Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация образовательных технологий
Основание классификации
| Разновидности технологий
|
|
| Возрастной аспект обучения
| • Технологии подготовки к школе (обучения дошкольников);
• общего образования (обучения школьников);
• специального и профессионального образования;
• высшего образования, ориентированные на получение знаний и навыков для интеллектуальной деятельности в той или иной сфере;
• обучения взрослых, имеющие свою специфику в зависимости от объекта и методов обучения
| Степень активности обучаемых
| • Технологии образования, при которых обучаемые – объект образовательных воздействий (технологии обучения);
• самообразования, при которых обучаемые — активные субъекты самообразования (технологии самообучения)
| Аспект развития личности
| • Технологии получения знаний, ориентированные на информационный аспект образования;
• формирования профессиональных качеств, умений и навыков, ориентированные на тренинговый и воспитательный аспекты образования;
• формирования мотивов, ценностей и установок (технологии воспитания);
• развития внимания, памяти, анализа информации, ориентированные на развитие способностей человека;
• творчества, направленные на развитие и реализацию творческого потенциала личности
| Время обучения
| • Технологии дискретного образования, когда обучение происходит в отдельные и автономные периоды;
• непрерывного образования, при которых образование продолжается непрерывно в течение всей жизни человека
| Способы технологизации
| • Технологии экспериментального образования, предусматривающие внедрение и проверку качества нововведений в образовательном процессе;
• коммуникативного обучения, в основе которых лежит использование методов обучения коммуникативному взаимодействию;
• ситуационного образования, опирающиеся на метод анализа ситуаций (Case Study Me tod);
• гибкого моделирования учебного процесса, строящиеся на базе моделирования обучения в зависимости от условий;
• деятельностного обучения, в которых используется деятельность как средство активизации образования
| Тип коммуникаций
| • Технологии очного образования, предполагающие прямые и непосредственные контакты;
• вечернего и заочного образования, основанные на дискретных контактах;
• дистанционного образования, опирающиеся на информационно-компьютерное взаимодействие
|
Современные образовательные технологии качественно отличаются от технологий недавнего прошлого. В настоящее время происходит процесс революционного преобразования классических технологий обучения, которые сложились в течение многих веков. На современном этапе возникает принципиально новый тип постклассических технологий, которые все больше начинают играть заметную роль в повышении качественной стороны современного образования. Принимая во внимание важность этого процесса, рассмотрим сравнительную характеристику классической и постклассической технологий обучения (табл. 42).
Процесс развития науки неизбежно приводит к появлению принципиально нового типа знания. Постклассическая технология обучения, как видно из табл. 42, коренным образом отличается от классической прежде всего местом и ролью основных участников учебного процесса – преподавателя и обучаемого, – а также их взаимоотношениями, характером и содержанием образовательной деятельности.
В традиционной классической системе образования четко выражена подсистема " субъект – объект", в которой лишь преподаватель играет роль субъекта, определяющего все содержание обучения, его нормы, принципы и стиль отношения к обучаемым. Эта роль достаточно жестко и однозначно закреплена за преподавателем, и отступление от нее невозможно, а если оно и случается, то его рассматривают, по сути дела, как отклонение от принятой нормы. Еще более жестко связан своей ролью обучаемый, который постоянно пребывает под жестким контролем со стороны преподавателя, деканата, а порой и общественного мнения.
Таблица 42
|