Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основания






Сначала работа в лаборатории А. Бине показалась Пиаже утомитель­ной и не слишком интересной. Но потом он стал подмечать некоторые особенности ответов детей различного возраста на вопросы теста. Оказа­лось, что дети примерно одного возраста делали одинаковые ошибки. Это происходило потому, что при решении они рассуждали одним и тем же путем. И Пиаже больше всего заинтересовало не соответствие ответов истине, а сам процесс рассуждения, результатом которого были непра­вильные ответы. Основываясь на своих наблюдениях, Пиаже пришел к выводу, что дети более старшего возраста не только знают больше, чем младшие, но и думают над поставленными вопросами совершенно иначе. Это привело его к сомнениям относительно правомерности преобладав­шего в то время способа оценки интеллекта на основе тестовых баллов и обратило к необходимости рассмотрения когнитивных стратегий, которые используются детьми разного возраста1.

Ж. Пиаже посвятил следующие пятьдесят лет своей жизни изуче­нию интеллектуального развития детей. Работа привела его к созданию знаменитой теории когнитивного развития, которая в течение десятиле­тий принималась в качестве практически неоспоримого объяснения того, как люди приобретают свое сложное умение думать. Согласно теории Пиаже, все люди проходят четыре стадии когнитивного развития, идущие всегда в определенной последовательности и возникающие приблизи­тельно в одном возрасте. Эти данные приводятся в табл. 1.

Столь же важными, как сама эта теория, были методы, которые ис­пользовал Пиаже для изучения способности к мышлению у детей. Рабо­тая в лаборатории Бине, Пиаже понял, что для анализа новой концепции интеллекта необходимо разработать и новые методы исследования. Вме­сто обычных тестовых заданий, содержание и процедура проведения ко­торых жестко стандартизованы, он предложил метод беседы, который да­вал возможность менять направление разговора и характер вопросов с учетом ответов ребенка. Это позволило лучше изучить процессы, лежа­щие в основе ответов детей.

Одной из самых примечательных и интересных особенностей иссле­дования Пиаже является то обстоятельство, что ко многим выводам он приходил, изучая своих собственных детей, Люсьен, Жаклин и Лорана. По современным научным стандартам его метод можно было бы считать очень спорным, поскольку в такой ситуации исследователь может быть недостаточно объективен, и есть большая возможность ошибок и предвзя­тости. Однако нет правил без исключений. Выводы Пиаже, полученные в

1 См.: Ginzburg Я., Opper S. Piaget's theory of intellectual development. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1979.


Хок P.P. С глаз долой, но не из сознания



 


Стадии когнитивного развития по Ж.Пиаже


Таблица 1


 


Стадия


Возрастные границы Основные характеристики


 


От 0 до 2 лет

Сенсомоторная

Дооперациональная от 2 до 7лет

 

С 11 лет

Конкретные операции

Формальные операции

 

 

Формальные

операции
Все знания приобретаются через чувственные впе­чатления и движения (такие, как рассматривание и захватывание)

Мыслительный процесс протекает с той же скоро­стью, что и физическое движение Развивается такая характеристика мышления, как «сохранение объекта»

Мыслительный процесс отделяется от движения и существенно ускоряется Появление символической функции Интуитивное, «магическое» мышление Анимизм: все объекты способны думать и чув­ствовать

Эгоцентрическая позиция в мышлении: неспо­собность увидеть мир с других позиций, кроме соб­ственной

От 7до 11 лет

Развивается логическое мышление, включая спо­собность к классификации объектов и реализации математических принципов, но только на материале реальных, конкретных объектов Понятие о сохранении физических величин: коли­чества жидкости, площади, объема Способность догадываться, что могут думать и чувствовать другие

Логическое мышление развивается до способности выдвигать гипотезы и использовать абстрактные понятия

Умение размышлять, используя перенос и аналогии Способность анализировать оценки, убеждения, мировоззренческие позиции Способность размышлять о прошлом и будущем Не все одинаково хорошо овладевают фор­мальными операциями, а некоторые еще вообще не овладевают ими


результате работы с собственными детьми, вполне универсальны и при­менимы ко всем детям.

Очевидно, в одной этой главе за недостатком места можно уделить внимание только небольшой части работы Пиаже. Поэтому мы сфоку­сируем внимание на его открытии ключевого интеллектуального умения, получившего название сохранение объекта (object permanence).



Тема 15. Познавательные процессы: виды и развитие


Исследование этой способности является прекрасным примером са­мых важных открытий Пиаже и широких возможностей в использова­нии его метода.

Термин «сохранение объекта» относится к нашему пониманию того, что предмет существует даже тогда, когда находится вне пределов дося­гаемости для наших органов чувств. Если кто-нибудь подойдет к вам, возьмет у вас книгу и убежит с ней в другую комнату, будете ли вы ду­мать, что книга или ее похититель вообще перестали существовать? Нет: вы помните о существовании вашей книги и взявшего ее человека даже тогда, когда не можете их видеть или потрогать. Однако, по мнению Пи­аже, эта способность дана нам не от рождения. Он показал, что когни­тивная способность человека представлять себе объекты как нечто посто­янно существующее развивается у человека, начиная примерно с восьми­месячного возраста. Для людей эта способность является очень важной, поскольку без нее невозможно разрешать проблемы и размышлять. По­этому прежде чем ребенок оставит позади сенсорно-моторную стадию развития (от 0 до 2 лет; см. табл. 1) и вступит на дооперацио-нальную стадию (от 2 до 7 лет), должно сформироваться представление о посто­янстве существования предметов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.