Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллект и биологическая адаптация






Место интеллекта в психической организации. Всякое поведение, идет ли речь о действии, развертывающемся во вне, или об интериоризо-ванном действии в мышлении, выступает как адаптация, или, лучше ска­зать, как реадаптация. Индивид действует только в том случае, если он испытывает потребность в действии, т.е. если на короткое время произош­ло нарушение равновесия между средой и организмом, и тогда действие направлено на то, чтобы вновь установить это равновесие, или, точнее, на то, чтобы реадаптировать организм (Клапаред). <...>

Этот способ рассуждения приводит нас к убеждению, что интеллект играет главную роль не только в психике человека, но и вообще в его жизни. Гибкое и одновременно устойчивое структурное равновесие пове­дения — вот что такое интеллект, являющийся по своему существу сис­темой наиболее жизненных и активных операций. Будучи самой совер­шенной из психических адаптации, интеллект служит, так сказать, наибо­лее необходимым и эффективным орудием во взаимодействиях субъекта с окружающим миром, взаимодействиях, которые реализуются сложней­шими путями и выходят далеко за пределы непосредственных и одно­моментных контактов, для того чтобы достичь заранее установленных и устойчивых отношений. Однако, с другой стороны, этот же способ рассуж­дения запрещает нам ограничить интеллект его исходной точкой: интел­лект для нас есть определенный конечный пункт, а в своих истоках он неотделим от сенсомоторной адаптации в целом, так же как за ее преде­лами — от самых низших форм биологической адаптации.

1 Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. С. 61, 62, 65-69, 76, 91-96, 99-101, 106-109, 142, 165-187, 191-197, 200-205, 210-221.


Пиаже Ж, Психология интеллекта



Адаптивная природа интеллекта. Если интеллект является адап­тацией, то нам, прежде всего, следует дать определение последней. Чтобы избежать чисто терминологических трудностей финалистского языка, мы бы охарактеризовали адаптацию как то, что обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием сре­ды. Действие организма на окружающие его объекты можно назвать ассимиляцией (употребляя этот термин в самом широком смысле), по­скольку это действие зависит от предшествующего поведения, направлен­ного на те же самые или на аналогичные объекты. В самом деле, ведь любая связь живого существа со средой обладает той характерной осо­бенностью, что это существо, вместо того чтобы пассивно подчиняться среде, само активно ее преобразует, налагая на нее свою определенную структуру. Физиологически это означает, что организм, поглощая из сре­ды вещества, перерабатывает их в соответствии со своей структурой. Психологически же происходит, по существу, то же самое, только в этом случае вместо изменений субстанциального порядка происходят измене­ния исключительно функционального порядка, обусловленные моторной деятельностью, восприятием и взаимовлиянием реальных или потенци­альных действий (концептуальные операции и т.д.). Таким образом, пси­хическая ассимиляция есть включение объектов в схемы поведения, ко­торые сами являются не чем иным, как канвой действий, обладающих способностью активно воспроизводиться.

С другой стороны, и среда оказывает на организм обратное дей­ствие, которое, следуя биологической терминологии, можно обозначить словом «аккомодация». Этот термин имеет в виду, что живое существо никогда не испытывает обратного действия как такового со стороны ок­ружающих его тел, но что это действие просто изменяет ассимилятивный цикл, аккомодируя его в отношении к этим телам. В психологии обна­руживается аналогичный процесс: воздействие вещей на психику всегда завершается не пассивным подчинением, а представляет собой простую модификацию действия, направленного на эти вещи. Имея в виду все вы­шесказанное, можно было бы определить адаптацию как равновесие меж­ду ассимиляцией и аккомодацией, или, что, но существу, одно и то же, как равновесие во взаимодействиях субъекта и объектов.

В случае органической адаптации эти взаимодействия, будучи ма­териальными, предполагают взаимопроникновение между той или иной частью живого тела и той или иной частью внешней среды. В противо­положность этому психическая жизнь, как мы уже видели, начинается с функциональных взаимодействий, т.е. с того момента, когда ассимиляция не изменяет более ассимилируемые объекты физико-химическим обра­зом, а включает их в формы своей собственной деятельности (равным об­разом можно сказать, что она начинается с того момента, когда аккомо­дация влияет только на эту деятельность). И тогда становится понятным, каким образом на прямое взаимопроникновение организма и среды с



Тема 15. Познавательные процессы: виды и развитие


появлением психической жизни налагаются опосредствованные взаимо­действия субъекта и объектов, осуществляющиеся на все более зна­чительных пространственно-временных расстояниях и по все более слож­ным траекториям. Все развитие психической деятельности от восприя­тия и навыков к представлениям и памяти вплоть до сложнейших операций умозаключения и формального мышления является, таким об­разом, функцией от все увеличивающихся масштабов взаимодействий и тем самым функцией от равновесия между ассимиляцией организмом все более и более удаленной от него действительности и его аккомо­дацией к ней.

