Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древний иран






Основными источниками по истории древнего Ирана являются надписи персидских царей и сведения, сохраненные Геродотом. На уроке, посвященном этому разделу древней истории, учитель обязательно должен показать на карте первоначальную территорию Персии и затем все страны, на которые распространилось господство персов (от Инда до Эгейского моря и от первого нильского порога до Черного моря). Надо объяснить, каким образом персам удалось подчинить себе множество народов, превосходивших их численностью и уровнем хозяйственного развития.
Однако персидские цари, завоевав силой оружия и отчасти с помощью дипломатии огромные территории, не смогли их сплотить. Монархия Кира, как и позднейшая держава Александра Македонского, представляла собой «...случайные и мало связанные конгломераты групп...» (Сталин). Этот важный момент нужно иллюстрировать фактами, содержащимися в Бехистунской надписи (№ 68). Можно подсчитать, сколько раз в течение года вспыхивали восстания в разных местах Персидского царства.
Надо обратить внимание на официальный характер Бехистунской надписи. Если царь сам признается, что его разноплеменные подданные без конца восстают, то, значит, этого нельзя было скрыть или преуменьшить, значит, восстания принимали слишком широкие размеры.
Что заставляло народы, покоренные персами, идти на риск, поднимая оружие против великого «царя царей»? Ответом на это могут послужить описания Геродота (№ 71). Мы видим здесь, какие огромные средства деньгами и натурой выкачивали персидские сатрапы из покоренных стран. Весьма желательно выписать на доске цифры, приводимые Геродотом, и пояснить, что налоговое бремя, невыносимое само по себе, становилось еще более тяжелым в результате варварских приемов взимания налогов (откупная система). Поэтому понятно, что даже города, покорившиеся Киру без особого сопротивления (например, Вавилон, открывший ему ворота), затем неоднократно восстают, ибо надежды на льготы и милости персидских царей оказались тщетными. Рассказ о внешней политике персидских царей следует сопровождать показом рисунков (персидские воины, царь Дарий, связанные повстанцы и т. д.), которые можно найти в учебнике и атласах.
В заключение следует поставить вопрос: когда приостановилось дальнейшее расширение Персидской державы, и подчеркнуть, что еще до греко-персидских войн, агрессия «царя царей» получила отпор от свободолюбивых скифов.
Нужно напомнить, что скифы жили на территории нашей страны и позднее слились со славянами. Следует зачитать отрывки из Геродота, в которых говорится о позорном отступлении " непобедимой" персидской армии из причерноморских степей (№ 70). Этот отрывок надо широко использовать для воспитания у школьников патриотизма, напоминая им, что начиняя с древнейших времен, всякий враг, вступивший на территорию нашей страны, рано или поздно должен был отступать с огромными потерями.

 

№ 67. ОБРАЗОВАНИЕ МИДИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. (Геродот, История, кн. I, § 96—106.)

История Мидии известна очень плохо вследствие полного отсутствия туземных письменных памятников. Скудные сведения ассирийских и персидских надписей и памятники материальной культуры не дают возможности восстановить ясную картину прошлого мидян. Поэтому приходится самым широким образом использовать данные греческих историков (преимущественно Геродота и Ктесия), сохранивших обильный фольклорный материал древнего Ирана.
Причины и процесс образования Мидийского государства изображаются Геродотом крайне наивно, однако упоминаемые им цари были, безусловно, историческими личностями. На достоверных источниках основан и ряд бытовых подробностей, например, придворные обычаи, описание Экбатан и пр. Особенно важно описание нашествия киммерийцев и скифов на Переднюю Азию. Ассирийские и библейские сообщения полностью подтверждают сведения, приводимые Геродотом. Таким образом, народы, жившие некогда на территории Советского Союза, сыграли огромную роль в исторических судьбах Древнего Востока в VIII—VII в. до н. э.

