Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дуалистическая классификация социально-преобразовательной деятельности






 

Основание классификации Виды социальной деятельности и их характеристика
   
Степень технологизации Технологическая, осуществляемая по четко разработанной технологической схеме; • нетехнологическая, осуществляемая в свободном режиме
Тип обработки предмета деятельности Интеллектуальная, предполагающая процесс познания, мышления или производства мысли, образов (мысленную обработку предметов); • предметно-практическая, предполагающая производство определенных предметов посредством орудий труда (предметную обработку предметов)
Характер воздействия на объект деятельности Созидательная (конструктивная), направленная на создание или производство чего-либо; • разрушительная (деструктивная), имеющая своей целью разрушение или уничтожение чего-либо
Наличие управленческого начала Исполнительская, предполагающая исполнение отдельных функций, заданий или операций; • управленческая, предполагающая проектирование, организацию, координацию и мотивацию действий людей, т. е. управление ими
Структура деятельности Простая, представляющая собой выполнение относительно простых действий; • сложная, состоящая из некоторой совокупности или целого комплекса простых действий
Степень оптимальности Оптимальная, дающая наивысшие результаты при оптимальном расходовании ресурсов; • неоптимальная, предполагающая достижение определенного результата за счет значительных затрат ресурсов
Наличие творческого начала Творческая, ориентированная исключительно на создание новых ценностей или решение новых и сложных задач; • нетворческая, ориентированная в основном на воспроизводство имеющихся ценностей или решение тривиальных задач
Степень реальности Реальная, представляющая собой преобразование социальной реальности (объектов, процессов или явлений); • игровая, представляющая собой имитацию реальной социальной деятельности
Характер и направленность вектора действия Действие — простое единичное воздействие субъекта на объект деятельности; • противодействие — воздействие, направленное против; • противоборство — система из двух противодействий; • миротворчество — целеориентированные действия, направленные на снятие противоборства в той или иной деятельности

 

Наряду с выделением видов технологизации социально-преобразовательной деятельности важнейшим ее компонентом является структурный, представляющий собой определенный порядок построения этой деятельности. Структура социально-преобразовательной деятельности как совокупность устойчивых связей между ее основными элементами, обеспечивает, таким образом, ее целостность и сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Рис. 10. Структура социально-преобразовательной деятельности

 

Как видно из рис. 10, социальная практика – достаточно сложный процесс взаимодействия субъекта и объекта социально-преобразовательной деятельности. Сущностную основу этого взаимодействия составляют управляющие воздействия по каналам прямой и обратной связи. Объект деятельности является основой социальной практики. По каналам обратной связи он передает субъекту информацию, необходимую для осмысления проблем объекта. Затем по каналам прямой связи субъект деятельности с помощью управляющих воздействий приводит объект в соответствие со своими интересами и потребностями, для этого формируя цель на основании проблемы, а также изыскивая средства и выполняя при этом необходимые действия по преобразованию объекта. Объектами социально-преобразовательной деятельности бывают, как правило, различные социальные явления, институты, отношения, общности, группы и процессы.

Существует и другая, расширенная версия структуры социально-преобразовательной деятельности, рассматривающая ее в виде деятельностной системы, в которую входят: 1) объект деятельности; 2) ее субъект; 3) средства деятельности; 4) сама деятельность, которая состоит из совокупности социальных действий; 5) внутренние и внешние условия деятельности; 6) ее цели и результаты. Эта версия, на наш взгляд, более продуктивна, так как включает как обязательные структурные элементы деятельности ее условия (внутренние и внешние) и результаты. Вместе с тем социально-преобразовательную деятельность можно сравнить со своеобразным айсбергом, одна часть которого находится на поверхности, т. е. в социуме, а другая – во внутреннем мире действующего субъекта. Первая ее часть, внешняя, характеризуется социальными преобразованиями, а вторая, внутренняя, представлена целями, ценностями, мотивами и установками людей. При этом от внутренней, т.е. скрытой от глаз, составной части этой деятельности, зависит внешняя ее часть.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.