Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обсуждение. Этот краткий исследовательский отчет превосходно иллюстрирует то, каким образом мы обретаем константность восприятия






Этот краткий исследовательский отчет превосходно иллюстрирует то, каким образом мы обретаем константность восприятия. Она являет­ся не просто результатом опыта; на данный опыт оказывают влияние

1 Turnbull CM. Some observations regarding the experiences and behavior of the BaMbuti Pygmies // American Journal of Psychology. 1961. 74. P. 305.


Хок P.P. То, что вы видите, - это то, чему вы научились



культура и окружающая среда, в которой мы живем. В джунглях, где Кенж провел всю свою жизнь, не открывалось широких пространствен­ных пейзажей. В самом деле, видимость была обычно ограничена при­мерно тремя метрами. Следовательно, у пигмеев БаМбути отсутствовала возможность для развития константности восприятия размеров, и если вы задумаетесь, то придете к выводу, что у них не было в этом потреб­ности. Вполне может быть, хотя непосредственных проверок не проводи­лось, что те же самые группы пигмеев обладают более высоко развиты­ми способностями к выстраиванию отношений «фигура—фон». Логика здесь следующая: для пигмеев БаМбути крайне важно уметь выделять тех животных (особенно представляющих потенциальную опасность), ко­торые способны сливаться с образующей фон растительностью. Очевид­но, что данный перцептивный навык менее необходим людям, живущим в современной индустриализированной культуре.

В отношении константности восприятия размеров исследование Тен-балла может дать нам объяснение того, почему эта способность является скорее приобретаемой, нежели врожденной. Определенные перцептивные навыки могут быть необходимыми для нашего выживания, но не все мы растем и развиваемся в одних и тех же условиях. Следовательно, чтобы сделать потенциал выживания максимальным, некоторые наши навыки должны иметь возможность раскрываться со временем теми путями, ко­торые наилучшим образом соответствуют нашей физической среде.


X. Шифман ПЕРЦЕПТИВНОЕ РАЗВИТИЕ1

Центральная проблема любого подхода к изучению перцептивной системы человека — происхождение перцептивных способностей, т.е. по­иск ответа на вопрос: является ли способность воспринимать пространст­венные признаки физического мира исключительно результатом опыта и научения или она полностью базируется на врожденных, генетических факторах, предопределенных биологией сенсорных систем. Эта проблема, нередко называемая «нативизм против эмпиризма» (или дилеммой «природа или воспитание»), берет свое начало в трудах философов XVII—XVIII вв. и ученых XIX в. Исторически ситуация такова, что на-тивистский подход, сторонником которого были Декарт, Кант и многие другие философы, исходит из того, что перцептивные способности явля­ются врожденными способностями. В более позднее время несколько измененную нативистскую позицию поддержала также и гештальтпсихо-логия, полагавшая, что большая часть организованного восприятия мира определяется врожденными тенденциями и механизмами. Сторонникам нативистского подхода возражали эмпиристы, включая Гоббса, Локка, Беркли и Гельмгольца <...>, позднее к ним присоединились и трансак-ционисты, считавшие, что восприятие есть результат процесса научения, в основе которого лежат взаимодействие с окружающим миром и опыт, приобретаемый в ходе этого взаимодействия.

Хотя противоречия между сторонниками нативизма и эмпиризма оказали сильное влияние как на теоретическую, так и на прикладную психологию, они до сих пор не нашли своего разрешения. Большинство современных психологов полагают, что некоторые формы перцептивных способностей и механизмов приобретаются индивидуумом вскоре после рождения, так что есть основания отказаться от представлений об иск­лючительно эмпирическом происхождении перцептивных способностей. Точно так же большинство психологов согласны и с тем, что опыт играет

1 Шифман X. Ощущение и восприятие. СПб.: Питер, 2003. С. 444-465.


ШифманХ.Р. Перцептивное развитие



важную роль в восприятии (т.е. что опыт модифицирует и стабилизиру­ет некоторые генетически унаследованные сенсорные механизмы). Сле­довательно, сегодня речь идет не о противопоставлении этих двух подхо­дов и не о выборе между ними, а о том, что именно — генетика или на­учение — оказывает на них более заметное влияние. Мы также полагаем, что нет оснований считать эти подходы взаимоисключающими. Как ста­нет ясно из дальнейшего изложения, возможно выявить факторы, конт­ролирующие развитие перцептивных способностей и влияющие на это развитие, а также изучать их, не прибегая к противопоставлению нати­визма и эмпиризма.

Несмотря на то что большая часть сказанного в этой главе может быть отнесена ко всем чувствам, основное внимание в ней будет уделено развитию зрительного восприятия, а именно некоторым релевантным вопросам, имеющим принципиальное значение для развития восприя­тия. Каковы основные перцептивные способности новорожденного? Ког­да и как они развиваются? От чего зависит их возникновение и нормаль­ное функционирование на протяжении всей жизни?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.