Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационные технологии




 

В данной главе будут рассмотрены следующие основные вопросы.

1. Информатизация — основа развития общества.

2. Особенности технологической модели информатизации в условиях кризисного состояния общества.

3. Перспективные информационные технологии.

 

1. Акцент в мировой шкале ценностей все более и более смещается к информации. Она выдвигается в число важнейших факторов устойчивого развития человечества.

На современном этапе многие традиционные ресурсы челове­ческого прогресса утрачивают свое первостепенное значение. Информация становится главным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития мирового сообщества. Хо­рошо налаженная распределенная сеть информационно-вычис­лительных систем и компьютеров призвана сыграть такую же роль в общественной жизни, какую в свое время сыграли элект­рификация, телефонизация, радио и телевидение, вместе взятые. Информация не только существенно влияет на ускоренное раз­витие науки, техники и различных отраслей народного хозяйст­ва, но и играет огромную роль в процессах обеспечения охраны общественного порядка, сохранности собственности, воспитания и образования подрастающего поколения, культурного общения между людьми и в других социальных областях. Информация — это поистине неисчерпаемый ресурс мирового сообщества. Она является первоосновой мира, ибо в основе всего — информация.

Переход к информационному обществу — это все ускоряю­щийся процесс повсеместного использования информации в целях социального и научно-технического прогресса, интеллек­туального развития, демократических преобразований. С помо­щью необъятных информационных ресурсов Вселенной должно измениться соотношение сознания и бытия. Для того чтобы человечество выжило, его коллективное (интегральное) созна­ние должно опережать бытие, предвидеть последствия преобра­зовательной деятельности людей.

Информация в значительных объемах должна быть общим достоянием. Именно в свободе доступа каждого человека к любой интересующей его информации, свободе использования каждым в своей деятельности информационных ресурсов (без ущемления прав и интересов других людей) видится сегодня один из наиболее важных стимулов к расширению информаци­онных потребностей. Учитывая, что информация не уменьшает­ся при потреблении, плата за пользование ею должна быть минимальной.

В настоящее время информационные ресурсы сосредоточены в базах данных, знаний, программ. В них накапливается весь интеллектуальный продукт, создаваемый человечеством. Объем информации, заложенной в этих базах, стал настолько велик, что возникла необходимость координации и рационального рас­пределения информационных ресурсов по международным, на­циональным, специализированным базам данных.



Создание глобальных сетей приема-передачи данных и воз­можность хранить и воспроизводить в электронных библиотеках сокровища мировой науки, культуры и искусства всех времен и народов позволяют ставить вопрос о разработке всемирной про­граммы создания национальных многофункциональных баз под эгидой ЮНЕСКО. Доступ к таким базам должен быть открыт бесплатно для любого жителя нашей планеты.

Информатизация — это процесс обеспечения человечества многообразием информационных ресурсов, неисчерпаемым ис­точником которых является информационная сфера Вселенной.

Информатизация предполагает в первую очередь повышение производительности труда за счет снижения соотношения "сто­имость — производительность", во-вторых, повышения грамот­ности и уровня жизни населениями, в-третьих, вступления (пере­хода) в новую социально-экономическую формацию — ноосферно-корпоративную.

Ускоренные темпы развития и внедрения в народное хозяй­ство и во все сферы социально-политической деятельности об­щества таких катализаторов человеческого прогресса, как ЭВМ, персональные компьютеры, лазерная техника, средства массовой информации и спутниковой связи, свидетельствуют о вступлении человечества в век сплошной информатизации, что уже сегодня позволяет учреждениям, предприятиям, организациям, их тру­довым коллективам и, в частности, каждому человеку слышать, видеть, знать и сопереживать все, что происходит в городе, стране, на планете и во Вселенной в целом. Использование компьютерной техники, телекоммуникационных средств связи дает также возможность обмениваться учреждениям, предпри­ятиям, городам и странам различного рода сведениями, текста­ми, рекламами, видеоизображениями и др. Кроме того, наличие настольных компьютеров и телекоммуникационных средств связи уже в настоящее время дает возможность отнести инфор­мацию к разряду наиболее ценных и дорогостоящих ресурсов, экономящих трудовые, материальные и финансовые средства. Информационная политика общества обеспечивает автоматичес­кое ускорение его развития. Так, по данным экспертов, только свобода слова и частная собственность на средства массовой информации автоматически повышают на 25% общий прогресс общества; рыночная экономика на 25% повышает уровень жизни. Следовательно, правильная информационная политика обеспе­чивает автоматическое повышение уровня благосостояния и раз­вития общества.



