Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 2. Теории мышления






1. Представление о мышлении в ассоцианизме и его критика. Теория комплексов

Зельц О. Законы продуктивной и репродуктивной

духовной деятельности............................................................................................... 624

Петухов В.В. Основные теоретические подходы

к изучению мышления................................................................................................. 630


6 Содержание


2. Постановка и разработка проблемы мышления

в гештальтпсихологии. Продуктивное (творческое) мышление

Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления.................................. 638

Петухов В.В. Продуктивное мышление и прошлый опыт:

Карл Дункер против Отто Зельца............................................................................ 649

3. Мышление как процесс обработки информации. Возможности
и ограничения информационной теории мышления

654 668 679

Ньюэлл Л., Шоу Дж.С., Саймон Г.А. Моделирование мышления

человека с помощью электронно-вычислительной машины

Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Процесс мышления:

решение задач....................................................................................................

Тихомиров О.К. Информационная и психологическая

теории мышления.......................................................................................

4. Характеристика мыслительного процесса
в теории С.Л.Рубинштейна

Рубинштейн С.Л. Мышление................................................................................................. 683


ПРЕДИСЛОВИЕ1

Третий, завершающий том хрестоматии по общей психологии по­священ познавательным процессам. Он состоит из трех книг. В нашем целостном курсе соответствующий раздел назван «Субъект познания». Отметим, что при традиционном построении курса общей психологии этот раздел нередко идет сразу после «Введения в психологию», а завершает курс «Психология личности». Между тем современное состояние психо­логического знания свидетельствует о том, что познавательные процессы изучены наиболее полно, и когнитивная психология становится основой, объединяющей различные школы и направления. Более того, не следует забывать, что разделение субъектов деятельности и познания, необходимое в учебном процессе, на самом деле искусственно. Ясно, что воспринима­ют, мыслят, запоминают не восприятие, мышление, память и т.д. как от­дельные процессы (способности, функции), а человек в целом — со всеми своими свойствами, пристрастиями, особенностями эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер, т.е. личность в широком смысле слова. Поэтому, как показывает многолетняя практика преподавания об­щей психологии, всестороннее и глубокое понимание познания требует предварительного изучения психологии личности.

Тесные связи между личностью и познанием обнаруживаются при изучении любых психических процессов, как специфически познаватель­ных, так и универсальных. Ранее наши студенты уже познакомились с этим, также условным, предпринятым в учебных целях разделением: соб­ственно познавательными процессами назывались ощущение, восприятие, мышление, универсальными психическими — память, внимание, вообра­жение. Раздел III — «Субъект познания» объединяет проблематику изу­чения этих процессов и включает семь тем (15—21). В первой книге это­го тома мы рассмотрим основные виды и уровни развития когнитивной

1 Мы приводим с небольшими поправками предисловие безвременно ушедшего от нас В.В.Петухова (1950-2003), написанное им к первому изданию хрестоматии. (Редакторы-составители).


8 Предисловие

сферы (тема 15), а также теоретические подходы к изучению познания (тема 16). Во второй книге мы обратимся к экспериментальной психо­логии собственно познавательных процессов — ощущения, восприятия (тема 17) и мышления (тема 18). Третья книга посвящена проблемам, методам и результатам исследования универсальных психических про­цессов: памяти (тема 19), внимания (тема 20) и воображения (тема 21).

В данной книге представлены материалы по двум темам. По текстам к теме 15 студенты знакомятся с описанием и классификациями собствен­но познавательных процессов, изучают основные формы представления ре­альности как уровни развития познания — действие, образ и знак. Лите-ратура по теме 16 посвящена наиболее известным и важным теориям восприятия и мышления в классической психологии сознания, гештальтп-сихологии и современной когнитивной психологии. Кроме основной лите-ратуры, входящей в текущие разработки к семинарским занятиям, здесь есть и дополнительная, которая может быть рекомендована для докладов на семинарах и для самостоятельного прочтения.

Материалы данной книги составлены с учетом программ семи­нарских занятий, подготовленных ранее проф. А.Д.Логвиненко и проф. О.К.Тихомировым. Мы благодарны за техническую помощь О.А.Захаро­вой, А.Г.Макалатия и Р.С.Шилко.

Конечно, человек, познающий мир и себя в нем — это научная абст-ракция, но именно психология познания содержит образцы точных эмпи­рических исследований и является действительной базой для становления профессионального психологического мышления.

В.В.Петухов,

кандидат психологических наук,

профессор

(Московский государственный

университет им. М.В.Ломоносова,

факультет психологии)


Тема15

Познавательные процессы: виды и развитие

Психология познания и когнитивная психология. Внутренние ус­ловия и средства познавательной деятельности. Понятие когнитив­ных схем. Их виды и функции. Основные критерии классификации познавательных процессов: предметное содержание (структура), функ­ция, генез. Качественные различия видов мышления и проблема аде­кватного языка их сравнительного описания. Типологии и функцио­нальные классификации мышления. Виды мышления как уровни его развития. Примеры классификации видов памяти и внимания. Различие способов представления реальности: действие, образ, знак. Роль двигательной активности в развитии чувствительности. Дви­жение и действие. Понятие задачи, основные процессы ее решения. Общее представление о познавательном (перцептивном) действии. Восприятие, навык, интеллект. Развитие сенсомоторного интеллекта. Сенсомоторный и понятийный интеллект: сходство и различие. На­глядный образ как форма представления реальности. Функции об­раза: изображение, знак, символ. Образ и понятие: проблема безоб­разного и визуального мышления. Мышление и воображение. На­глядно-интуитивное мышление как допонятийная стадия развития интеллекта. Ее основные характеристики: синкретизм, эгоцентризм, интуитивное (внелогическое) обобщение. Уровни развития мышле­ния: наглядно-действенное и наглядно-образное. Язык и речь. Ви­ды и функции речи. Эгоцентрическая и внутренняя речь. Речь и мышление, их генетические корни. Значение слова как единица ре­чевого мышления. Стадии развития значений слов. Проблема житей­ских и научных понятий. Развитие понятийного интеллекта: стадии конкретных и формальных логических операций.

Вопросы к семинарским занятиям: Часть 1. Виды познавательных процессов

1. О Виды, образных явлений. Специфика перцептивного образа в сравнении с другими видами образов.

2. Классификации ощущений и рецепторов.

3. Виды мышления: критерии их классификации. Часть 2. Развитие познания

1. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного научения: обогащение и дифференциация. Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия. Понятия о перцептивных действиях и этапах их формирования.

2. Определение интеллекта в теории когнитивного развития Ж.Пиаже. Стадии развития сенсомоторного и понятийного интеллекта.

3. Язык и речь: основные единицы языка, функции и виды речи. Значение слова как единица речевого мышления. Фило- и онтогенез речевого мышления. Научные и житейские понятия. Характеристика процесса воплощения мысли в слово. Значение и смысл слова. Проблема и исследования эгоцентрической речи.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.