Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-технологические аспекты






 

В данной главе будут рассмотрены следующие основные вопросы.

1. Муниципальное образование: технологии воспроизвод­ства и эффективного использования жизненных сил личности.

2. Местное самоуправление — институт организации со­вместной жизнедеятельности населения.

3. Социальные ресурсы местного сообщества: технологии освоения.

 

1. Одним из важнейших факторов становления гражданского общества в России и демократического государства является развитие местного сообщества.

В последнее время происходит переосмысление моделей раз­вития современного общества: от тоталитарных, организованных " сверху" к организации " снизу" за счет самоорганизации и саморазвития местных сообществ, делегирующих часть полномо­чий, ресурсов федеральному центру.

Такой механизм самоорганизации общества позволяет разре­шить вековое противоречие между личностью и государством, которое, декларируя права и свободы личности, на деле часто выступало механизмом разрушения, сдерживания творческих потенциалов многих, блокировало самореализацию жизненных сил человека.

Сегодня это противоречие стало кричащим. С одной стороны, становится очевидным, что социальный творческий потенциал многих — основной источник развития и социального прогресса, с другой — именно он является наиболее невостребованным со стороны главного субъекта управления — государства. Выход их этого тупика один — освобождать государство от несвойст­венных ему властных функций регулирования всех сторон об­щественной жизни своих граждан, развитие гражданских инсти­тутов общества на всех уровнях управления общественными делами, в том числе на муниципальном, именно здесь и утверж­дается современная парадигма общественного развития: цель общественного развития — не экономика, не осуществление реформ, не утверждение рыночных отношений, а творческое саморазвитие личности, полная саморегуляция ее сущностных сил.

К сожалению, разрушая местные сообщества, сдерживая ис­точники их саморазвития, современные государства, российское в особенности, тем самым подавляют творческие способности людей, проживающих в местном сообществе.

В вопросах государственного устройства законодательство выступает ведущим системообразующим фактором. И остается только сожалеть, что на том этапе, когда принимался Федераль­ный закон " Об общих принципах организации местного самоуп­равления в Российской Федерации", законодателем не было оценено по достоинству понятие местное сообщество, опреде­ляющее субъект особого свойства (по системообразующему при­знаку), в отличие от понятия с размытыми границами — насе­ление.

На территории России было положено начало формированию новых территориальных социально-экономических целостностей под названием муниципальные образования, население которых получило право на местное самоуправление.

Понятие " муниципальное образование" введено в правовой оборот Гражданским кодексом Российской Федерации, приня­тым Государственной Думой 21 октября 1994 г.

В соответствии с Федеральным законом " Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации" муниципальные образования — это "... городское, сель­ское поселение, часть поселения, иная населенная территория... в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и вы­борные органы местного самоуправления...".

В этой связи разработка инновационной концепции муници­пального образования и технологий ее реализации, направлен­ной не на деградацию местных сообществ, а на их подъем всеми средствами, в том числе и организационно-правового регулиро­вания, — одна из актуальных теоретических и практических задач современного обществоведения, юриспруденции в том числе.

Почему, например, одни муниципальные образования разви­ваются, а другие влачат жалкое существование и ждут дотаций, при этом не используя в полной мере местные ресурсы? В настоящее время в России из 14 тыс. муниципальных образова­ний лишь немногие являются донорами. Ясно одно, что страте­гия развития " сверху" местного самоуправления в России и соответствующие ей " правовая" и " организационная" модели сегодня зашли в тупик и потеряли вектор развития, исчерпали свой потенциал. Без социально-экономического наполнения, на­учного и духовного подкрепления скрепы организационно-пра­вового регулирования перестают работать[71]. Либо расширение реальных полномочий органов местного самоуправления, укреп­ление материально-финансовой базы, совершенствование нало­говой системы, развитие местного хозяйства, муниципальной собственности, либо снова диктат центра и еще большая стагна­ция уже созданных правовых и организационных основ местной власти.

Реализация концепции предполагает разработку соответству­ющих стратегий, которые являются универсальными социальны­ми технологиями развития не только общества в целом, но и отдельных регионов муниципальных образований.