Во многих странах информационная структура общества, являясь предпосылкой расширения свободы, демократии, наро­довластия и самоуправления, обеспечила плавный переход от постиндустриального периода развития к информатизации обще­ства.

Информатизация возможна лишь при условии, если это об­щество будет так же свободно, как сама информация, если оно будет подчиняться, как и сама информация, законам Вселенной. При информатизации социальная среда должна быть как бы эквивалентной окружающей информационной среде и только от нее зависящей.

Основными принципами, предшествующими и сопутствую­щими информатизации общества, являются: гуманизация про­цесса информатизации; сознание должно не только определять бытие, но и намного его опережать; экономия материальных и трудовых ресурсов за счет развития информационных систем; недопущение ядерной и экологической катастроф — страшной угрозы выживанию человеческой цивилизации; демилитариза­ция общества; каждый человек должен как бы войти в единое информационное пространство, познавая его информационные процессы, участвуя в этих процессах, выполняя свои ежеднев­ные задачи.

Поскольку информация — это открытая Вселенная для всех, секретность ее при административно-централизованных режи­мах приносила не пользу, а вред обществу, ибо действия таких режимов направлены против естественных законов Вселенной, которые не поддаются засекречиванию.

Анализ более 150 стран мира показал, что чем больше адми­нистративно-территориальных информационно-сотовых самоуп­равляемых единиц (сот) в 'стране, тем, как правило, выше уровень жизни в ней, естественно, при демократическом устрой­стве общества.

Информация — основа и важнейшее средство управления. Принято выделять четыре направления (способа) оптимиза­ции информационного взаимодействия:

исключение информационной перегрузки посредством фильт­рации поступающей информации; установления очередности в переработке сообщений в зависимости от их значимости, равно­мерного распределения информации по различным каналам;

уменьшение искажений и потерь информации за счет сниже­ния ее избыточности, повторения сообщения; ее верификации, устранения посредников в потоке информации;

увеличение объема информации в каналах обратной связи; повышение скорости информационных потоков. 2. Известно, что наше общество и его отдельные составляю­щие, вплоть до конкретных людей, находятся в ситуации глубо­кого кризиса и ломки старых ценностей, норм, традиций, сте­реотипов.

В этих условиях технологическая модель информатизации может быть построена на основе ряда мировоззренческих, мето­дологических и теоретических принципов.

Субъектами разрешения кризисных ситуаций могут стать только сами участники ситуаций. Лишь при этом условии воз­можна нормальная работа социальных механизмов саморегуля­ции и самоорганизации социальных систем. Кроме того, этот принцип отражает требование неотчужденности конструктивной деятельности человека. В случае глубоко заинтересованного, личного отношения к решаемой проблеме могут включиться в полной мере резервные возможности мышления и психики чело­века.

Разрешение кризисной ситуации возможно исключительно в коллективных, групповых формах работы, в ходе социального взаимодействия и коммуникации. В ходе такой работы ее мате­риалом становятся опыт, знание и видение каждого участника. На этой основе поэтапно достигается согласование разных позиций, взглядов, индивидуального опыта, разных пониманий с ориентацией на объединение их в единое целое.

