Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Теоретическая часть.






Введение

С творчеством Николая Васильевича Гоголя я знакома с детства. Дома и в школе я читала такие произведения, как «Мёртвые души», «Портрет», «Нос», «Шинель», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Вий».

Тема моего исследования:

«цветные» прилагательные в повести Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Целью работы: Изучение роли «цветных» прилагательных в произведении Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Для достижения поставленной цели я постаралась решить следующие задачи:

- определение области исследования;

- сбор информации; знакомство с научной литературой по данной теме;

- проведение текстуальных исследований, подбор иллюстративного материала;

- систематизация полученного материала;

Объект исследования: Произведение Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Предмет исследования: И мена прилагательные, используемые писателем в анализируемом произведении.

- оформление результатов исследования.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1.1 Биография Н. В. Гоголя и история написания произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки».

 

Николай Васильевич Гоголь – великий русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист.Родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. В возрасте одиннадцати лет поступил в Гимназию высших наук в Нежине (с мая 1821 года по июнь1828 года). (см. Рис.1)

Историки не могут в точности сказать, когда зародился замысел написания повести в малороссийском духе. Но известно, что после прибытия в Петербург, зимой 1829 года, Гоголь в письмах к матери и сёстрам просил присылать ему всё, что имеет отношение к украинским народным обычаям, костюмам и легендам: «Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы много знаете обычаи малороссиян наших… В следующем письме я ожидаю от вас описания полного наряда сельского дьячка, от верхнего платья до самых сапогов с поименованием, как это всё называлось у самых закоренелых, самых древних, самых наименее переменившихся малороссиян… Ещё обстоятельное описание свадьбы, не упуская наималейших подробностей… Ещё несколько слов о колядках, о Иване Купале, о русалках. Если есть, кроме того, какие-либо духи или домовые, то о них подробнее с названиями и делами…» Нужно заметить, что тогда он не знал, для чего использовать все сведения.

Впервые Гоголь представил свету свои сочинения в феврале 1830 года. В «Отечественных записках» была опубликована его повесть на украинском языке «Бисаврюк, или вечер накануне Ивана Купала».

Первая часть «Вечеров…» была готова летом 1831 года, после она была напечатана в Петербургской типографии на Большой Морской улице. А в начале сентября 1831 года книга выходит из печати и поступает в книжные магазины. А. С. Пушкин тогда сказал: «Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности».

Второй том выходит в марте 1832 года – автор на седьмом небе от счастья, о чём пишет в письме Данилевскому.

Основой для написания произведения являлись незабываемые рассказы бабушки Татьяны Семёновны. Когда он приходил в её комнаты в Васильевке, она рассказывала о запорожцах и славном атамане Остапе Гоголе, о страшных ведьмах, колдунах и русалках, подстерегающих путника на тёмных тропках. К тому же, тогдашнее петербургское общество почитывало украинские истории: «Кочубей» Аладина, «Гайдуки» Сомова, «Казанская шапка» Кулжинского. Исходя из этого, нетрудно догадаться, что источником гоголевской гениальности явились рассказы бабушки. Кто знает, может, именно она раскрыла воистину поразительные способности в Н. В. Гоголе?

 

1.2 Описание внешнего в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Функции прилагательных.

 

Знаменитый писатель в своих произведениях превосходно изображает внешнее. Например, описание «Сорочинской ярмарки»: возы, горшки, пряники, бабы, брань, крики, мычание, палатки – всё «срослось в одно огромное тысячеголосое чудовище». Вещи как бы живут, чувствуют и мыслят. «Не правда ли, не те ли самые чувства мгновенно охватят вас в вихре сельской ярмарки, когда весь народ срастается в одно огромное чудовище и шевелится всем своим туловищем на площади и по тесным улицам, кричит, гогочет, гремит? Разноголосые речи потопляют друг друга, и ни одно слово не выхватится, не спасётся от этого потопа; ни один крик не выговорится ясно».

