Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критическое мышление. Чтобы выделить по-настоящему полезные, эффективные решения, творческое мышление должно быть дополнено критическим






Чтобы выделить по-настоящему полезные, эффективные решения, творческое мышление должно быть дополнено критическим. Цель кри­тического мышления — тестирование предложенных идей: применимы



Тема 15. Познавательные процессы: виды и развитие


ли они, как можно их усовершенствовать и т.п. Ваше творчество будет малопродуктивным, если вы не сможете критически проверить и отсор­тировать полученную продукцию. Чтобы провести соответствующий от­бор надлежащим образом, необходимо, во-первых, соблюдать известную дистанцию, т.е. уметь оценивать свои идеи объективно, и, во-вторых, учи­тывать критерии, или ограничения, определяющие практические возмож­ности внедрении новых идей.

Какие препятствия стоят на пути критического мышления? Одним из них является опасение быть слишком агрессивным. Мы часто учим наших детей, что критиковать — значит быть невежливым. Тесно связан с этим следующий барьер — боязнь возмездия: критикуя чужие идеи, мы можем вызвать ответную критику своих. А это, в свою очередь, может породить еще одно препятствие — переоценку собственных идей. Когда нам слишком нравится то, что мы создали, мы неохотно делимся с дру­гими нашим решением. Добавим, что чем выше тревожность человека, тем более он склонен ограждать свои оригинальные идеи от посторонне­го влияния.

И наконец, необходимо отметить, что при чрезмерной стимуляции творческой фантазии критическая способность может остаться неразви­той. К сожалению, неумение думать критически — это один из возмож­ных непредвиденных результатов стремления повысить творческую ак­тивность учащихся. Следует помнить, что для большинства людей в жиз­ни требуется разумное сочетание творческого и критического мышления.

Критическое мышление нужно отличать от критической установ­ки. Несмотря на то, что в силу специфики своего подхода к решению задач критическое мышление запрещает некоторые идеи или отбрасыва­ет их за негодностью, его конечная цель конструктивна. Напротив, кри­тическая установка деструктивна по своей сути. Стремление человека критиковать единственно ради критики имеет скорее эмоциональный, чем когнитивный характер.


Дж. Брунер

О ДЕЙСТВЕННОМ И НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ МИРА РЕБЕНКОМ1

В процессе развития2 представления о мире происходит поразитель­ное смещение акцентов. Сначала ребенок знает свой мир главным образом благодаря тем привычным действиям, с помощью которых он управляет­ся с этим миром. Со временем мир оказывается представленным ему еще и в образах, сравнительно свободных от действий. Постепенно формирует­ся дополнительно еще один новый и мощный путь: перевод действия и образов в языковые средства, что создает третью систему представления. Каждый из трех способов представления — действенный, образный и сим­волический — отражает события своим особым образом. Каждый из них накладывает сильный отпечаток на психическую жизнь ребенка в разных возрастах; в интеллектуальной жизни взрослого человека взаимодействие всех трех линий сохраняется, составляя одну из главных ее черт.

Например, если речь идет об узле, то мы научаемся его завязывать, и когда заявляем, что уже «знаем» его, то подразумеваем под этим, что у нас есть привычная структура усвоенного нами действия. Навык, с помощью которого мы представляем себе данный узел, есть организованная последо­вательность действий, управляемых некоторой схемой, скрепляющей раз­розненные сегменты воедино. Здесь решающее значение имеет тот факт, что в этом случае объект оказывается представленным индивиду через посредство действия.

1 Брунер Дж. О действенном и наглядно-образном мышлении // Хрестоматия по
общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова.
М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 87-96.

2 Термин «representation» мы переводим словом «представление»; этот перевод ус­
ловен, так как значение английского слова не соответствует в точности тому смыслу, в
котором употребляется в психологической науке русский термин «представление». В
контексте этой книги более точным переводом для слова «representation», возможно,
явилось бы выражение «представливание» индивидом внешнего мира или просто «пре­
зентация». (Примечание переводчика источника.)



Тема 15. Познавательные процессы: виды и развитие


Презентация же в плоскости образов состоит в следующем. Это кар­тина рассматриваемого узла в конечной фазе, или на одном из промежу­точных этапов завязывания, или даже динамическая картина завязыва­ния узла. Следует сказать, что (хотя это и само собой разумеется) для вы­полнения действия вовсе не обязательно иметь перед собой или в голове его картину.

Представление узла в символических понятиях сформулировать не так просто, потому что оно с самого начала предполагает выбор опреде­ленного кода, которым будет описываться данный узел. Ведь символичес­кое представление, выражаемое и на естественном, и на математическом языке, требует перевода того, что должно быть представлено, в дискрет­ные термины, из которых потом можно было бы составить «высказыва­ние» или любое другое образование, применяемое посредником для объе­динения элементов согласно некоторому правилу.

Каким образом можно узнать, какого типа презентацию имеет в го­лове данный индивид? Очевидно, это можно вывести из поддающегося на­блюдению поведения. Мы делаем известные умозаключения, отправляясь от того, каким образом этот человек членит события, группирует их или организует, сжато выражает и преобразует. Дотошный экспериментатор для того, чтобы выяснить, как представляется мир данному лицу, может составить задачи, позволяющие сделать вывод о том, как он делает опреде­ленные вещи. Можно попросить его назвать нам 50 штатов США. Если он станет перечислять их в следующем порядке: Мэйн, Нью-Хэмпшир, Вер­монт... — можно считать, что он опирается при этом на географическое расположение штатов. Если же он изберет другой порядок: Алабама, Аляс­ка, Аризона, Арканзас... — то можно думать, что он, скорее, опирается в дан­ном случае на список штатов, составленный в алфавитном порядке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.