Выход из кризисной ситуации может быть найден и осущест­влен при условии предельной концентрации интеллектуальных и психических сил участников, при наличии желания и стремле­ния участников разрешить ситуацию. Концентрация, желание и стремление участников решить проблему возможны в условиях глубокого погружения в материал вне реальной ситуации с ее всепоглощающими императивами и "текучкой". Это позволяет уйти от кризисной ситуации, всесторонне и критически изучить ее, перебрать максимальное количество старых, возможных и новых решений. Десятки и сотни раз возвращаясь к проблеме, многократно переосмысливая ее, исчерпывая все средства, кото­рые доступны сегодня человеку, участники создают при этом как возможность преодоления кризисной ситуации, так и собствен­ную мотивацию, мотивацию своего участия в этом преодолении, что в свою очередь гарантирует успешность их практических действий.

Кризисная ситуация — объективное положение вещей со значительной субъективной составляющей. Представления, кон­цепции, трактовки, интерпретации ситуации, привычные спосо­бы видения — все это чаще всего мифы. По крайней мере с точки зрения того, что происходит в ситуации "на самом деле". Чтобы обнаружить, что происходит "на самом деле", т.е. определить онтологию происходящего, необходимо критически переосмыс­лить все субъективные видения ситуации, все "реальности", видимые людьми. Под "реальностями" здесь понимаются те фрагменты окружающей человека социальной, физической и культурной среды, которые выступают для него "естественны­ми" условиями его мышления, деятельности, жизни. Принцип работы на многих реальностях предполагает одновременную и осознанную работу в областях науки и практики.

Выход из кризисной ситуации, ее преодоление возможны только при условии выработки нового, адекватного ее видения, появления новых конструктивных идей. А это возможно лишь в процессе и в результате существенной трансформации представ­лений участников о себе и обществе, в котором они живут, о своей человеческой сущности, о своих ценностях, нормах, кото­рым они подчиняются, о ситуациях, которые трактуются как кризисные.

3. Если теоретические дисциплины являются фундаментом будущего комплекса наук об информации, то его вершиной должен стать комплекс прикладных дисциплин, которые можно объединить уже достаточно широко используемым общим назва­нием — перспективные информационные технологии.

В качестве главных тенденций развития перспективных ин­формационных технологий на ближайшие годы можно выделить следующие направления.

Первое направление — это внедрение технологии ввода в ЭВМ и компьютерной полнотекстовой обработки документиро­ванной информации (книг, журналов, газет, отчетов, техничес­кой и деловой документации). При этом должны быть решены проблемы обеспечения достоверности ввода информации, авто­матического составления словарей и тезаурусов, необходимых для ее последующей обработки и эффективного использования. Очень тесно к этим проблемам примыкают проблемы семанти­ческого анализа текстов, решение которых потребует более интенсивного развития и соответствующей теоретической дис­циплины — компьютерной лингвистики.

Второе направление составляют информационные техноло­гии, которые должны обеспечить "электронизацию" информа­ционных ресурсовобщества, т.е. перевод на воспринимаемые компьютерами носители всей накопленной человечеством инфор­мации, значительная часть которой сейчас практически недо­ступна для многих его членов. На необходимость и важность решения этой грандиозной по своим масштабам и социальным последствиям проблемы указывал еще академик А.П. Ершов, который справедливо полагал, что в загрузке и активизации информационного фонда человечества в глобальной компьютер­ной сети собственно и заключается задача информатизации в ее техническом содержании.

К сожалению, такое понимание задачи информатизации, по крайней мере в нашей стране, еще не сложилось. Одним из перспективных направлений в решении этой проблемы является интенсивное развитие и широкое внедрение новых технологичес­ких средств и информационных технологий для цифрового представления и ввода в ЭВМ текстов, изображений, аудио- и видеоинформации, а также технологий хранения, распростране­ния и использования этой информации на основе оптических дисков. Большая емкость и надежность хранения информации на этих носителях, их малые габариты и стоимость, легкость серийного тиражирования делают эти носители доступными не только для организаций, но и для массового пользователя. Их широкомасштабное внедрение за рубежом уже началось и будет означать качественно новый и социально значимый скачок в использовании средств информатики.

