Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительная характеристика классической и постклассической образовательных технологий






 

Основание для характеристики технологий Особенности технологии обучения
  классической постклассической
     
Место и роль преподавателя в учебном процессе Субъект, который определяет все аспекты процесса обучения Субъект, который инициирует процесс обучения и побуждает превращение обучаемых в активных субъектов процесса обучения
Место и роль обучаемых в учебном процессе Восприятие и усвоение знаний, излагаемых преподавателем Активное усвоение и генерирова­ние знаний
Тип преподаваемого знания Детерминистское — описание закономерностей Стохастическое — совокупность определенных тенденций и вероятностных описаний
Тип информационной коммуникации Генерируемый и управляемый преподавателем поток информации, который производит информационное воздействие Многоканальная система, которая генерирует информацию между обучаемыми и преподавателем, а также обеспечивает информационное взаимодействие между ними
Понимание сущности объекта знания Сущность знания едина, хотя и многообразна в своих проявлениях; монизм в понимании сущности знания Сущность знания плюралистична, неоднозначна и изначально многообразна; осмысливается по принципу дополнительности
Способ управления процессом обучения Тоталитарное или авторитарное управление Демократическое (партисипативное) управление, которое предполагает развитое самоуправление, совместное согласование решений и делегирование полномочий
Степень творчества Творчество только у преподавателя, а обучаемый работает с уже готовым знанием Творчество преподавателя становится все более разнообразным, а деятельность обучаемых приобретает ярко выраженный творческий характер
Связь с практикой Существует постоянная проблема дополнения процесса обучения специальной практи­ческой подготовкой Практические умения и навыки формируются в процессе обучения
Системность процесса обучения Изложение и восприятие системы знаний происходит по частям Предлагается изначально целостное представление и восприятие системы знаний
Проблемность процесса обучения В лучшем случае описание проблем или проблемных ситуаций Обучение производится в основном на примерах и в условиях проблемных ситуаций, что спо­собствует формированию умений их выделения и преодоления
Степень контроля за процессом обучения Специальные механические (формальные) процедуры контроля Органичное включение гибких форм контроля
Результат обучения Совокупность знаний Совокупность знаний, а также необходимых умений и навыков с возможным доминированием каждой составляющей в совокупном результате

 

Постклассическая технология обучения начинается там, где исчезают не преподаватель и обучаемый как основные фигуры учебного процесса, а жесткое закрепление ролей за ними. Они обретают значительно большую свободу действий, чем при классической технологии обучения. Обучаемый в этой системе превращается в важный образовательный субъект, активно включаясь в процесс обсуждения различных ситуаций, тем самым, привнося в общение с преподавателем знания, в том числе и авторские, т. е. добытые им самим. Ситуация общения в процессе такого обучения формирует весьма важный комплекс личностных качеств обучаемых – они становятся более самостоятельными, конкретными и мотивированными. Одним словом, происходят существенные изменения их ролевых функций, что видно из табл. 43.

 

Таблица 43






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.