Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация твёрдых материалов по дымообразующей способности 11 страница






Лит.: Устав службы пожарной охраны. М., 2001.

ОПЕРАТИВНЫЙ ШТАБ – временно сформированный нештатный орган управления на пожаре который создается, если на тушение пожара при­влекаются силы и средства по повышенному но­меру (рангу) вызова, при организации на месте пожара трех и более боевых участков по туше­нию пожара, при необходимости детального согласования с администрацией предприятия дей­ствий по тушению пожара. Работой О. ш. руково­дит его нач., который одновременно является зам. РТП. В состав О. ш. могут входить зам. нач штаба, нач. тыла, представители администрации предприятия и др. лица по усмотрению РТП Работа О. ш. осуществляется на основе распоря­жений и указаний РТП. Осн. задачи О. ш.: сбор. обработка и анализ данных об обстановке на по­жаре, передача необходимой информации РТП и дежурному диспетчеру; определение потребнос­ти в силах и средствах, подготовка соответствую­щих предложений для РТП; обеспечение контро­ля за выполнением поставленных задач; органи­зация подготовки и обеспечение ведения осн. действий по тушению пожара; учёт сил и средств на пожаре, расстановка их по участкам тушения пожара (секторам), ведение соответствующей документации; создание на пожаре резерва сил и средств; обеспечение работы ГДЗС и связи на по­жаре; обеспечение мероприятий по охране труда и технике безопасности личного состава на пожа­ре; реализация мер по поддержанию осн. готов­ности сил и средств, участвующих в тушении по­жара. О. ш. располагается в месте, определяемом РТП, обеспечивается необходимым для управ­ления оборудованием и обозначается: днем – красным флагом с надписью «ШТАБ», ночью – красным фонарем или др. световым указателем красного цвета.

Лит.: Боевой устав пожарной охраны. М., 2001.; Кимстач И.Ф., Девлишев П.П., Евтюшкин Н.М. Пожарная тактика. М., 1984.

ОПИСАНИЕ ПОЖАРА – документ, составляе­мый на крупные или характерные пожары (по­жары с убытком 3 420 МРОТ и более, пожары с групповой гибелью людей (3 и более чел.), с кол-вом травмированных 10 и более чел., а также пожары, анализ причин возникновения и резуль­татов тушения которых представляет практический или науч. интерес). О. п. содержит информацию о ходе развития и тушения пожара; составляется должностными лицами подразделений или органов управления подразделений пожар­ной охраны в срок не более 30 суток с момента возникновения пожара. О. п. состоит из карточки иссл.пожара и приложений. Карточка иссл. по­жара включает в себя все осн. вопросы по разви­тию и организации тушения пожара и наиболее полнои детально отражает результаты его изу­чения. При составлении. О. п. необходимо: давать краткие, точные, достоверные и исчерпывающие ответы на все пункты карточки учета результатов изучения крупного пожара (пункты о возник­новении и развитии пожара и о ходе тушения и рук. тушением пожара освещаются в более по­дробном изложении с обязательной оценкой действия РТП, оперативного штаба и подразделе­ний пожарной охраны); включать сведения о времени событий на пожаре только после тща­тельной проверки; давать детальный анализ всех действий участвующих в тушении пожара под­разделений пожарной охраны и их рук., участни­ков тушения пожара, а также условий, которые привели к развитию пожара до крупных разме­ров; освещать подробно применение новых спо­собов, методов и средств тушения, интенсивность подачи ОТВ, поведение конструкций и др.; осве­щать положительные и отрицательные стороны профилактической работы в организации (на объекте) и оперативно-тактическую характерис­тику организации (объекта); выводы и предло­жения давать т. обр., чтобы рук. органов управ­ления пожарной охраны могло разработать мероприятия, обеспечивающие улучшение про­филактической работы, организации тушения пожара, совершенствование противопожарных норм и правил, а также вносить предложения об изм. законодательства по вопросам пожарной бе­зопасности; табл. осн. показателей сосредоточе­ния сил и средств развития и тушения пожаров, а также совмещенный график роста (во времени) площади пожара и суммарного расхода ОТВ со­ставлять после тщательного анализа и проверки цифровых данных. Приложения к О. п. включа­ет: табл. осн. показателей сосредоточения сил и средств, развития и тушения пожара; совмещен­ный график роста (во времени) площади пожара исуммарного расхода ОТВ; схему расстановки сил и средств при тушении пожара (по этапам и по этажам); фотоснимки (панорамные, ориенти­рующие, обзорные и др.); копии оперативных до­кументов по иссл. пожару, актов, решений, приказови др. документов, касающихся происшедшего пожара. Приложения дополняют карточку иссл. результатов изучения крупного пожара и рас­крывают характерные особенности тушения иссл. пожара с помощью схем, чертежей, графи­ков и фотоснимков. Кол-во схем расстановки сил и средств на тушение пожара, чертежей отд. кон­струкций и фотоснимков зависит от характера, размеров пожара и определяется в каждом отд. случае, исходя из необходимости наиболее полно осветить особенности данного пожара. На схемах д. б. отражены: действия по тушению пожара с момента его обнаружения и до окончания рас­становки первых прибывших на пожар сил и средств; расстановка дополнительных сил и средств, а также обстановка на момент прибытия и к прибытию ст. оперативных должностных лиц пожарной охраны (на момент смены РТП); об­становка на пожаре и расстановка сил и средств к моменту локализации и ликвидации пожара. Схе­мы, чертежи и фотоснимки размещаются в кон. описания в виде приложения. Размеры листов д. б. 20-30 или 30-40 см. Фотоснимки, как прави­ло, выполняются размером 12-18 см, наклеива­ются на листы бумаги и подписываются. Иллюс­тративный материал дополняет О. п. по след. вопросам: противопожарное состояние организа­ции (объекта); причины и место возникновения пожара; его распространение; ход тушения. О на­личии приложений делается запись в кон. текста описания.