Анализируя западную литературу, можно выделить шесть основных стратегических направлений изменения местных сооб­ществ: мобилизация масс, социальное действие, гражданское участие, общественная защита, социальное просвещение, разви­тие местных услуг. Вопрос о том, какое из этих направлений следует выбрать для развития конкретного сообщества, приоб­ретает все большее значение. Не только в развитых странах в ходе политических и экономических перемен многие обществен­ные обязанности сместились на локальный уровень, но и в развивающихся странах правительства и неправительственные организации проводят политику, все больше ориентирующуюся на местные сообщества.

Суть управленческой революции, осуществленной в цивили­зованных странах, состоит в том, что стратегическая власть перестала быть привилегией центра, стала достоянием всех субъектов управления, гражданских институтов, социальных организаций, регионов, районов, городов, местных сообществ (МС) и даже отдельных фирм, промышленных предприятий. Появился многочисленный слой профессиональных управляю­щих — менеджеров, в своей практике широко использующих методы стратегического планирования и концептуального мыш­ления, которые лежат в основе применения и разработки инно­вационных социально-экономических технологий.

Понятие " местное сообщество" обращает нас к поиску таких форм социальной организации, которые приближают российское общество к народным истокам, историческим и культурным традициям, сложившимся особенностям хозяйственной жизни, что в России традиционно связывалось с понятием " община". Глубинные основы российской жизни всегда строились на прин­ципах соборности, общинности и взаимодействия, а не индиви­дуализма. Следовательно, в социологическом плане еще пред­стоит научиться выявлять потенциальные возможности самораз­вивающихся социально-экономических и культурных целостностей, создавать адекватную им систему местного самоуправления и научного обеспечения.

Муниципальные образования, органы местного самоуправле­ния берут на себя прежде всего заботы по обеспечению высокого качества жизни граждан, их физического и нравственного здо­ровья.

Решение этих вопросов возможно только при условии, что население — хозяин и собственник территории, на которой оно проживает. Следовательно, муниципальная власть, располагая муниципальной собственностью, муниципальной экономикой, местными ресурсами, должна пользоваться и иными (отличными от государства) методами регулирования общественных дел — не только административными, правовыми, экономическими, но и нормативно-нравственными, традиционно-ценностными, обще­ственным мнением и т.п.

В целом традиционный (тоже своего рода концептуальный) подход к развитию местных сообществ только " сверху" сегодня исчерпал себя и не может быть признан достаточным. Стало очевидным, что само население местных сообществ[72] должно быть включено в решение местных проблем, получить для этого необходимые властные полномочия, материальные и финансо­вые ресурсы, гарантии государства.

Сейчас решена лишь часть задач становления местного само­управления. Ранее выполнявшиеся государством функции в сфере социально-экономического развития городов и районов, социальной защиты граждан, содержания здравоохранения и образования, транспорта, жилищного фонда были в значитель­ной мере переданы местному самоуправлению, что получило законодательное оформление в качестве определения вопросов местного значения.

В то же время полномочия, соответствующие этим передан­ным функциям, законодательно не отрегулированы и по факту остаются преимущественно в компетенции органов государствен­ной власти. Не созданы и технологии взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в осущест­влении функций, которые одновременно имеют и государствен­ный, и муниципальный уровень.

Из-за отсутствия реальных гарантий местного самоуправле­ния, его полномочий страдает население России, в глазах кото­рого дискредитируется сама идея местного самоуправления, оставленного наедине с повседневными проблемами: без денег, практически без весомых прав в недропользовании и землеполь­зовании, без инструментов влияния на социально-экономическое развитие " самоуправляемой" территории, без форм участия в законодательной деятельности и формировании социально-эко­номической политики государства.

Несмотря на законодательно оформленные общие принципы местного самоуправления, государственные чиновники распоря­жаются местным бюджетом и контролируют его доходные источ­ники, а попутно и решают, какими вопросами позволено зани­маться местному самоуправлению. В финансовых управлениях администрацией субъектов Федерации образуются очереди из местных представителей, занятых согласованием расчетов и доходов местных бюджетов.

Изучение реальной практики воспроизводства и использова­ния жизненных сил муниципальных образований позволяет сде­лать следующие выводы.

