Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС.






«Результаты научно-технического прогресса демонстрируют исключительную роль техники в современном мире. Она оказывает существенное влияние на все сферы жизни общества: производство, культуру, образование, политику, искусство…

Будучи древним феноменом, техника приобретает новые черты в современной жизни. Отсюда возникает необходимость осмысления сущности и предназначения техники… Философия техники поднимает этические проблемы на основе анализа взаимоотношений техники, общества и природы. Всплеск развития философии техники вызван осознанием двусмысленности научно-технического прогресса. С одной стороны, современное решение социальных и экономических проблем возможно только на основе науки и техники. С другой стороны, всё более очевидными становятся пределы экономического и технического роста. Вера в бесконечный научно-технический прогресс наталкивается на осознание ограниченности природных и социальных ресурсов.

Существует множество определений понятия техники. Большинство из них в качестве основного признака выделяет преобразование. В наиболее общем виде техникой называется преобразующая деятельность человека. М Хайдеггер, анализируя ответы на вопрос о том, что такое техника, сводит их к двум вариантам: техника есть средство или инструмент для достижения целей, и техника – это человеческая деятельность… В концепции М. Хайдеггера техника больше, чем средство практической деятельности человека, она есть способ явления истины, в ней заключена суть бытия человека. Возвращаясь к античному смыслу понятия «тэхнэ» (греч. – искусство), М. Хайдеггер выдвигает предположение, что техника зародилась, как одно из проявлений любознательности человека, как поиск истины. Однако, постепенно из поиска истины, из тяги к тайне природы техника превращается в агрессию против неё. Такая метаморфоза техники угрожает самому человеку. Сущность человека попадает в зависимость от техники. Отсюда задачу современного человека М. Хайдеггер видел в изменении технологического мировоззрения… Разумеется, негативное отношение к технике не является ни единственным, ни преобладающим».

(Е.Н. Зорина, Н.Ф. Рахманкулова).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Укажите любые из приведённых в тексте подходов к определению понятия «техника».

2. Опираясь на содержание текста, сформулируйте три причины обращения философов ХХ-ХХI вв. к проблемам взаимоотношения техники, общества и природы.

3. Подтвердите тремя примерами мысль М. Хайдеггера об опасности техники для человека.

4. М. Хайдеггер видел задачу современного человека в изменении технологического мировоззрения. Приведите три возможных направления этих изменений.

«Во второй половине ХХ в. значительно изменяются взаимосвязи между разными науками, изучающими человека как организм и личность, явление природы и истории, предмет воспитания и т.д. Непосредственно соприкасаются естествознание и общественные науки, медицина и педагогика, экономические и технические науки. Успехи биохимии делают всё ощутимее общий вклад естествознания в изучение общий вклад естествознания в изучение саморегулирующихся систем человеческого организма. На границах между биохимией, эндокринологией, физиологией высшей нервной деятельности и психологией возникает психофармакология. Подобным же образом на стыках между кибернетикой, биологией, физиологией и психологией возникает бионика с её главным отделом – моделированием мозговых систем, особенно анализаторов внешней среды. Примечательно, что технические науки «антропологизировались» прежде всего в двух направлениях. Одно из них, первоначально связанное с техникой связи (особенно радио и телевидением), сосредоточилось на исследовании и техническом воспроизведении процесса коммуникации, в том числе оптимальных условий приёма и передачи информации по определённым каналам. Другое направление «антропологизации» технических наук связано с автоматическим регулированием машин и механизмов. Благодаря этому в колоссальной мере возросла производительность оборудования, а управление производством получило новые неограниченные возможности. Таким образом, в технике коммуникации и автоматического регулирования производственных процессов, т.е. в сфере общения и труда, в двух решающих областях человеческой деятельности, произошла встреча технических и антропологических наук. Обе группы наук не только развиваются рядом, но и всё глубже взаимопроникают друг в друга. К ним присоединяется ещё одна новейшая область техники – вычислительная в широком смысле слова, включающая разнообразные электронно-вычислительные устройства, «думающие» машины, автоматические средства экономического управления, планирования и учёта, научного исследования и моделирования творческой деятельности человека. Теперь технические науки входят в третью, главнейшую сферу человеческой деятельности. Вслед за трудом (автоматизация производства) и общением (средства коммуникации) техника вплотную подошла к познанию, усиливая, таким образом, самые важные сущностные силы человека как субъекта труда, общения и познания. Образование этих новых связей между техническими и антропологическими науками весьма примечательное явление современности».

