Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Черновик письма к графу И. И. Толстому






Высокое серьезное искусство живописи без науки не может существовать, наука в высшем проявлении ее переходит в искусство (медицина, химия и пр.). Для высокой техники главные и самые необходимые в живописи науки суть: анатомия и перспектива. Предметы в природе, во-первых, существуют и, во-вторых, кажутся глазу нашему согласно его строению. Возьмите фигуру человека. Человек состоит из скелета костей, мускулов, сухожилий и прочее. Чтобы изобразить фигуру человека верно, то есть как он есть, как существует, надо знать построение на составные части - надо знать и изучить анатомию. Живописцы изображают все существующее в природе и кажущееся им при посредстве глаза, на плоскости. Но ведь всякое тело в натуре не есть плоскость только; даже одинаковой величины тела, находясь на расстоянии одно от другого, будут казаться глазу нашему неодинаковыми. Чем дальше предмет от глаза, тем он кажется менее. Закон этот обусловливается устройством глаза человеческого и ясно доказывается чертежом. Из построения глаза и относительного расстояния предметов вытекает наука - перспектива. Знать анатомию и перспективу еще не очень много значит. Надо знать их и, умея смотреть на натуру, ловко и вовремя применять на практике, к делу - знать и уметь! Этому можно научиться, делая опыты. В классах Академии опыты эти возможны только на половину (полумеры). Вы меня, многоуважаемый граф Иван Иванович, спрашивали, какие произведения ставим мы в первую категорию. Как преподаватели, руководители мы в первую категорию ставим те работы, которые исполнены в вышеозначенном серьезном направлении. Это и есть дело Академии!.. Манерность у всякого своя, присущая натуре каждого. Манерности учить не следует. Теперь перейдите на практику. Беру для образца «Бояна» г-на Вельонского. Посмотрите пальцы на руках, ногах; возьмите скелет, и Вы увидите, что у него не палочки, состоящие из одного сустава, а пальцы, действительно имеющие в совокупности 14 косточек. И все это исполнено энергично, не популярно и сознательно. Не ставя рядом по достоинству, но по направлению, советую посмотреть «Бабушку» Баруздиной. Посмотрите лоб, нос, скулы старушки и пр. Вы увидите и здесь то же. Каждый светик не зря положен, а по форме кости и сознательно. Вот это направление - академическое. Ошибки в пропорциях бывают, но ведь этот недостаток у всех встречается: у Рафаэля, Микеланджело (Моисей). Ошибка в фальшь не ставится, есть пословица. Если работано научно, серьезно, искренне, то ошибки извиняются...

Теперь посмотрите кисти рук у фигур в картине К. Е. Маковского. Крендельки, сосульки, крючки, сосисочки и пр. И все на один лад и одним цветом. У Лосева есть на картине пальцы об одном суставе. Вот эти работы для Академии нехороши. Эти картины могут нравиться публике, но они порождают упадок в искусстве. Талант необделанный, не обученный (самоуверенный) всегда порождает разврат - упадок. И потому, любуясь и делая талант, следует держать направление. Идеалы, направления и суть все. Они и подымают общество, они же и роняют его.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.