Готовность населения, его социальное самочувствие, трудовая и политическая активность в условиях перехода к рынку на негативном или пассивно-выжидательном уровне во многом объ­ясняются:

существенным расхождением развертывающихся в стране в целом, и в МС в частности, социально-экономических и полити­ческих процессов и социальных ожиданий, ценностных ориен­тации людей, недостаточной информированностью значительной части населения о причинах кризисной ситуации, сущности рыночных отношений, конкретных путей проявления собствен­ной инициативы в этих условиях;

снижением политического и нравственного доверия к преж­ним и вновь формируемым институтам власти, политическим партиям и движениям;

отсутствием реального опыта, убедительных и успешных действий в условиях рыночных отношений, страхом перед без­работицей, отсутствием социальной инфраструктуры, сферы культуры и досуга, нормального бытового устройства, социаль­ной защищенности в целом и др.

Личностный потенциал творческих людей, работающих се­годня в МС, на предприятиях, долгие годы не развивался, оставался невостребованным, что привело либо к оттоку наибо­лее предприимчивых людей, либо к разрушению культурных традиций поколений, к потере духовности.

Упадок культуры, деградация нравов, утрата смысла жизни и исторической памяти делают сегодняшнего работника слабо мотивированным к добросовестному отношению к труду, к здо­ровому образу жизни, к семье.

Состояние духовной культуры и социальной сферы в МС можно оценивать как очень сложное.

Сегодня нецивилизованные коммерческие, рыночные начала в деятельности муниципальных институтов ведут пока к даль­нейшей деградации социальности и духовности.

В МС ослаблена творческая интеллигенция, исчезают искон­ные народные промыслы, снижается качество школьного обра­зования. Можно сказать, что ослаблены и такие факторы соци­ализации личности городского и сельского труженика, как семья, традиции, трудовые коллективы, народная культура, экологическая среда, нравственность общины, очаги культуры.

Интеллигенция пока не способствует в полной мере возрож­дению духовного и социального потенциала. Традиционные ду­ховные ценности (народность, преданность Отчизне, религиоз­ность и т.д.) излишне политизированы и идеологизированы, а потому и не являются сегодня движущим фактором возрождения МС, источниками его развития. Ценности мировой культуры, мирового духовного опыта во многом отсутствуют. Меры соци­альной и духовной защиты жителей, способные остановить процесс дальнейшего духовного и социального оскудения МС, недостаточны и имеют тенденцию к снижению. Инновационный фон преобразований низок.

Десятилетиями подавлялись самостоятельность и предприим­чивость жителей, которые привыкли выполнять указания сверху и сегодня не могут действовать самостоятельно. Культурные запросы, интересы населения принижены, что лишает их стиму­лов интенсивного труда и жизнедеятельности в целом. Низка социальная и экономическая эффективность труда, это зависит от многих обстоятельств, но в основном от нищенского уровня жизни, плохого состояния учреждений культуры, системы обра­зования, разрушенности в целом духовно-нравственных основ жизни.

Труженику не хватает профессионализма, различных знаний. Не хватает стимулов к повышению своего образования, профес­сионального уровня и уровня жизни в целом. Многие их этих причин лежат в сфере социального и духовного: сформировав­шегося типа личности работника и гражданина; утвердившегося типа поселения и образа жизни, разрыва поколений в семье, искаженного типа производства и потребления духовной куль­туры в МС, оскудения интеллектуального, творческого и про­фессионального потенциалов работника. В целом отсутствует четкая система комплексной муниципальной политики в услови­ях рыночных отношений.

В этой связи основным предметом исследования жизненных сил местных сообществ является целостная оценка социально-экономический, духовно-культурной, управленческой и кадро­вой ситуации в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Изучаются социальные потребности населения, интересы, ценности, цели, мотивы в основных сферах жизнедеятельности — профессионально-трудовой; социально-бытовой; культурно-ду­ховной, — составляющие в совокупности комплекс тех условий, которые позволяют реализовывать жизненные силы местных сообществ, каждого человека, проживающего здесь, или блоки­ровать их, замораживать этот огромный потенциал, который сегодня требует реализации, составляя смысл и назначение осуществляемых реформ.

2. Местное самоуправление — признаваемая и гарантируемая государством самостоятельная и под свою ответственность дея­тельность населения муниципальных образований по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государ­ственной власти.

Конституция РФ гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий.