Лит.: Методические рекомендации по изучению пожаров. М., 2007.

ОПОВЕЩЕНИЕ О ПОЖАРЕ, см. Система опо­вещения и управления эвакуацией людей при по­жаре.

ОПОРНЫЙ ПУНКТ ПОЖАРОТУШЕНИЯ – специально оборудованное здание (сооружение) или терр., предназначенные для размещения дей­ствующего резерва пожарной техники, ОТВ и эксплуатационных материалов согласно нормам типовой табельной положенности для О. п. Со­здаются с целью повышения эффективности дей­ствий при тушении пожара и проведения АСР (далее - тушение пожара) посредством наращи­вания средств пожаротушения на месте пожара. Организация и общее рук. работой О. п. пожаро­тушения возлагается на рук. органов управления пожарной охраны. Рук. органов управления по­жарной охраны: несут ответственность за созда­ние О. п. и их техн. оснащённость; обеспечивают своевременное приведение в готовность пожар­ной техники и возможность оперативного ис­пользования ОТВ и эксплуатационных материа­лов О. п.; определяют порядок учёта пожарной техники, ОТВ, эксплуатационных материалов (далее - имущество) О. п.; обеспечивают разра­ботку плана приведения О. п. в готовность. О. п. находятся в оперативном подчинении нач. гарнизонов пожарной охраны. Нач. гарнизонов пожар­ной охраны несут ответственность за неиспол­нение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по применению имущества О. п. Обязанности должностных лиц органов управле­ния, подразделений и гарнизонов пожарной охра­ны по организации и рук. работой О. п. включа­ются в функциональные обязанности этих лиц. О. п. создаются по решению рук. органов управ­ления пожарной охраны на базе их подразделе­ний. Рук. О. п. осуществляет нач. подразделения, на базе которого он создан. Кол-во О. п. опреде­ляется наличием пожароопасных, особо важных и режимных объектов экономики на терр. субъ­екта РФ, рациональным размещением пожарной техники и иного имущества, обеспечением свое­временного и эффективного их использования при пожаре, наличием необходимых специалис­тов, а также местными условиями. О. п. подразде­ляются на след. виды: а) территориальные – со­здаются на базе территориальных подразделений пожарной охраны; б) объектовые – создаются на базе объектовых подразделений пожарной охра­ны на основании договоров между рук. соответ­ствующих предприятий (организаций) и терр. ор­ганов управления пожарной охраны. О создании О. п. объявляется приказами рук. соответствую­щих терр. органов управления, в которых указы­вается: цель создания и место дислокации; под­чиненность; зона обслуживания; обеспечение дополнительной пожарной техникой и иным иму­ществом; др. данные. Рук. подразделений пожар­ной охраны, на базе которых созданы О. п.: обес­печивают учёт имущества О. п., а также наличие снижаемого запаса этого имущества; осуществ­ляют контроль за состоянием имущества О. п.; обеспечивают обучение личного состава подраз­делений пожарной охраны приемам и способам использования пожарной техники О. п., в т. ч. пу­тём проведения совместных занятий по боевой подготовке, гарнизонных пожарно-техн. учений, изучения зоны обслуживания и расположенных в ней объектов в оперативно-тактическом отно­шении, сборов и иных гарнизонных мероприятий; разрабатывают схемы оповещения и обеспечива­ют привлечение личного состава, свободного от несения гарнизонной и караульной службы, к ту­шению крупных пожаров с использованием пожарной техники О. п.; организуют техн. экс­плуатацию и содержание в надлежащем порядке пожарной техники и иного имущества О. п., проведение испытаний пожарной техники и пожарно-технического вооружения; обеспечивают разработку и корректировку регламентных до­кументов О. п. в порядке, определяемом Уставом службы пожарной охраны; осуществляют др. ме­роприятия, направленные на своевременное приведение в готовность пожарной техники и опера­тивное применение др. имущества О. п.