И именно в этом смысле можно было бы сказать, что интеллект с его логическими операциями, обеспечивающими устойчивое и вместе с тем подвижное равновесие между универсумом и мышлением, продолжа­ет и завершает совокупность адаптивных процессов. Ведь органическая адаптация в действительности обеспечивает лишь мгновенное, реализую­щееся в данном месте, а потому и весьма ограниченное равновесие меж­ду живущим в данное время существом и современной ему средой. А уже простейшие когнитивные функции, такие, как восприятие, навык и память, продолжают это равновесие как в пространстве (восприятие уда­ленных объектов), так и во времени (предвосхищение будущего, восстанов­ление в памяти прошлого). Но лишь один интеллект, способный на все отклонения и все возвраты в действии и мышлении, лишь он один тяго­теет к тотальному равновесию, стремясь к тому, чтобы ассимилировать всю совокупность действительности и чтобы аккомодировать к ней действие, которое он освобождает от рабского подчинения изначальным «здесь» и «теперь».

Определение интеллекта. Чтобы определить интеллект (что, без сомнения, весьма важно, ибо необходимо ограничить область, выступаю­щую под этим названием, если собираются ею заниматься), достаточно указать на степень сложности тех дистантных взаимодействий, начиная с которых мы будем употреблять термин «интеллектуальный». Здесь се­рьезным препятствием является то, что нижняя граница сложности все­гда остается произвольной. Для одних ученых, таких, как Клапаред и Штерн, интеллект — это психическая адаптация к новым условиям. Клапаред в силу этого противопоставляет интеллект инстинкту и навы­ку, которые являются наследственными или приобретенными адаптаци-ями к повторяющимся условиям. Для него интеллект начинается с прос­тейших эмпирических поисков, являющихся источником тех интериори-зованных поисков, которые затем, уже на высшем уровне, характеризуют деятельность по созданию гипотезы. Для Бюлера, который также делит структуры на три типа (инстинкт, дрессура, интеллект), это определение слишком широко: интеллект возникает только вместе с актом внезап­ного понимания (Aha-Erlebnis), в то время как поиск относится к навы­ку. Так же поступает и Кёлер, сохраняя термин «интеллект» только для


Пиаже Ж. Психология интеллекта



актов резкого изменения структур и исключая из него поиск. Несомнен­но, что поиск появляется вместе с возникновением простейших навыков, которые сами в момент их выработки являлись адаптациями к новым условиям. С другой стороны, вопрос, гипотеза и проверка, совокупность которых, по Клапареду, и образует интеллект, находятся в зародыше уже в потребностях, пробах и ошибках, так же как и в эмпирических утвер­ждениях, свойственных наименее развитым сенсомоторным адаптациям. Остается, следовательно, одно из двух: либо удовлетвориться функцио­нальным определением, рискуя включить в интеллект почти все когни­тивные структуры, либо избрать критерием какую-нибудь одну особую когнитивную структуру, но при таком, конечно, условном) выборе мы рискуем пренебречь естественной преемственностью этих структур.

Имеется, однако, возможность определить интеллект тем направле­нием, на которое ориентировано его развитие, и не настаивать при этом на решении вопроса о границах интеллекта; последние при таком под­ходе предстают как определяемые последовательными стадиями или формами равновесия. Тогда можно одновременно исходить из точек зре­ния как функциональной ситуации, так и структурного механизма. Ис­ходя из первой, можно сказать, что поведение тем более «интеллектуаль­но», чем сложнее и многообразнее становятся траектории, по которым проходят воздействия субъекта на объекты, и к чем более прогрессиру­ющим композициям они ведут. Кривые, по которым осуществляется восприятие, очень просты, даже при большой удаленности воспринимае­мого объекта. Навык представляется чем-то более сложным, но его про­странственно-временные звенья сочленены в единое целое, части кото­рого не могут ни существовать самостоятельно, ни образовывать друг с другом особые сочетания. В отличие от них, интеллектуальный акт — состоит ли он в том, чтобы отыскать спрятанный предмет или найти скрытый смысл образа — предполагает определенное число путей (в про­странстве и времени), одновременно самостоятельных и способных к со­четанию друг с другом (т.е. к композиции). С точки зрения структурного механизма простейшие сенсомоторные адаптации неподвижны и одно-плановы, тогда как интеллект развивается в направлении обратимой мо­бильности. Именно в этом, как мы увидим далее, и состоит существен­ная черта операций, характеризующих живую логику в действии. Но одновременно мы видим, что обратимость — это не что иное, как сам критерий равновесия (как этому нас учат физики). Определить интел­лект как прогрессирующую обратимость мобильных психических струк­тур — это то же самое, что в несколько иной формулировке сказать, что интеллект является состоянием равновесия, к которому тяготеют все последовательно расположенные адаптации сенсомоторного и когнитив­ного порядка, так же как и все ассимилятивные и аккомодирующие вза­имодействия организма со средой. <...>



Тема 15. Познавательные процессы: виды и развитие







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.