Местное самоуправление как важнейший социальный инсти­тут представляет собой целостную систему общественных отно­шений, связанных с территориальной самоорганизацией населе­ния, самостоятельно решающей вопросы устройства и функцио­нирования местной власти.

Поэтому местное самоуправление — это специфический уро­вень власти, организационные формы которой определяются населением муниципального образования самостоятельно на ос­нове федерального законодательства, законодательства субъек­тов Российской Федерации.

Право и способность местных органов власти регулировать и управлять частью общественных дел в интересах населения в рамках закона и под свою ответственность, территориальная целостность, многообразие организационных форм осуществле­ния местного самоуправления, материально-финансовая доста­точность в части гарантированности минимальных социальных стандартов, соразмерность полномочий местного самоуправле­ния ресурсами — все это составляет совокупность взаимосвязан­ных и взаимообусловленных принципов, составляющих своеоб­разную системную модель (схема 6).

Сравнивая меру воплощения этой модели в жизнь с требова­ниями Европейской хартии о местном самоуправлении в том или ином муниципальном образовании, можно говорить о степени демократизации местной жизни, влияния местного самоуправле­ния на демократические процессы в стране в целом.

Исследования, проводимые в этой области, дают весьма не­утешительную картину: многие из этих принципов не реализу­ются, созданные органы местного самоуправления формализо­ваны, население, не участвует в реализации своих дел и т.п.

 

 

 

       
 
Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления — неунифицированная модель  
 
Соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовыми ресурсами  

 

 

 


Схема 6. Системная модель местного самоуправления

 

В целом города, районы пока не используют свое конститу­ционное право на возрождение местного самоуправления как ключевого средства формирования полноценной среды обитания на территориях, мало что происходит через самоуправление в кварталах и микрорайонах, поселениях и их объединениях, хотя очевидно, что только путем становления реального самоуправ­ления на этом этапе возможно создание и разумное использова­ние ресурсной базы, других основ и механизмов развития муни­ципальных образований, создание благоприятных условий жиз­недеятельности.

Каков же выход из создавшегося положения? Во-первых, внимательно изучить отечественный и зарубежный опыт в этом отношении. Он свидетельствует о том, что государственное регулирование создает лишь возможность экономического успе­ха всем, кто захочет и сможет жить лучше, ибо величина финансовых средств общин даже в таких странах, как Австрия, Швеция, Финляндия, весьма различна. Для России такая нерав­номерность базовых условий особенно характерна. Выход из положения видится в создании наиболее благоприятных условий для выравнивания экономического и социального положения, поддержке предпринимательства, мелкого и среднего бизнеса, развертывании системы экономической и социальной поддержки интересов населения конкретных территорий.

Организационно-структурные модели местного самоуправле­ния, как показывает отечественный и зарубежный опыт, могут быть самыми различными. Они-то и призваны регулировать многообразные связи и отношения в системе местного самоуп­равления. Речь идет прежде всего о регулировании следующих отношений:

• управлении муниципальной собственностью и местным хо­зяйством, формировании и исполнении местного бюджета;

• выборе населением организационных форм самоуправле­ния, структуры формирования его органов, реального воплоще­ния народовластия на своей территории;

• осуществлении органами местного самоуправления отдель­ных переданных им государственных функций;

• реализации органами местного самоуправления права на судебную защиту от неправомерных в отношении их действий и компенсации понесенных затрат по переданным государствен­ным функциям.

Все сказанное обусловливает системный характер самоуправ­ления, взаимосвязь и взаимообусловленность всех элементов.

Концептуальная идея организации местного самоуправления — сочетание инициативы " снизу" с финансово-правовым обеспече­нием " сверху" — дополняется новой концепцией корпоратизма местного самоуправления. С помощью промышленно-финансовых групп, муниципального менеджмента, которые аккумулиру­ют средства населения и объекты собственности муниципальных образований, создают иную мотивацию участия людей в решении местных вопросов, порождают источники получения финансо­вых средств из внебюджетных поступлений.

В данной концепции развития горизонтальных связей МС и технологии ее реализации предлагается иная технология анти­кризисного управления, которая позволяет сделать население территории субъектом управления, мотивирует его к разработке и поддержке местных региональных и федеральных программ и к более эффективному использованию местных ресурсов.