(Б.Г. Ананьев).

1. Какие общие изменения во взаимосвязи между разными науками, изучающими человека, отмечает автор?

2. В каких двух направлениях «антропологизировались» технические науки?

3. В каких «решающих областях деятельности», по мнению автора, произошла встреча технических и антропологических наук? Какие успехи были достигнуты в результате взаимодействия этих наук? Опираясь на текст и собственные знания, назовите любые три таких успеха.

4.Почему сферу познания автор называет главнейшей из областей деятельности человека? Приведите три пояснения с опорой на текст и знания обществоведческого курса.

 

«Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. Машина не цель, самолёт – не цель, а всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг.

Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу – прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что всё это для того и создавалось, чтобы служить людям.

Даже машина, становясь совершеннее, делает своё дело всё скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека – создателя машин, все его расчёты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы всё стройней и чеканней становилась колонна. Киль корабля или фюзеляж самолёта многократно изменялись, пока не обрели, наконец, первозданную чистоту и плавность линий. Кажется, будто работа инженеров, чертёжников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным – уже не крыло, прикреплённое к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно, развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего добавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития – это уже почти не машина.

Итак, по изобретению, доведённому до совершенства, не видно как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались невидимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина – пользуясь ею, постепенно о ней забываешь».

(А. де Сент-Экзюпери. Планета людей).

 

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности человека.

2. Укажите и проиллюстрируйте с помощью текста любые две отличительные черты деятельности человека.

3. Можно ли запечатлённый в документе процесс труда людей по созданию машин назвать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

4. Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека, по мнению автора и по вашему мнению. Оба ответа обоснуйте.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ.

Государство и смешанная экономика.

«Совокупность факторов, влияющих на развитие общества, приводит к тому, что исторически складываются различные экономические системы: традиционная с элементами натурального хозяйства, командно-административная система с жёстким централизованным планированием и управлением, рыночная экономика и смешанная экономика. Различие между ними лежит в методах принятия решений по основным экономическим проблемам.

В современных условиях наиболее распространённой экономической системой следует, очевидно, признать смешанную экономику. Для неё характерны: развитый рынок, экономическая свобода, а потому разнообразная предпринимательская деятельность широких слоёв трудоспособного населения и активная регулирующая роль государства с широким спектром экономических функций. Это позволяет реализовать возможности рыночной экономики для повышения эффективности производства, а через государственное регулирование ориентировать страну на рациональное и более полное использование ограниченных ресурсов, применение безопасных технологий и сохранение окружающей среды. Достаточно длительный период функционирования разных моделей смешанной экономики показывает, что регулируемое государством рыночное хозяйство способно обеспечивать экономическое и научно-техническое развитые страны и предоставлять достаточно высокие социальные гарантии её гражданам. Но и оно не застраховано от экономических спадов и кризисов, а потому современная государственная политика не ограничивается поддержкой наименее обеспеченных слоёв населения, а чётко нацелена на экономический рост и ориентирует активную часть населения на высокопродуктивную работу, на мобильность и умение быстро приспосабливаться к меняющимся условиям».

(Е.Н. Лобачёва).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Используя текст, укажите любые три упомянутые автором экономические системы и характерный признак каждой из них.

2. Перечислите указанные в тексте три экономические функции государства в смешанной экономике. Назовите, используя обществоведческие знания, любую другую экономическую функцию государства.

3. Автор подчёркивает значительную роль государства в реализации возможностей рыночного хозяйства обеспечить научно-техническое и экономическое развитие страны. Опираясь на текст и знания курса, подтвердите тремя примерами роль государства в создании условий для эффективного функционирования рыночной экономики.

4. В тексте отмечены положительные результаты функционирования моделей смешанной экономики. Опираясь на обществоведческие знания, назовите три направления государственной политики, позволяющие поддерживать стабильное развитие экономики.

«Государство в условиях рыночной экономики».

«Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают государственные институты…Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне её, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, - создание правового поля в предпринимательской сфере. Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путём выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

(А. Пороховский).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

3. Автор документа подчёркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

4. Высказываются различные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведённые им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.