Лит.: Приказ МВД России от 12 мая 1996 г. № 245 «Об утверждении нормативных актов, регламентирующих деятельность опорных пунктов пожаротушения ГПС МВД России».

ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЫМОВОЙ ПО ЖАРНЫЙ ИЗВЕЩАТЕЛЬ, см. Дымовой по­жарный извещатель.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ – процесс создания подразделений пожарной охра­ны, осуществляющих профилактику пожаров, спасание людей, имущества при пожарах, их тушение и проведение АСР. Подразделения ФПС создаются в целях организации профилактики и тушения пожаров в организациях (объектовые подразделения), в закрытых адм.-терр. образова­ниях, а также в особо важных и режимных орга­низациях (спец. и воинские подразделения), в населённых пунктах (терр. подразделения). Финан­совое обеспечение деятельности ФПС, социаль­ных гарантий и компенсаций её личному составу является расходным обязательством РФ. Материально-техн. обеспечение ФПС осуществляется в порядке и по нормам, установленным Правитель­ством РФ. Организационная структура, полномо­чия, задачи, функции, порядок деятельности ФПС определяются Положением о ФПС. Про­тивопожарная служба субъектов РФ создается органами гос. власти субъектов РФ в соответ­ствии с законодательством субъектов РФ. Финан­совое обеспечение деятельности подразделений ГПС, созданных органами гос. власти субъектов РФ, социальных гарантий и компенсаций лично­му составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов РФ является рас­ходным обязательством субъектов РФ. Муници­пальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на терр. муниципаль­ных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной по­жарной охраны, порядок её взаимоотношений с др. видами пожарной охраны определяются орга­нами местного самоуправления. Ведомственная пожарная охрана создается федеральными орга­нами исполнительной власти, организациями в целях обеспечения пожарной безопасности. По­рядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомст­венной пожарной охраны, условия осуществле­ния их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими по­ложениями. Частная пожарная охрана создается в населённых пунктах и организациях. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений ча­стной пожарной охраны осуществляются в соответствии с ГК РФ. Добровольная пожарная охра­на создается для участия в деятельности по пре­дупреждению и (или) тушению пожаров в насе­лённых пунктах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Финансовое обеспечение добро­вольной пожарной охраны осуществляется её уч­редителями. Финансовое и материально-техн. обеспечение деятельности ведомственной, част­ной и добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу осуществляется их учредителями за счёт собственных средств.