95. После того как ассирийцы владычествовали в верхней Азии на протяжении пятисот двадцати лет, первыми начали выказывать им непокорность мидяне, которые, сражаясь за свободу с ассирийцами, проявили, как кажется, мужество и, отвергнув рабство, освободились. После же них и другие народы сделали то же, что и мидяне.
96. Все же народы на материке, будучи автономны, следующим образом опять подпали тиранической власти. Был мудрый муж среди мидян, которому имя было Деиок (1), сын Фраорта. Этот Деиок, стремясь к тирании, сделал следующее. В то время как мидяне расселялись по деревням, он, будучи в своей деревне и прежде славным, еще больше и тщательнее занимался устанавливанием справедливости; и это, конечно, он делал в то время, когда по всей Мидии было много беззакония, зная, что справедливому враждебно несправедливое. Мидяне же из этой самой деревни, видя его нравы, избрали его своим судьей. Он же, конечно, как стремящийся к власти, был честен и справедлив. Поступая так, он имел не малую похвалу от сограждан, так что жившие в других деревнях, узнав, что Деиок — единственный человек, судящий по правде, и, подвергаясь прежде несправедливым решениям, тогда, когда услышали о нем, с радостью ходили к Деиоку, чтобы и самим судиться у него, и наконец, не стали поручать своих дел никому другому.
97. С постоянным же увеличением числа приходивших к нему, так как узнавали о его справедливых приговорах, Деиок, зная, что все зависит от него, не захотел больше даже сидеть там, где он прежде судил, восседая публично, и сказал, что он не будет больше судить; ибо ему-де невыгодно, пренебрегши своими делами, разбирать целый день дела соседей. Но так как, конечно, грабеж и беззаконие по деревням стали еще много большими, чем были прежде, то мидяне собрались в одно место и стали рассуждать между собой, говоря о происходящем. И как мне кажется, более всего говорили друзья Деиока: «Поскольку, конечно, при существующих порядках мы не можем дольше так жить в нашей стране, давайте поставим одного из нас самих царем; таким образом, и страна будет пользоваться благими законами, и сами мы обратимся к своим делам и не будем изгнаны отсюда людской несправедливостью». Говоря приблизительно так, они убеждают друг друга подчиниться царской власти.
98. Когда же они тотчас стали обсуждать, кого они поставят царем, все мужи наиболее выдвигали и восхваляли Деиока, пока не согласились, чтобы он был у них царем. Он же приказал, чтобы они построили ему дом, достойный царской власти, и оградили его дорифорами (2). Мидяне, конечно, сделали это, они построили ему палаты и обширные и крепкие в той части страны, где он сам указал, и разрешили ему набрать дорифоров из всех мидян. Он же, как только получил власть, принудил мидян сделать один город и, охраняя его, меньше заботиться о других. Когда же мидяне послушались его и в этом, он воздвигает стены и большие и мощные, те самые, которые ныне названы Экбатанами (3), причем один круг стен был заключен в другом. Устроена же эта крепость таким образом, что один круг выше другого одними только зубцами. С одной стороны, и местность, будучи холмистой, способствует отчасти тому, что это так, с другой же — еще больше было приложено искусства, причем всех кругов — семь; в последнем же находятся царские чертоги и сокровищницы. Наибольшая же из них стена равна по величине приблизительно обводной стене Афин (4). Зубцы первого круга — белые, второго — черные, третьего круга — пурпурные, четвертого — темносиние, пятого же — сандараковые. Так зубцы всех кругов расцвечены красками. Два же последние круга имеют зубцы, один — посеребренные, другой же — позолоченные.
99. Итак, Деиок укрепил это для себя и вокруг своих палат, остальному же народу приказал жить кругом крепости. Когда же все было построено, Деиок оказался первым, установившим такой порядок, чтобы никто не входил к царю и чтобы все передавалось через вестников, чтобы царя никто не видел и чтобы смеяться и плевать при нем всеми считалось позорным. Таким величием он окружил себя ради того, чтобы сверстники его, будучи и воспитаны вместе с ним, и не худшего происхождения, и не уступавшие ему личными достоинствами, видя его, не огорчались и не замышляли против него, но чтобы он казался им, не видящим его, отличным от них.
100. Когда же он это установил и укрепил свою тиранию, он, охраняя справедливость, оказался суровым; и люди, составляя жалобы в письменной форме, посылали их к нему, а он, разбирая принесенное ему, высылал решения. Это он делал относительно жалоб, другое же им было устроено так: если он узнавал о ком-нибудь, совершающем насилия, то, пригласив этого человека к себе, он судил по достоинству за каждую несправедливость, и соглядатаи и подслушиватели были по всей стране, которой он правил.
101. Деиок сделал теперь индийский народ единым и правил им. У мидян же столько племен: бусы, паретакены, струхаты, аризанты, будейи, маги. Итак, столько имеется племен у мидян.
102. Сыном же Деиока был Фраорт (5), который, после того как Деиок, процарствовав пятьдесят три года, умер, принял власть, приняв же, не удовольствовался тем, что он правил одними мидянами, но, отправившись походом на персов, напал на них первым и первых сделал подданными мидян. После же, имея под своей властью эти два народа, оба сильные, он покорил Азию, идя от одного народа к другому, пока не ополчился на ассирийцев и из ассирийцев на тех, которые имели город Нин (6) и прежде властвовали над всеми; последние тогда были лишены союзников, поскольку те отпали от ниx, но в остальном, конечно, находились в хорошем положении; итак, ополчившись на них, Фраорт и сам погиб, процарствовав двадцать два года, и большая часть его войска погибла вместе с ним.
103. По смерти же Фраорта наследовал ему Киаксар (7), сын Фраорта, сына Деиока. Говорят, что он был еще много воинственнее предков и первый распределил по отрядам живших в Азии и также первый установил, чтобы каждый род войска был отдельно: копьеносцы, лучники и всадники; перед тем же все было вместе смешано без разбора. Он был тот, кто сражался с лидийцами, когда день стал ночью (8), в то время как они сражались, и тот, кто подчинил себе всю Азию выше реки Галиса (9). Собрав же всех подвластных ему, он ополчился на Нин, желая отомстить за отца и уничтожить этот город. Но против него, когда он в сражении победил ассирийцев и осаждал Нин, пришло большое войско скифов, вел же их царь скифов Мадия, сын Прототия (10); последние вторглись в Азию, выгнав киммерийцев из Европы (11), и, преследуя бегущих, пришли таким образом в Мидийскую землю.
104. От озера же Меотиды (12) до реки Фасиса (13) и к колхам — тридцать дней пути для неотягченного пешехода, из Колхиды же недалеко перейти в Мидию, причем один только народ есть посередине между ними — саспейры м, пройдя же его, попадаешь в Мидию. Скифы, однако, вторглись не по этой дороге, но, свернув с нее, пошли по верхней дороге, которая была много длиннее, имея с правой (15) стороны Кавказские горы. Здесь мидяне, столкнувшись со скифами и потерпев поражение в битве, потеряли власть, скифы же захватили всю Азию.
105. Отсюда скифы пошли на Египет. И когда они оказались в Палестинской Сирии (16), Псамметих, царь Египта (17), выйдя навстречу им, дарами и просьбами уговорил их не идти дальше. Возвращаясь назад, они оказались в Аскалоне (18), городе, расположенном в Сирии; большинство скифов прошли через город, не причинив ему вреда, однако немногие из них, оставшись, ограбили святилище небесной Афродиты (19)...
106. Итак, скифы владычествовали над Азией двадцать восемь лет, и все было опустошено ими из-за их высокомерия и презрения к покоренным. Ибо, кроме того, что они требовали от всех дани, которую они наложили на всех, они, объезжая страну, еще и грабили все, что у кого было. Киаксар и мидяне, пригласив их в гости и напоив, перебили большинство из них, и таким образом мидяне спасли свою державу и стали повелевать тем же, чем и прежде повелевали; кроме того, они взяли Нин (20)... и подчинили себе ассирийцев, кроме той части, которая называется Вавилонией. После же этого Киаксар, процарствовав сорок лет считая и те годы, когда господствовали скифы, умер.
107. Принял же царство Астиаг, сын Киаксара...

