного исполнения; специального исполнения — износостойкие (И), масло- стойкие (М), термостойкие (Т). Износостойкие рукава обладают повышенной стойкостью к абразивному износу, могут более эффективно, по сравнению с обычными рукавами, применяться при прокладке рукавных линий по абразивным поверхностям (асфальту, бетону, строительным конструкциям), что особенно важно при тушении пожаров в городских условиях и на производственных предприятиях. Маслостойкие рукава устойчивы к воздействию масла, нефтепродуктов и щелочи и могут успешно применяться при тушении пожаров на предприятиях нефтяной и химической промышленности. Термостойкие рукава обладают повышенной стойкостью к контакту с нагретым предметом, могут эффективно применяться в местах воздействия тепловых потоков повышенной интенсивности и повышенных температур, а также при прокладке рукавных линий по нагретым предметам (тлеющим углям, строительным конструкциям и т. п.), например, на стадии ликвидации пожара. Особую подгруппу термостойких напорных рукавов составляют перколированные напорные рукава. Перколированные напорные рукава — напорные рукава, конструкция которых обеспечивает термостойкость за счет увлажнения их наружной поверхности по всей длине транспортируемыми ОТВ (водой, водными растворами пенообразователей и т.п.) под давлением. Перколированные напорные рукава предназначены в основном для тушения пожаров, когда необходима прокладка напорных рукавов по нагретым до значительной температуры поверхностям (тлеющим торфяникам, углям и т. п.). Широко применяются для тушения лесоторфяных пожаров.

Лит.: ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения; гост 12.4.009-83. ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные ВИДЫ. Размещение и обслуживание; гост 5398-76. Рукава резиновые напорно-всасывающие с текстильным каркасом неармированные. Технические условия.

 

ПОЖАРНЫЙ РУКАВНЫЙ ПРИЦЕП - пожарный прицеп для транспортирования пожарных рукавов и прокладки рукавных магистральных линий. Рукавные прицепы появились в начале ХХ в. одновременно с рукавными фургонами в Московской и Ленинградской пожарной охране и изготавливались силами этих подразделений. В СССР серийное производство автомобильного рукавного прицепа РП-0, 8 освоено Варгашинским заводом ППО. Общая длина вывозимых рукавов — 66 в 2 катушках составляла 800 м. В качестве шасси использовался прицеп ГАЗ-704.

Лит.: Пожарные автомобили и противопожарное оборудование: Каталог-справочник. М., 1963.

 

ПОЖАРНЫЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОЯС - индивидуальное приспособление, предназначенное для страховки при работе на высоте, спасания людей и самоспасания пожарных во время тушения пожаров, АСР, а также для ношения пожарного топора и карабина. П. с. п. является неотъемлемой частью пожарного снаряжения и важнейшим средством обеспечения безопасности пожарного при проведении спасания и самоспасания в критических ситуациях при пожаре. В настоящее время в пожарной охране используется пояс, разработанный на основе и с учётом требований НПБ 172-98*. С расширением круга задач, стоящих перед пожарно-спасательными службами, традиционная конструкция поясов по ряду признаков перестала удовлетворять современным требованиям, предъявляемым к средствам спасения. Это, в первую очередь, связано с появлением множества оригинальных средств спасения с высоты. Примером может служить разработанный ВНИИПО комплект спасательного снаряжения. Использование любого канатно-спускного устройства в комплексе с поясом старой конструкции затруднительно из-за бокового расположения карабинодержателя. В 2005 был разработан многофункциональный П. с. п. с набедренными лямками, применяемый в комбинации с подъёмными или спускающими устройствами. Конструкция этого пожарного пояса максимально позволяет снизить нагрузку на спину человека путём частичного распределения её на ноги. Кроме этого, появилась возможность производить длительные действия на фиксированной высоте.

Лит.: НПБ 172-98*. Пояса пожарные спасательные. Общие технические требования. Методы испытаний.

 

ПОЖАРНЫЙ СТВОЛ-РАСПЫЛИТЕЛЬ, см. Пожарные стволы.

 

ПОЖАРНЫЙ ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЙ ПОЪЪЕМНИК С ЛЕСТНИЦЕИ - пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчато-телескопической стрелой (пакетом колен), последнее звено которой заканчивается люлькой, имеющий лестничный марш, расположенный сбоку стрелы, и предназначенный для проведения спасательных работ по эвакуации людей с высоты и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций. Высота подъёма выпускаемых пожарных телескопических подъёмников с лестницей составляет от 30 до 88 м.

 

ПОЖАРНЫЙ ТОПОР, см. Немеханизированный ручной пожарный инструмент.

ПОЖАРНЫЙ ФОНАРЬ - световой прибор, состоящий из источника света, источника электропитания и осветительной арматуры, предназначенный для освещения участков работ пожарных при тушении пожаров и проведении АСР, переносимый одним человеком. Носимые П. ф. подразделяются на групповые и индивидуальные. В настоящее время пожарные подразделения используют групповые носимые фонари, при этом в составе вооружения российской пожарной охраны индивидуальные П. ф. отсутствуют. Наиболее распространены фонари марки ФОС и ФПС, которые применяются в качестве групповых и предназначаются для работы в помещениях и на открытом воздухе при температуре от минус 40 до плюс 45 ос и относительной влажности воздуха 98% (при +45 °С). Источником питания являются герметизированные аккумуляторные батареи. Конструктивно фонарь состоит из фары, соединённой с корпусом. Внутри корпуса встрое- на микропроцессорная электронная плата, которая в случае разряда батареи включает предупредительную сигнализацию с последующим защитным отключением фонаря. Корпус и фара выполнены из прочного пластика и выдерживают удары при падении с высоты до 2 м. Из зарубежных изделий наиболее распространен галогенный фонарь IL 80 фирмы Мiсаhа1оgеn. Он имеет удобную форму и прочный корпус. Модификация IР 67 имеет пылевлагозащищённое исполнение. Фонарь IL 80 снабжён кнопочным переключателем, позволяющим использовать его в двух режимах: половинной (для длительной работы) и полной мощности. Рабочее время зависит от установленной лампы и от используемого режима мощности. Фонарь может применяться для коротких, прерывистых включений. Фонарь снабжён специальным устройством, которое переводит его в режим мигания, если аккумулятор разряжён и остаточное время его работы составляет 10—30 мин. По истечении этого времени фонарь отключается. Изменяя рефлекторы, можно изменить пучок света. Заряд аккумуляторной батареи фонаря осуществляется с помощью зарядного устройства. Источник света — галогеновая лампа мощностью 4 Вт. Допускается использование фонаря во взрывоопасной среде.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.