Лит.: Федеральный закон от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О по­жарной безопасности».

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЖАРОТУШЕНИЯ – сово­купность управленческих, инж.-техн. и оперативно-тактических решений, обеспечивающих спа­сение людей, эвакуацию или защиту от ОФП имущества и успешное тушение пожаров в насе­лённых пунктах и на разл. объектах. О. п. включа­ет в себя: разработку и реализацию инж.-техн. пожарно-профилактических решений для успеш­ного тушения пожаров; создание подразделений пожарной охраны, оснащение их необходимой техникой, средствами связи и определение им конкретных задач; организацию связи и взаимо­действия между подразделениями пожарной ох­раны, службами жизнеобеспечения, иными спец. службами городов, поселений и объектов, при­влекаемыми к тушению пожаров; разработку до­кументов предварительного планирования дейст­вий по тушению пожаров; организацию службы пожарной охраны и готовности к тушению пожа­ров и проведению АСР; координацию деятельно­сти всех видов пожарной охраны; комплекс НПА, направленных на обеспечение пожарной безопас­ности на охраняемой терр. и в организациях.

Лит.: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О по­жарной безопасности»; Устав службы пожарной охраны. М., 2001; Повзик Я.С, Капел П.П., Матвейкин A.M. Пожарная так­тика. М., 1990.

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАР­НОГО НАДЗОРА – структурные подразделения ФПС, созданные в целях организации и осуществ­ления в порядке, установленном законодательст­вом РФ, деятельности по проверке соблюдения организациями и гражданами требований по­жарной безопасности и принятию мер по резуль­татам проверки. К органам ГПН относятся: структурное подразделение центр, аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ГПН; УГПН терр. органов МЧС – региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий; управления (отделы, отделения) ГПН терр. органов МЧС России - органов, специально уполномоченных решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ, и их терр. отделы (отделения, инспекции); от­делы (отделения, инспекции, группы) ГПН под­разделений ФПС, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых адм.-терр. образованиях. Деятельность органов ГПН осуществляется на основе подчинения ниже­стоящих органов ГПН вышестоящим.

Лит.: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О по­жарной безопасности»; Постановление Правительства Россий­ской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 820 «О государственном пожарном надзоре»; Инструкция по организации и осуществле­нию государственного пожарного надзора в Российской Федера­ции (утв. приказом МЧС России от 17 марта 2003 г. № 132).

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ МЧС РОССИИ – юридически оформленные, организационно и хоз. обособленные организации и их подразделе­ния, обладающие правом принимать управленче­ские решения в пределах своей компетенции и следить за исполнением принятых решений. К О. у. МЧС России относятся центр, аппарат и территориальные органы управления МЧС Рос­сии. Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности органов управления МЧС России определяются положе­нием, утв. в установленном порядке.

Лит.: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О по­жарной безопасности»; Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситу­ациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

ОРОСИТЕЛИ ДЛЯ ВОДЯНЫХ ЗАВЕС – оро­сители, предназначенные для блокирования по­жара путём создания водяных завес. Для созда­ния водяных завес используются оросители общего назначения или спец. оросители. Ороси­тели для водяных завес классифицируются по на­значению, типу, способу монтажа, виду диспергируемого потока и т. п. Как правило, для водяных завес используются дренчерные оросители, т. е. конструкции оросителей без теплового замка. В отличие от спринклерных оросителей общего назначения, к которым предъявляется требова­ние орошения не менее 12 м2 пл. круглой или пря­моугольной формы (длина 4, ширина 3 м), ороси­тели для водяных завес могут создавать потоки любых размеров как по ширине, так по длине и высоте. Основные техн. требования, которые предъявляются к оросителям для водяных завес: удельный расход по ширине завесы или длине орошения при коэффициенте равномерности не более 0, 5; коэффициент производительности или диаметр (или площадь) выходного отверстия, а также форма и размер водяной завесы или оро­шаемой зоны, в пределах которых обеспечивает­ся заданный удельный расход.