3. Социальные ресурсы местного сообщества — крупная теоретическая и практическая проблема. Для социального обу­стройства территорий, повышения качества жизни населения необходимы значительные средства.

Во многих муниципальных образованиях нет для этого доста­точных материальных (природных) и финансовых ресурсов. Однако имеются огромные социальные ресурсы, которые в отличие от материальных неисчерпаемы и имеют свойство уве­личиваться по мере инновационного развития местных сооб­ществ, совершенствования форм самоуправления, изменения самих людей в процессе социализации, самообразования и само­воспитания, самореализации своих сущностных сил, формиро­вания гражданского самосознания.

Социальные ресурсы — это продукт совместной деятельности населения, показатель социального интеллекта. Чем выше соци­альный интеллект местного сообщества, тем большими социаль­ными возможностями располагает население для решения своих насущных местных проблем.

Социальные ресурсы включают в себя: мотивационный; ин­теллектуальный; информационный; коммуникативный; состяза­тельный; социально-психологический; демографический; социально-экологический; деятельностный; инновационный; кадро­вый; технологический; организационный; духовно-нравствен­ный; правовой.

Социальные ресурсы имеют ряд особенностей, принципиаль­но отличающих их, скажем, от природных ресурсов. Во-первых, природные ресурсы исчерпаемы как, например, месторождения полезных ископаемых, тогда как социальные ресурсы в извест­ном смысле неисчерпаемы. Их использование не означает их исчерпания, а напротив, способствует прогрессирующему изме­нению, переходу общества на новый, более высокий уровень его развития. Во-вторых, социальные ресурсы — это не только частично, но и целиком возобновляемые ресурсы. Используя, к примеру, состязательный ресурс, мы отнюдь не уменьшаем и не уничтожаем его, а, напротив, оставляем в целости и сохранности и даже наращиваем. Чем активнее используем соревновательный ресурс, тем в большей мере способствуем его развитию. В-тре­тьих, природные ресурсы можно держать в запасе и от этого они не увеличиваются и не уменьшаются. Иное дело — социальные ресурсы. Их нельзя держать про запас, ибо они начинают быстро обесцениваться и деградировать. В-четвертых, природные ресур­сы поддаются количественному измерению и оценке. Можно подсчитать величину энергетических ресурсов и наметить пути их рационального использования. Точно так же можно опреде­лить и оценить земельные, водные, лесные и другие ресурсы. Но труднее это сделать применительно к социальному интеллек­ту. Как измерить этот ресурс и определить его достаточность или недостаточность? На этот вопрос ответа пока нет.

Все это в определенной мере затрудняет технологическое освое­ние социальных ресурсов. Никто их не считает и не планирует.

Большая часть населения пока сдержанно оценивает социаль­ный потенциал местного самоуправления и связывает перемены к лучшему с реформами, осуществляемыми " сверху". Привлече­ние населения к решению жизненно важных проблем может стать мощной социальной базой местного самоуправления.

Почти каждое местное сообщество располагает значительным интеллектуальным (образовательным) потенциалом общего ха­рактера, поэтому вполне можно говорить здесь о достаточной ресурсной обеспеченности. Но одновременно с этим недостато­чен интеллектуальный потенциал профессионального характера. Ни у одной категории населения нет четкого представления о сути местного самоуправления, его организационных принципах и формах, отечественном и зарубежном опыте его организации.

Пока невысок уровень информированности населения о мест­ных событиях и проблемах, выполнении управленческих реше­ний, деятельности местных органов власти.

Коммуникативный ресурс подрывается тенденцией ухудше­ния взаимоотношений жителей. Невысок уровень персонифици-рованности в отношениях " население — местная администра­ция". Преобладает стереотип негативного восприятия работни­ков администрации со стороны части населения, вступавшей с ними в контакт, как чиновников, не учитывающих и не знающих их интересов.

Ослаблен соревновательный ресурс местного самоуправле­ния. Мало сравнительной информации о достоинствах и недо­статках, успехах и проблемах. В заброшенном или зачаточном состоянии находятся специальные организационные формы ини­циирования и развития соревновательных отношений.

Нарастает тенденция ухудшения демографической ситуации, что проявляется прежде всего в депопуляции сообщества, сниже­нии рождаемости и продолжительности жизни, увеличении разво­дов и росте безработицы. Деструктивные воздействия испытывает семья — главная ценность членов местного сообщества.

