Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVI. Форма и композиция






...Картина же как наиболее сложная форма живописи требует множества подсобных и предварительных подготовительных работ - рисунков, эскизов, этюдов и композиционных исканий. <...>

Неповторимость и уникальность произведения живописи обязаны непосредственному соприкосновению художника с жизнью. Самые неожиданные по новизне композиции, самые экспрессивные углы и точки зрения рассыпаны в живых картинах жизни в щедром изобилии.

Предметом изучения должны стать как развернутые композиции больших картин, так и отдельные их фрагменты. Типы и виды композиций: одноплановые, двуплановые и многоплановые, научно-перспективные и условно-перспективные и также свободные бесперспективные ее виды дают в каждом случае целый кодекс своеобразных приемов, достигающих своих художественных целей. Элементы декоративные и реалистические, моменты психологические, жесты и мимика, движения и действия, группировки фигур и использование условий светотени составляют основной композиционный материал.

Изучение композиций прошлого можно классифицировать по стилям, по народам, по эпохам, по школам или по тематическим признакам (портрет, пейзаж, жанр, историческая, военная, бытовая живопись и т. п.), по приемам и методам работы, по целевым назначениям (плафон, панно, фриз и т. п.) и, наконец, по индивидуальным признакам отдельных мастеров. Каждый угол зрения открывает особые черты. Противопоставление композиций Тьеполо и Рембрандта, Врубеля и Ге, Леонардо и Репина, Брюллова и Дега, живописи Пюви де Шавана и древнерусской стенописи, Александра Иванова и Веронезе и других образует большой материал для создания целого арсенала композиционного оружия, могущего быть диалектически использованным.

Опыт мирового искусства в композиции успел выработать множество точных методов для получения определенных эффектов. Художники разных эпох и народов преемственно пользовались этими верными методами, не впадая в шаблон и повторение. <...> Их слишком много, и они слишком разнообразны для того, чтобы дать их исчерпывающий перечень. Здесь возможны лишь примеры.

Опыт прошлого в виде отдельных композиций можно было бы переводить в наглядные схематические таблицы для демонстрирования композиционных приемов, направленных на получение определенных эффектов. Этими таблицами может быть образован наглядный учебный материал, иллюстрирующий и расшифровывающий методы их получения. <...>

Композиция в своих начальных проявлениях участвует уже в этюдных и студийных работах, производимых непосредственно с натуры, так же как и в академическом рисунке. Ее первичный этап выражается в умении расположить фигуру, или часть фигуры, или же кусок природы на бумаге и на холсте соответственно своей цели. Определение масштабов рисунка, ритмическое использование и учет пустующих промежутков на бумаге здесь уже играют свою роль. Искусство вписать изображение в четырехугольник холста составляет уже начало композиции. Умение подчинить своему художественному замыслу масштабы фигур, расположение их на бумаге и вся экспрессивная часть работы составляют композиторскую область. Композиционная задача осложняется с осмыслением целей и замыслов художника. <...>

Плакат, имеющий своей целью приковать к себе внимание спешащих пешеходов, также диктует необходимость специальной разработки его композиционных приемов. <...>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.