Лит.: Оросители водяных и пенных автоматических устано­вок пожаротушения / Л. М. Мешман, С.Г. Цариченко, В. А. Былинкин, В.В. Алешин, Р.Ю. Губин: Учебно-методическое пособие. М„ 2002.

ОРОСИТЕЛИ ДЛЯ ПОДВЕСНЫХ ПОТОЛ­КОВ И СТЕНОВЫХ ПАНЕЛЕЙоросители общего назначения, монтируемые в подвесных потолках или стеновых панелях. Используются в современных интерьерах офисных и культурно-зрелищных зданий и помещений с подвесными потолками или навесными стеновыми панелями. По способу монтажа эти оросители подразделяются на следующие типы: углублённые – спринклерные оросители, у которых корпус, дужки частично находятся в углублении подвесного по­толка или стеновой панели; потайные – спринклерные оросители, у которых корпус, дужки и ча­стично термочувствительный элемент находятся в углублении подвесного потолка или стеновой панели; скрытые – спринклерные оросители, ус­танавливаемые заподлицо с подвесным потол­ком или стеной, скрытые термочувствительной декоративной крышкой. Углубленные и потай­ные оросители отличаются от оросителей обще­го назначения только наличием декоративной юбки, скрывающей зазоры между штуцером оросителя и подвесным потолком (или навесной панелью). Скрытый ороситель состоит из спринклерного оросителя, резьбовой юбки, декоратив­ной крышки и резьбовой втулки. Декоративная крышка скрытого спринклерного оросителя кре­пится к резьбовой втулке в трёх точках на пайке, выполняющей роль теплового замка крышки. В качестве теплового замка оросителя использу­ются как термоколбы, так и плавкие элементы. После срабатывания теплового замка крышки она под собственным весом отделяется от юбки. Тепловые потоки начинают воздействовать не­посредственно на тепловой замок оросителя и после его срабатывания под воздействием струи воды из оросителя розетка оросителя по двум направляющим опускается вниз на такое рассто­яние, чтобы углубление в потолке, в котором монтируется ороситель, не влияло на характер разбрызгивания воды по защищаемому прост­ранству. Температура плавления спая декоратив­ной крышки ниже на один разряд или равна тем­пературе срабатывания оросителя. При ложном срабатывании декоративной крышки подача во­ды из оросителя исключается, т. к. тепловой за­мок собственно оросителя будет закрыт.

Лит.: Оросители водяных и пенных автоматических устано­вок пожаротушения I Л.М. Мешман, С.Г Цариченко, В.А. Былинкин, В.В. Алешин, Р.Ю. Губин: Учебно-методическое пособие. М,. 2002.

ОРОСИТЕЛЬ – устройство, предназначенное для тушения, локализации или блокирования по­жара путём разбрызгивания или распыления во­ды и/или водных растворов. В зависимости от наличия или отсутствия теплового замка ороси­тели подразделяются на спринклерные и дренчерные. В зависимости от дисперсности капель­ного потока оросители подразделяются на разбрызгиватели и распылители. Ср. диаметр капель в потоке при использовании разбрызгива­теля более 150 мкм, а при применении распыли­теля – 150 мкм и менее. На практике наибольшее применение получили оросители общего назна­чения – розеточные оросители традиционной конструкции, устанавливаемые под потолком или на стене и предназначенные для тушения или локализации пожара в зданиях и помещени­ях различного назначения. Оросители общего назначения состоят из корпуса, двух дужек и ро­зетки. Спринклерные оросители снабжены дополнительно тепловым замком. Основным элементом оросителя, формирующим дисперги­руемый поток, является розетка. Основные пара­метры оросителей: коэффициент производитель­ности, интенсивность орошения и защищаемая пл. Коэффициент производительности – относи­тельная величина, характеризующая пропускную способность оросителя по подаче ОТВ. Коэффи­циент производительности является совокупным комплексом, зависящим от коэффициента расхо­да и пл. выходного отверстия. Интенсивность орошения – расход воды и/или водных растворов на единицу пл. в ед. времени. Под защищаемой пл. подразумевается пл., ср. интенсивность (или удельный расход) и равномерность орошения ко­торой не менее нормативной или установленной в технической документации.