Третье направление связано с необходимостью создания ин­формационных технологий, облегчающих преодоление массовы­ми пользователями "языковых барьеров" при их обращении к автоматизированным информационным системам. Решение этой проблемы может идти по трем основным направлениям:

• создание различного рода дружественных пиктографичес­ких интерфейсов, для которых должны быть разработаны необ­ходимые международные стандарты;

• создание технических и программных средств информати­ки, способных поддерживать многоалфавитные интерфейсы с пользователями на всех языках международного и межнацио­нального общения;

• создание средств автоматизированного перевода и поясне­ния наиболее употребительных слов и терминов, а в дальнейшем и полного перевода текстов произвольного содержания.

Четвертое направление включает в себя так называемые ин­тегральные информационные технологии,которые стали все более интенсивно прогрессировать в последние годы. Сюда относятся гипертекстовые информационные системы, а также системы мультимедиа,в которых обеспечивается возможность одновременного использования текстов, графиков, телевизион­ных изображений, мультипликации, музыки и речи. При помо­щи таких систем в ряде западных стран уже создаются и широко распространяются учебные и игровые программы, иллюстриро­ванные энциклопедии, путеводители по городам и музеям для иностранных туристов, компьютерные фильмы рекламного и другого содержания.

В сочетании с CD-ROM-технологией и элементами систем искусственного интеллекта мультимедиа-технологии позволяют создавать компьютерные системы искусственной реальности, которые открывают принципиально новые возможности для моделирования различного рода игровых учебных и производ­ственных ситуаций. Они оказывают сильное эмоциональное воздействие на психику человека, вызывая эффект его активного участия в моделируемых ситуациях.

Пятое направление представляют сетевые информационные технологии,обеспечивающие интеграцию и кооперативное ис­пользование распределенных в пространстве информационных ресурсов путем телекоммуникационного доступа к ним удаленных пользователей. Важность сетевых технологий для функци­онирования финансовых, экономических и производственных структур общеизвестна и не нуждается в аргументации. Однако эти технологии могут обеспечить и эффективное решение ряда социальных проблем общества, таких, как занятость путем ра­боты на дому лиц с ограниченной или временной трудоспособ­ностью, неполная занятость инвалидов с ограниченной подвиж­ностью, пенсионеров и женщин, воспитывающих малолетних детей. В ряде стран, например в Японии, эти возможности активно используются и уже показали свою высокую социаль­ную эффективность.

Шестое направление перспективных информационных техно­логий составляют интеллектуальные информационные систе­мы,в развитии которых можно выделить три основных направ­ления. Первое из них составляют так называемые неглубокие экспертные системы массового применения, реализуемые, как правило, на сравнительно дешевых технических платформах типа персональных ЭВМ. Применение этих систем в самых различных сферах производственной, научной и социальной практики оказалось исключительно эффективным и, без сомне­ния, будет продолжаться. Наметилась также и тенденция созда­ния гибридных интеллектуальных систем, когда в уже хорошо известные компьютерные программы и комплексы встраиваются элементы систем искусственного интеллекта.

Особенно перспективное направление представляют собой интеллектуальные системы, предназначенные для решения плохо формализуемых задач, а также задач с неполной исходной информацией и нечеткими исходными данными. А ведь именно такие задачи в основном и решает человек в своей повседневной деятельности. Быстрый рост характеристик вычислительных систем, развитие методов теории нечетких множеств и вероят­ностного моделирования, а также методов самообучения с помо­щью компьютерных систем на основе использования открытых баз данных позволяют надеяться, что и в данном направлении в ближайшие годы будет достигнут существенный прогресс.

Развитие перспективных интеллектуальных информацион­ных технологий многие исследователи связывают с развитием методов решения интеллектуальных задач, основанных на ис­пользовании образных представлений информации. Это направ­ление часто называют когнитивной графикой. Однако простое добавление образной информации в интеллектуальные системы во многих случаях оказывается недостаточным. Нам еще пред­стоит научиться интегрировать образную, текстовую, звуковую и другие виды информации в интеллектуальных системах с целью обеспечения более полного и адекватного представления об изучаемых и моделируемых реальных процессах и явлениях.

