Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Композиция в живопись






За последнее время вопросы композиции все больше становятся в центре внимания советских художников, приобретают все большее значение в системе нашего художественного образования. Между тем теория живописной композиции до сих пор совершенно не разработана как в русской, так и в иностранной литературе по искусству.

Попытки изучения композиционных решений великих мастеров принадлежали в большинстве случаев представителям формалистического искусствознания. Естественно, что их работы не могут удовлетворить требованиям... Изучение композиции обычно сводилось формалистами к определению тех геометрических форм, в которые облекали свои живописные замыслы великие мастера прошлого. Образное, познавательное значение композиции оставалось вне поля зрения формалистического искусствознания.

Это положение вещей, со своей стороны, породило мнение, будто изучение композиции и живописи, неизменно связанное с анализом художественной формы, является уделом одной формалистической науки об искусстве.

Великие мастера-реалисты и классики теории живописи всегда уделяли большое внимание вопросам композиции и не боялись вдаваться в детальное рассмотрение самой композиционной формы; правда, они рассматривали композицию в живописи не как самодовлеющее начало, а как слагаемое всего художественного образа. <...>

Слово «композиция» происходит от латинского слова соmроsitio (сопоставление, сложение, соединение частей, приведение их в порядок). В первоначальном значении это слово имело довольно широкий смысл: в римском праве compositio означало примирение тяжущихся сторон, в быту римской арены - означало противопоставление борцов. Но как ни различно было понимание этого термина, в нем можно усмотреть нечто общее, так как он включает представление о сторонах, частях, при их соединении образующих некоторое единство.

В этом расширенном значении композиция лежит в основе целого ряда явлений реальной жизни. В этом смысле можно говорить о композиции не только в искусстве, но и в природе. <...>

Следует отметить, что уже в растительном мире встречаются два основных композиционных начала, с которыми мы постоянно имеем дело и в искусстве, - симметрия и ритм.

Симметрия есть зеркальное соответствие частей какого-либо образования.

Ритм - это большая или меньшая повторяемость какого-нибудь мотива через некоторые интервалы. Симметрию характеризует спокойное равновесие элементов, ритму свойственно движение, которое может быть продлено до бесконечности. Симметрия ясно сказывается в построении лепестков цветка. Ритмическое начало - в расположении на стебле листьев, которые следуют друг за другом через известные промежутки.

Несмотря на то, что основные начала композиции свойственны явлениям природы, композиция в искусстве представляет собой нечто принципиально отличное от этих проявлений композиции в природе.

Подражая отдельным принципам строения органической и неорганической природы и последовательно развивая их, человек делает композицию основой художественного творчества, средством выражения своего отношения к действительности. Композиция становится в руках человека одним из средств своеобразного познания и подчинения природы.

В этом понимании композиция свойственна решительно всем видам искусства. Можно говорить о композиции города или отдельного архитектурного сооружения, о композиции сонаты или романса, композиции романа, эпопеи или лирического стихотворения. В своих самых общих чертах такие принципы композиции, как требование единства или расчленения, начала симметрии и ритма, присущи всем видам искусства. Эта общность служит нередко основой сотрудничества художников, представителей различных видов искусства и рождает так называемый синтез искусств. <...>

Примером в деле изучения живописной композиции может служить ознакомление с тем, как в процессе развития мирового искусства менялось ее понимание, какие решения композиционных задач оставлены нам великими мастерами прошлого. <...>

Алпатов М. В. Композиция в живописи. - М.; Л., 1940. - С. 3 - 7.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.