Людей Гоголь тоже изображает больше с внешней стороны: «На возу сидела хорошенькая дочка с круглым личиком, с чёрными бровями, ровными дугами, поднявшимися над светлыми карими глазами, с беспечно улыбавшимися розовыми губками, с повязанными на голове красными и синими лентами, которые вместе с длинными косами и пучком полевых цветов, богатою короною покоились на её очаровательной головке. Всё, казалось, занимало её; всё было ей чудно, ново… и хорошенькие глазки беспрестанно бегали с одного предмета на другой».

Но для того чтобы точно и красочно описать героев и их действия, автору не обойтись без особых художественных средств, огромную роль в которых играют «цветные» прилагательные.

В основном, главной целью прилагательного в произведении как части речи, является чёткость и полнота представлений картины происходящего. «Всё горит, блещет, сверкает, нежится, гнётся под тяжестью плодов, -река обнимает серебряную грудь… Блестят лилейные плечи, пестрят яркие ленты, зовут розовые губы, обольщают здоровые дивчины, всё напоено молодым сладострастием, движется, несётся в беспечном, удалом плясе, в песнях». Поэтому мир Гоголя буйно живописен и молод.

Анализируя произведение, я составила таблицу собственных наблюдений, на основании которой сделала выводы, что прилагательные в тексте играют, в основном, определяющую функцию:

 
 
Табл.1


Функция прилагательного в определении: Примеры:
Форма предмета «Сухощавая его рука…» «Широкие ветви черешен…» «С круглым личиком…» «Острым подбородком…»
Размер предмета «На ногах, длинных, как ходули…» «Вместе с длиннымикосами…» «Налил кружку величиною с полкварты…» «Маленькое зеркало». «С длинных усов…» «Обнимая широкий стан её…» «Огромным мешкам». «Маленькие окна». «Э, какой маленький мешок!» «Перед небольшою кадушкою…»
Физические свойства «Яхонты эфирных насекомых».
Внешность человека «И волосы у меня теперь более седые, чем рыжие…» «Смуглые лица цыган…» «Высокий цыган». «…придававшем какую-то особенную важность её красному, полному лицу». «…на босые загорелые ноги…» «Как чудно горят его чёрные очи!» «Небольшие, но живые, как огонь, глаза…» «Длинные, валявшиеся по плечам охлопьями чёрные волосы…» «…с чёрными бровями…» «С беспечно улыбавшимися розовыми губками…»
Пространство «Страшный жилец тесного гроба…»
Количество предмета «По обыкновению, в двенадцатуюдолю».
Материал предмета «В нарядной шерстяной зелёной кофте». «Продолжал он, прихлёбывая из глиняной кружки». «Бумажный платок». «Медный пятак». «На полу стояли две деревянныемиски…»  

 

В своей книге Гоголь использует много «цветных» прилагательных. Их количество равно двумстам девяносто семи. Для наглядного примера такого прилагательного я возьму введение к первой части. В нём рассказчиком является пасечник Рудый Панько, у которого волосы «более седые, чем рыжие». В русских преданиях рыжие люди считаются весёлыми, энергичными, но в то же время хитрыми. Седой же человек воспринимается честным, спокойным и мудрым.

Если сопоставить значения этих двух цветов, то мы увидим в одном человеке два противоположных характера. Несомненно, это играет свою роль в произведении, и моей целью стоит раскрытие функций прилагательных. Одно я знаю точно, что эти прилагательные не являются просто украшением произведения.

Во второй повести Гоголя «Сорочинская ярмарка» я возьму отдельное словосочетание «чёрные брови» девушки, дочери седого мужика, который в самом начале повести идёт на ярмарку.

Почему именно чёрные брови? На Руси чёрный цвет характеризовал женское начало, деторождение. Может, тем самым автор хотел указать на тайну девушки, показывая её женскую красоту?

Чёрный цвет всегда в народе символизирует страх, тревогу, гордыню, зависть. Так человек воспринимает окружающее и невольно проводит аналог в природе: чёрное небо, истлевшая плоть, сгоревшее дерево. Они вызывают у человека инстинктивный страх и отвращение. Приводя эти примеры, я не в первый раз удостоверилась в таком понятии, как сила слова.

Именно это умение выразить столько информации всего в одном словосочетании, говорит о гениальности Николая Васильевича Гоголя.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.