Перев. О. В. Кудрявцева.

1. Возможно, тождественен с племенным вождем маннеев Дайаукку, побежденным ассирийским царем Саргоном II. В этом случае он правил в конце VIII в. до н. э.
2. Копьеносцами.
3. Или Агкбатаны (совр. Хамадан).
4. Периметр обводной стены Афин в V в. равнялся, по словам Фукидида (II. 13), 174 1/2 стадиям, т. е. около 31 километра.
5. Правил около 656—635 гг. до н. э.
6. Ниневию.
7. Правил около 635—585 гг. до н. э.
8. Имеется в виду солнечное затмение 28 мая 585 г., предсказанное греческим философом Фалесом Милетским.
9. То-есть на восток от р. Галис (совр. Кзыл-Ирмак, впадает в Черное море).
10. Прототия сопоставляют со скифским вождем Бартатуа, зятем и союзником ассирийского царя Асархаддона (см выше «Запросы богу Шамашу»).
11. Киммерийцы жили первоначально по берегам Керченского пролива (Боспора Киммерийского) и Азовского моря.
12. Азовского моря.
13. Совр. р. Рион в западной Грузии (Колхиде).
14. Ср. «Организация Персидского царства», прим. 65.
15. То-есть на севере.
16. В данном случае имеется в виду страна филистимлян (в прибрежной Палестине).
17. Основатель XXVI династии (665—611 гг. до н. э.).
18. Совр. Аскалан.
19. Очевидно, Геродот называет так финикийскую богиню плодородия Астарту, почитавшуюся также филистимлянами.
20. т.-е. Ниневию, в 612 г. до н. э.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.