Подавляющее большинство населения пока не принимает практического участия в решении местных проблем.

Осуществлению нововведений мешают два основных факто­ра: экономическая нестабильность; бесконечные согласования, хождения по различным инстанциям. Нововведения связаны, как правило, с риском. Приходится рисковать психологическим комфортом, отношениями с руководством и подчиненными и т.п. Вступая в стадию инновационной деятельности, нужно быть готовым к риску, но в то же время почти треть муниципальных служащих старается избегать ситуаций риска.

Управленческая культура муниципальной службы остается пока на невысоком уровне. Наиболее ощутим недостаток таких качеств, как тактичность, единство слова и дела, профессиональ­ная честь, подвижничество. Коммуникативные качества муници­пальных служащих (внимание к людям, манера поведения) уступают их профессиональным и организаторским качествам. В-третьих, обнаруживается различие в подходах (критериях) оценки деятельности работников аппарата администрации муни­ципальными служащими, с одной стороны, и жителями, с другой стороны. Муниципальные служащие судят об их деятельности по ее результатам.

В недостаточной мере используется технологический ресурс местного самоуправления, а именно:

• при постановке и согласовании управленческих целей, по­становке управленческих проблем, информационном обеспече­нии управленческих решений и действий;

• при диагностировании и прогнозировании управленческих проблем и ситуаций, поведения партнеров, ресурсного обеспече­ния управленческих целей;

• при планировании (программировании) управленческих воздействий, принятии решений, выборе оптимальных способов и методов управленческого действия;

• при организации коммуникативного взаимодействия, выбо­ре и применении способов регулятивного и мотивационного воздействия, критериев оценки сотрудников и процедур их отбора.

Что касается духовно-нравственного ресурса, то отсутствие общенациональной идеи, перспективы улучшения качества жизни, смена ценностей, массовое обнищание и пр. свидетельст­вуют о низкой степени его использования.

Отмечается и низкая правовая культура населения. Право­вым образованием людей на местах практически не занимаются.

Возникает вопрос: имеются ли реальные возможности лучше­го использования социальных ресурсов местных сообществ?

Изучение опыта ряда развитых муниципальных образований (Одинцовский, Домодедовский, Ленинский районы Московской области, г. Новомосковск Тульской области, г. Обнинск Калуж­ской области и др.) показывает, что на местах появилось немало инновационных технологий освоения социальных ресурсов.

Так, использование мотивационного ресурса осуществляется как бы на трех взаимосвязанных уровнях: на уровне ценностных ориентации; на уровне социальных установок; на уровне моти­вов. С точки зрения ценностных ориентации местного сообщест­ва самоуправление привлекательно постольку, поскольку оно связано с его приоритетными ценностями. Такими ценностями для местного сообщества выступают семья, отношения в семье, материальное благополучие и здоровье (свое и близких). Мест­ное самоуправление приобретает привлекательность в силу связи с этими ценностями.

Значительный объем работы в структуре оптимального ис­пользования социальных ресурсов связан с информационным обеспечением организации и развития местного самоуправления. Ныне активно используются четыре направления (способа) оп­тимизации информационного взаимодействия: 1) исключение информационной перегрузки посредством фильтрации посту­пающей информации, установления очередности в переработке сообщений в зависимости от их значимости, равномерного рас­пределения информации по различным каналам; 2) уменьшение искажений и потерь информации за счет ее избыточности, т.е. повторения сообщения; ее верификации, т.е. подтверждения правильности сообщения; выпрямления связей, т.е. устранения посредников в потоках информации; 3) увеличение объема ин­формации в каналах обратной связи; 4) повышение скорости информационных потоков.

Что касается коммуникативного ресурса, то его оптимальное использование происходит за счет:

расширения внутреннего и внешнего круга коммуникативного взаимодействия;

повышения интенсивности и активности коммуникативного взаимодействия;

содействия формированию и развитию территориального об­щественного самоуправления (ТОС) общественных организаций населения;

содействия положительной содержательной и эмоциональной направленности коммуникативного взаимодействия.

