Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация образовательных технологий






 

Основание классификации Разновидности технологий
   
Возрастной аспект обучения • Технологии подготовки к школе (обучения дошкольников); • общего образования (обучения школьников); • специального и профессионального образования; • высшего образования, ориентированные на получение знаний и навыков для интеллектуальной деятельности в той или иной сфере; • обучения взрослых, имеющие свою специфику в зависимости от объекта и методов обучения
Степень активности обучаемых • Технологии образования, при которых обучаемые – объект образовательных воздействий (технологии обучения); • самообразования, при которых обучаемые — активные субъекты самообразования (технологии самообучения)
Аспект развития личности • Технологии получения знаний, ориентированные на информационный аспект образования; • формирования профессиональных качеств, умений и навыков, ориентированные на тренинговый и воспитательный аспекты образования; • формирования мотивов, ценностей и установок (технологии воспитания); • развития внимания, памяти, анализа информации, ориентированные на развитие способностей человека; • творчества, направленные на развитие и реализацию творческого потенциала личности
Время обучения • Технологии дискретного образования, когда обучение происходит в отдельные и автономные периоды; • непрерывного образования, при которых образование продолжается непрерывно в течение всей жизни человека
Способы технологизации • Технологии экспериментального образования, предусматривающие внедрение и проверку качества нововведений в образовательном процессе; • коммуникативного обучения, в основе которых лежит использование методов обучения коммуникативному взаимодействию; • ситуационного образования, опирающиеся на метод анализа ситуаций (Case Study Me tod); • гибкого моделирования учебного процесса, строящиеся на базе моделирования обучения в зависимости от условий; • деятельностного обучения, в которых используется деятельность как средство активизации образования
Тип коммуникаций • Технологии очного образования, предполагающие прямые и непосредственные контакты; • вечернего и заочного образования, основанные на дискретных контактах; • дистанционного образования, опирающиеся на информационно-компьютерное взаимодействие

 

Современные образовательные технологии качественно отличаются от технологий недавнего прошлого. В настоящее время происходит процесс революционного преобразования классических технологий обучения, которые сложились в течение многих веков. На современном этапе возникает принципиально новый тип постклассических технологий, которые все больше начинают играть заметную роль в повышении качественной стороны современного образования. Принимая во внимание важность этого процесса, рассмотрим сравнительную характеристику классической и постклассической технологий обучения (табл. 42).

Процесс развития науки неизбежно приводит к появлению принципиально нового типа знания. Постклассическая технология обучения, как видно из табл. 42, коренным образом отличается от классической прежде всего местом и ролью основных участников учебного процесса – преподавателя и обучаемого, – а также их взаимоотношениями, характером и содержанием образовательной деятельности.

В традиционной классической системе образования четко выражена подсистема " субъект – объект", в которой лишь преподаватель играет роль субъекта, определяющего все содержание обучения, его нормы, принципы и стиль отношения к обучаемым. Эта роль достаточно жестко и однозначно закреплена за преподавателем, и отступление от нее невозможно, а если оно и случается, то его рассматривают, по сути дела, как отклонение от принятой нормы. Еще более жестко связан своей ролью обучаемый, который постоянно пребывает под жестким контролем со стороны преподавателя, деканата, а порой и общественного мнения.

Таблица 42






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.