Основание для характеристики технологий
| Особенности технологии обучения
|
| классической
| постклассической
|
|
|
|
Место и роль преподавателя в учебном процессе
| Субъект, который определяет все аспекты процесса обучения
| Субъект, который инициирует процесс обучения и побуждает превращение обучаемых в активных субъектов процесса обучения
|
Место и роль обучаемых в учебном процессе
| Восприятие и усвоение знаний, излагаемых преподавателем
| Активное усвоение и генерирование знаний
|
Тип преподаваемого знания
| Детерминистское — описание закономерностей
| Стохастическое — совокупность определенных тенденций и вероятностных описаний
|
Тип информационной коммуникации
| Генерируемый и управляемый преподавателем поток информации, который производит информационное воздействие
| Многоканальная система, которая генерирует информацию между обучаемыми и преподавателем, а также обеспечивает информационное взаимодействие между ними
|
Понимание сущности объекта знания
| Сущность знания едина, хотя и многообразна в своих проявлениях; монизм в понимании сущности знания
| Сущность знания плюралистична, неоднозначна и изначально многообразна; осмысливается по принципу дополнительности
|
Способ управления процессом обучения
| Тоталитарное или авторитарное управление
| Демократическое (партисипативное) управление, которое предполагает развитое самоуправление, совместное согласование решений и делегирование полномочий
|
Степень творчества
| Творчество только у преподавателя, а обучаемый работает с уже готовым знанием
| Творчество преподавателя становится все более разнообразным, а деятельность обучаемых приобретает ярко выраженный творческий характер
|
Связь с практикой
| Существует постоянная проблема дополнения процесса обучения специальной практической подготовкой
| Практические умения и навыки формируются в процессе обучения
|
Системность процесса обучения
| Изложение и восприятие системы знаний происходит по частям
| Предлагается изначально целостное представление и восприятие системы знаний
|
Проблемность процесса обучения
| В лучшем случае описание проблем или проблемных ситуаций
| Обучение производится в основном на примерах и в условиях проблемных ситуаций, что способствует формированию умений их выделения и преодоления
|
Степень контроля за процессом обучения
| Специальные механические (формальные) процедуры контроля
| Органичное включение гибких форм контроля
|
Результат обучения
| Совокупность знаний
| Совокупность знаний, а также необходимых умений и навыков с возможным доминированием каждой составляющей в совокупном результате
|
Постклассическая технология обучения начинается там, где исчезают не преподаватель и обучаемый как основные фигуры учебного процесса, а жесткое закрепление ролей за ними. Они обретают значительно большую свободу действий, чем при классической технологии обучения. Обучаемый в этой системе превращается в важный образовательный субъект, активно включаясь в процесс обсуждения различных ситуаций, тем самым, привнося в общение с преподавателем знания, в том числе и авторские, т. е. добытые им самим. Ситуация общения в процессе такого обучения формирует весьма важный комплекс личностных качеств обучаемых – они становятся более самостоятельными, конкретными и мотивированными. Одним словом, происходят существенные изменения их ролевых функций, что видно из табл. 43.