С оптимизацией коммуникативного ресурса тесно связано лучшее использование соревновательного ресурса. Функциональное пространство соревновательности не сводится к труду Оно охватывает все сферы человеческой жизни. С учетом этого используются методы гласного сравнения, " вызова", конкурен­ции, конкурсный и альтернативный подходы. Наработан широ­кий набор способов и методов оптимального использования социально-психологического ресурса, а именно:

оперативное и стратегическое согласование территориальных межгрупповых и внутригрупповых интересов;

обеспечение, гарантирование социальных перспектив; содей­ствие ритмичности жизнедеятельности местного сообщества;

согласование личных и групповых интересов жителей;

создание более благоприятных условий жизни по сравнению с другими городами и районами;

демонстрация достигнутых городом (районом) успехов;

повышение авторитета местной администрации;

повышение уровня социальной информированности населения;

содействие образованию и развитию неформальных объеди­нений;

обеспечение и углубление " общности переживаний"; повышение культуры муниципального управления.

Оптимизация использования демографического ресурса свя­зана с повышением рождаемости, средней продолжительности жизни, числа разводов, совершенствованием структуры занятос­ти, снижением уровня безработицы. В этой связи в муниципаль­ных образованиях создаются Центры планирования семьи, ко­торые оказывают медико-консультативную помощь нуждающим­ся. Проводится комплекс мер по оптимальному использованию социально-экологического ресурса местного самоуправления, в том числе облагораживание окружающей природной, архитек­турной, культурной, социальной и других сред.

Одним из ведущих элементов этой системы выступает служба социально-гигиенического мониторинга, в основу которого поло­жена уникальная программа изучения окружающей среды с целью улучшения здоровья населения. Технология оптимально­го использования кадрового потенциала включает процедуры: повышения уровня общеобразовательной и специальной подго­товки муниципальных служащих и кадрового ресурса; предъяв­ления высоких требований к работе муниципальных служащих, прежде всего к работе управленческого персонала; введения системы отчетности о деятельности муниципальных служб непо­средственно перед населением; систематического обмена опытом организации деятельности муниципальных служб как в масшта­бах субъектов федерации, так и в масштабах страны; формиро­вания кадрового ядра, отличающегося высоким уровнем профес­сионализма и гражданственности, грамотным подбором и расста­новкой кадров, когда на ключевых постах оказываются специа­листы не только компетентные, но и инициативные, настойчивые, побуждаемые к активной деятельности высокими чувствами гражданского долга, местного патриотизма.

Что касается оптимизации использования технологического ресурса местного самоуправления, то эта работа проводится по следующим направлениям:

• технологизация отдельных форм управленческой деятель­ности местного населения, например разработка и введение определенных процедур избрания органов самоуправления, ор­ганизации их деятельности, осуществления контроля по конеч­ному социальному результату;

• разработка и введение вариативных технологических моде­лей управленческой деятельности с учетом местных особеннос­тей, данного состояния социальной активности жителей, направ­ленности и динамики конкретных социальных задач;

• повышение технологической подготовки муниципальных служащих посредством организации изучения передового опыта и обмена этим опытом, систематического проведения научно-практических семинаров и конференций, проведения ситуацион­ных и организационно-деятельностных игр;

• периодическая аттестация деятельности муниципальных служащих по организационно-технологическим критериям;

• тщательный отбор кадрового состава муниципальных служб;

• обеспечение и координация деятельности общественных и административных органов местного управления с целью успеш­ного решения социальных проблем муниципальных образова­ний.

Система оптимизации использования социальных ресурсов местного самоуправления проходит дальнейшую апробацию в ряде городов и районов Белгородской, Тюменской областей, г. Барнау­ле, Краснодаре[73] и находится в состоянии постоянного поиска новых эффективных вариантов и моделей.

В заключение еще раз подчеркнем, что от декларативности использования социальных ресурсов, которая преобладает и по сей день в нашей литературе, можно уйти одним способом: рассматривать конкретные механизмы их реализации на любом уровне управления, прежде всего местного сообщества и трудо­вой ассоциации, от которых в первую очередь зависит решение этих вопросов. Именно здесь работает и живет человек, реали­зует свои жизненные цели и удовлетворяет главные свои потреб­ности, поэтому от этого уровня социальной организации и зави­сит в первую очередь реализация жизненных сил человека.

Глава 19

Экологическая культура:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.