Лит.: Оросители водяных и пенных автоматических устано­вок пожаротушения: Учебно-методическое пособие IЛ.М. Меш­ман, С.Г Цариченко, В.А. Былинкин и др. М., 2002.

ОСИПОВ Сергей Николаевич (р. 1932), д-р техн. наук, проф.

Известный учёный в области исследова­ния проблем тепло-газоснабжения, изучения процессов возникновения и развития пожаров в шахтах.

Длительное время работал зав. кафедрой Харьковского инж.-строительного ин-та, дека­ном и зав. кафедрой Белорусского политехни­ческого ин-та, был членом специализированно­го совета по защите докт. и канд. диссертаций ВНИИПО МВД СССР (1987). Имея большой опыт науч.-педагогической работы, внес значительный вклад в теорию борьбы с пожарами и подготовке кадров высшей квалификации.

 

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПРИ ТУШЕНИИ ПО­ЖАРОВспасание людей в случае угрозы их
жизни, достижение локализации и ликвидации пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями привлечённых к его тушению сил и средств пожарной охраны. Выполнение О. з. обеспечивается силами и средствами пожарной охраны – личным составом органов управления и подразделений пожарной охраны, в т. ч. курсантами и слушателями пожарно-техн. уч. заведений, а при необходимости и в условиях особого проти­вопожарного режима также проф.-преподавательским составом пожарно-техн. уч. заведений, личным составом иных противопожарных фор­мирований, независимо от их ведомственной при­надлежности и форм собственности. К тушению пожара м. б. привлечены в установленном поряд­ке личный состав органов внутр. дел, военнослу­жащие, силы ГО, а также население. Для выпол­нения О. з. используются след. средства: пожар­ные машины, в т. ч. приспособленные для целей пожаротушения автомобили; пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в т. ч. СИЗОД; ОТВ; аварийно-спасательное оборудо­вание и техника; системы и оборудование проти­вопожарной защиты предприятий; системы и ус­тройства спец. связи и управления; медикаменты, инструменты и оборудование для оказания пер­вой доврачебной помощи пострадавшим при по­жарах; иные средства, вспомогательная и спец. техника. Успешное выполнение О. з. основано на эффективной организации действий по тушению пожаров, в т. ч. своевременном сосредоточении на месте пожара необходимых для его ликвидации сил и средств, умелой их расстановке и активном применении с учётом решающего направления; мужестве, высоком уровне проф., физической и психологической подготовки, боевом опыте лич­ного состава пожарной охраны; дисциплиниро­ванности участников тушения пожара.

Лит.: Кимстач И.Ф., Девлишев П.П., Евтюшкин Н.М. По­жарная тактика. М., 1984.

ОСНОВНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ – автомобили пожаротушения, предназначенные для доставки личного состава пожарно-спасательных подразделений, ОТВ и оборудования на место вызова и подачи огнетушащих веществ (воды, пены, порошков, инертных газов и др.) в зону горения, а также для проведения личным со­ставом первоочередных АСР. Основные пожар­ные автомобили (ОПА) имеют соответствую­щую их назначению и определяемую нормами комплектацию пожарно-техническим вооружением и аварийно-спасательным оборудованием. В зависимости от вывозимых ОТВ и способа их подачи ОПА имеют следующую классифика­цию: пожарная автоцистерна (АЦ); пожарная автоцистерна для Севера (АЦ (С)); пожарная автоцистерна бронированная (АЦ (Б)); пожар­ная автоцистерна с лестницей (АЦЛ); пожар­ная автоцистерна с коленчатым подъемником (АЦПК); пожарный автомобиль порошкового тушения (АП); пожарный автомобиль пенного тушения (АПТ); пожарный автомобиль ком­бинированного тушения (АКТ); пожарный автомобиль газового тушения (АГТ); пожар­ный автомобиль газоводяного тушения (АГВТ); пожарный микроавтомобиль (МАП); пожарный автомобиль первой помощи (АПП); пожарный автомобиль первой помощи для Севера (АПП (С)); рукавный пожарный автомобиль (АР); по­жарный автомобиль с насосом высокого давле­ния (АВД); пожарная автонасосная станция (ПНС); пожарный пеноподъемник (ППП); пожарно-спасательный автомобиль (АПС); пожарно-спасательный автомобиль с лестницей (АПСЛ); пожарный аэродромный автомобиль (АА). В последние годы ведутся работы по созда­нию пожарно-техн. автомобилей, перевозящих, в зависимости от решаемых задач, пожарные мо­дули различной номенклатуры, в т. ч. основного назначения (порошковый, газового тушения, на­сосная станция, насосно-рукавный и т. д.). В зави­симости от преимущественного использования и направлений оперативной деятельности осн. ПА подразделяются на автомобили общего примене­ния - для тушения пожаров в городах и других населённых пунктах (АЦ, АПС, АР, АВД, АПП) и автомобили целевого применения - для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесопере­рабатывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, в аэропортах и на др. спец. объектах (АА, АПТ, АГВТ, ПНС, АКТ, АП, АГТ, ППП). Осн. конст­руктивные элементы ОПА: базовое шасси (раз­личной допустимой полной массы и проходимос­ти) с дополнительной кабиной и салоном для личного состава расчёта или без них; сосуды для хранения ОТВ, насосный агрегат с гидравличес­кими коммуникациями и трансмиссией для при­вода или без них, система вытеснения ОТВ (для АП, АКТ); кузов с отсеками для размещения по­жарно-техн. вооруж. и оборудования. АЦ тяжё­лого класса АП, АКТ имеют, как правило, стаци­онарно установленные лафетные пожарные стволы.

Лит.: Пожарные автомобили предприятий России: Сб. норма­тивных док. Вып. 8. М., 2000; Типаж пожарных автомобилей на 2006-2010 гг.; Нормы табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для основных и специальных автомобилей, изготавливаемых с 2006 г. Приложение к приказу МЧС России от 25.07.2006 г. № 425.

 

ОСОБЫЙ ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ РЕЖИМ- особые условия деятельности ГПС в случае повышения пожарной опасности; устанавливается решением органов гос. власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях. На период действия О. п. р. на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми документами по пожарной безопасности. О. п. р. также предусматривает комплекс организационных и техн. мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов гос. значения и предприятий В ПК. Организационные мероприятия в числе др. включают в себя создание специально подготовленных пожарных подразделений для осуществления надзорно- профилактической деятельности и тушения пожаров на охраняемых объектах. Техн. мероприятия это средства и способы предупреждения и тушения специфических пожаров на объектах с высокоэнергетическими и быстрогорящими топливами, взрывчатыми материалами, радиоактивными, отравляющими веществами и т. д. Особый противопожарный режим в таких случаях осуществляют специальные подразделения ГПС. В период действия О. п. р. подразделения гарнизона пожарной охраны м. б. переведены на усиленный вариант несения службы.

Лит.: Федеральный закон от 21 декабря 1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - возникшее из правонарушений в обл. пожарной безопасности правовое отношение между государством в лице спец. органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за нарушение требований пожарной безопасности, содержащихся в НПА и нормативных документах по пожарной безопасности. За нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ устанавливается дисциплинарная, адм. и уголовная ответственность. Дисциплинарная ответственность - правовая форма воздействия на работников за совершение дисциплинарного проступка, которая заключается в наложении дисциплинарного взыскания администрацией организации. Административная ответственность — правовая форма воздействия на физических и юридических лиц за совершенное адм. правонарушение. Уголовная ответственность- правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному гос. принуждения в форме наказания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.