Следует обратить внимание на седьмое направление развития интеллектуальных систем, которое появилось в самые, последние годы и получило название "когнитивные информационные тех­нологии".Оно включает в себя информационные технологии, специально разработанные для развития творческих способнос­тей человека и информационной поддержки творческих процес­сов. Уже полученные в этой области экспериментальные и практические результаты убедительно свидетельствуют о том, что многие творческие процессы человеческой деятельности (ра­бота композиторов, архитекторов, скульпторов, гримеров, моде­льеров одежды и т.п.) могут быть существенным образом акти­визированы и облегчены при помощи когнитивных информаци­онных технологий, позволяющих осуществить многовариантное моделирование этих процессов.

Принципиально важным здесь является то обстоятельство, что, разрабатывая и исследуя эти технологии, мы начинаем постигать наиболее тонкие и сложные процессы человеческой психики — процессы творчества. А ведь именно эти процессы приносят человеку наибольшее удовлетворение, так как дают ему возможность творческого самовыражения, делают челове­ческую жизнь более целесообразной и содержательной.

На этапе перехода к постиндустриальному информационному обществу человечеству предстоит не только сформировать новую среду своего обитания (ноосферу), которая будет базироваться на разнообразных и глубоко развитых информационных процес­сах, но также найти и свое место в этой среде, достойное высокого предназначения человека. Для достижения этой цели необходимо будет разработать новые научные методы, которые должны помочь человеку правильно понять и исследовать от­крывающуюся перед ним новую высокодинамичную информаци­онную картину мира. Постигнув единство законов информации в природе и обществе, а также их определяющую роль в эволю­ционных процессах, человек должен научиться целенаправленно воздействовать на эти процессы во имя своего достойного буду­щего.

В целом еще предстоит осознать, что мир стоит на пороге новой цивилизации. Ее первой фазой, вероятнее всего, будет уже наступающее постиндустриальное информационное общество, в котором уже не только вещество и энергия, а главным образом информация, научные знания станут объектами внимания и результатами деятельности человека. Именно поэтому сегодня на первый план должны быть поставлены уже не проблемы дальнейшего наращивания технического потенциала общества, а его интеллектуализации и гуманизации, создания и использова­ния новых социальных технологий, основанных на эффективном применении главных стратегических ресурсов человечества — интеллектуального, управленческого, информационного, ду­ховно-культурного и правового, составляющих в совокупнос­ти главное направление социального прогресса в XXI в.

Для решения этой проблемы необходимо создать и соответ­ствующую ей новую научную базу — комплекс наук об инфор­мации и информационных процессах в природе и обществе. Уже полученные сегодня в этой области предварительные результаты свидетельствуют о том, что роль информации при изучении как природных явлений, так и социальных процессов является оп­ределяющей.

Именно информационные процессы лежат в основе всех эволюционных изменений окружающего нас мира. Информация является таким же фундаментальным и всеобщим свойством мироздания, как вещество и энергия. Однако для того чтобы понять и изучить свойства информации, установить общие зако­номерности информационных процессов и особенности их про­явления в различных сферах (в техносфере, социуме, живой и неживой природе, в микромире и в космосе), необходимо будет пересмотреть многие уже сложившиеся представления, связан­ные с информацией и информационными процессами, которые используются сегодня в различных областях научного знания, но пока не объединены единой научной методологией общей теории информационных процессов. Тот факт, что такая теория необходима, становится сейчас все более очевидным.

Этот комплекс наук об информации и информационных процессах, как нам представляется, должен быть не только теоретической основой для создания перспективных высокоэф­фективных информационных технологий, но и важной состав­ной частью научного фундамента уже наступающего информа­ционного общества — первой ступени постиндустриальной ци­вилизации, духовно-творческой и ноосферно-корпоративной по своей сущности.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал