Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понимание незнакомой речи






Речевой аппарат человека может создавать сотни различных рече­вых звуков. Но ни один язык не использует все эти звуки. Английский использует около сорока различных фонем. Другие языки выбирают свои собственные группы фонем. Например, немецкий язык использует некоторые гортанные звуки, которые не встречаются в английском, а французский использует некоторые гласные, отличающиеся от англий­ских.

Как только дети выучили звуки, употребляемые в их родном язы­ке, ohpi обычно становятся довольно ригидными в своей фонемике: им становится трудно произносить звуки, не употребляемые в их родном языке, или отличать эти чужие звуки друг от друга3. Это одна из при­чин того, почему иностранная речь часто звучит как неясная и однооб­разная неразбериха, а не как последовательность отдельных звуков.

Другая трудность в понимании незнакомой речи имеет отношение к скорости, с которой создаются звуки речи.

1 См.: MacNeilage P. Speech physiology // Gilbert J. (Ed.). Speech and cortical
functioning. N. Y.: Academic Press, 1972.

2 См.: Lieberman AM. The grammars of speech and language // Cognitive psychology.
1970. Vol. 1. P. 301-23.

3 См.: Werker J.F. Exploring developmental changes in cross-language speech perception
// Gleitman L.R., Liberman M. (Eds.). An invitation to cognitive science. Cambridge, Mass.:
MIT Press, 1995. Vol. 1. P. 87-106.



Тема 15. Познавательные процессы: виды и развитие


Взрослые могут понимать речь, произносимую со скоростью 250 слов в минуту1; в пересчете на фонемы — около 16 фонем в секунду. Эти фонемы обычно выпаливаются как непрерывный поток, без пауз для обозначения границ каждой единицы речи. В самом деле, создание од­ной фонемы часто почти совпадает с созданием следующей, так что, на­пример, человек начинает произносить гласную, не закончив предшеству­ющую согласную. Это верно в отношении последовательных фонем внут­ри отдельного слова, а также для последовательных слов внутри фразы, так что иногда трудно понять, слышишь ли ты слова «на мели» или сло­во «намели». Следовательно, частью задачи слушателя становится раз­деление потока речи на соответствующие единицы — процесс, который определяется знанием словарного состава и структуры языка, на кото­ром говорят.

Соединение фонем

Во всех человеческих языках сравнительно небольшой запас фонем объединяют по-разному, чтобы создать впечатляюще большое количество слов (по крайней мере 75000 для большинства студентов колледжей). Но фонемы объединяются не как попало; это один из многих способов струк­турирования языка. Такие правила структурирования языка бессозна­тельно выполняются всеми людьми, на этом языке говорящими, и усваи­ваются без специального обучения или руководства каждым ребенком обычно к трем годам2.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.