Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация ресурсного потенциала региона






 

Основание классификации Виды региональных ресурсов и их характеристика
Сфера положения ресурсных объектов Природные (полезные ископаемые, вода, земля, леса, географическое положение, климат и т. п.); • экономические (промышленное производство, сельское хозяйство, потенциал собственности, финансы, рыночная инфраструктура, рабочая сила); • управленческие (система управления, управленческие кадры и технологии); • социальные (демографические, человеческие, институциональные, составляющие тип общественной организации); • гуманитарные (моральные, образовательные, мотивационные, интеллектуальные, культурологические); • информационные (система " Интернет", информационно-аналитические центры, библиотеки, базы данных и т. п.)
Величина ресурсов Огромные, имеющие общенациональное значение; • значительные, т. е. ресурсы региональной самодостаточности; • незначительные, которые можно использовать лишь в локальной деятельности
Степень использования Истощенные – такие, которые исчерпываются; • используемые, т. е. потребляемые; • неиспользуемые, признанные ресурсом, но по различным причинам не используемые
Степень новизны Инновационные – новые, которые только начинают осваиваться; • традиционные – уже осваиваемые

 

Разработка и внедрение в Украине региональных социальных технологий исключительно важная государственная задача. Это связано со следующими причинами. В региональной экономике, в отличие от экономики с точно заданными, фиксированными целями для конкретных программ и систем, поиск и формирование целей для сложных региональных структур, в которых осуществляется вся полнота жизнедеятельность общества, – основополагающая концептуально-методологическая проблема. Целевые параметры региональной науки на глобальном уровне соединяются с нормативно-прогностическими целями и онтологическими категориями существования человека и жизнедеятельности общества, причем как в региональном прогнозировании и проектировании, так и в региональной политике поставленные цели при соответствующей системе их реализации зримо воплощаются и материализуются.

Поэтому исключительно важно своевременно и безошибочно отыскивать и конкретизировать эти цели, ибо цели регионального развития отнюдь не сводятся к извечным целям рыночной экономики. В региональных целях и тенденциях так или иначе отражаются глобальные многовековые устремления человечества.

Региональное программирование и регулирование, по существу, являются одним из основных направлений государственного противодействия односторонне рыночным факторам роста в важнейших сферах жизнедеятельности страны – социальной, экономической и др. В соответствии с современной методологией регионального программирования в целевых программах обязательно нужно ставить конечные цели трех основных типов:

• направленные на рациональное размещение производства, вовлечение в хозяйственный оборот новых видов ресурсов и их эффективное использование; рациональная специализация региональных хозяйств; формирование комплексов, наиболее полно использующих местные возможности и ресурсы; рациональное и сбалансированное развитие городских и сельских мест расселения людей;

• ориентированные на обеспечение одинаковых социально-экономических условий проживания, уровня и качества жизни в различных регионах страны. Это связано с воздействием на уровень доходов, уровень занятости населения разных регионов и с уменьшением миграции трудовых ресурсов, предотвращением деградации слаборазвитых и депрессивных районов;

• ресурсно-экономические, направленные на установление рациональных масштабов производственного потребления природных ресурсов, предотвращение или ограничение отрицательных антропогенных воздействий на природу, наносящих ущерб жизнедеятельности населения и развитию хозяйства, создание условий для туризма и отдыха населения.

Эти цели, вытекающие из объективных потребностей развития производительных сил и жизнедеятельности общества, предопределяют многоцелевой и комплексный характер региональных программ и технологий.

Ряд авторов справедливо отвергают отождествление территориального развития с ростом экономического потенциала территорий, убедительно показывая, что такой рост может вести и к развитию, и к деградации регионов [35, с. 102]. Отсюда вытекают концепции о территориальном развитии как режиме функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и взаимонеразрушающим воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территории.

Таким образом, главная задача регионального уровня технологизации и управления – обеспечение единства экономического и социального развития при приоритете социальных задач. Это значит, что каждое принимаемое решение нужно оценивать с позиций его влияния на условия жизни людей. При этом ранжировать социальные задачи и устанавливать очередность их решения необходимо по степени их влияния на эффективность экономического развития региона.

Большое значение в регулировании социально-экономических процессов в регионе приобретают вопросы социально-экономической диагностики, с помощью которой можно оценивать потенциальные социально-экономические возможности региона через подробное исследование и оценку социально-экономического потенциала.

Целевая модель экономического механизма технологизации, регулирования и управления региональным хозяйством должна включать не только воспроизводственный аспект развития региональной экономики, но и проблемный. Региональные комплексные программы и технологии – важное звено механизма управления процессом реализации пространственной стратегии и комплексным экономическим и социальным развитием регионального сообщества.

Однако решение этих важных задач развития регионов весьма затруднительно без разработки и реализации специальной государственной политики в области социальных технологий.

1. Такая политика, прежде всего, предполагает формирование нормативно-правовых основ социально-технологической деятельности, которые должны обеспечить распределение технологизации социального пространства между различными его субъектами, в первую очередь между государством и регионами, а также между органами государственного управления и местного самоуправления.

2. Поскольку регион представляет собой исключительно сложную, интегральную и многосвязную социальную систему, необходимо разрабатывать не одиночные технологии, а целый их портфель – некоторую согласованную совокупность социальных технологий, которые определяют основное содержание социального пространства региона.

 

3. Ключевой вопрос социальной технологизации регионального сообщества – ресурсный. Социальные технологии региона должны не только использовать общенациональные ресурсы, но и вносить существенный вклад в региональную ресурсную независимость, а также пополнять ресурсный потенциал государства.

4. Региональные социальные технологии должны обеспечивать региональную децентрализацию сообщества, развитие региональной демократии и активности сообщества, а также повышение его полномочий и ответственности в освоении территории.

 

5. Развитие современных социальных технологий невозможно без создания специальных информационно-аналитических служб или социально-технологических центров, а также социально-инженерных коллективов.

6. Назрела настоятельная необходимость в пересмотре многих показателей и упорядочении социальной статистики в целом, а также проведении мониторинговых социологических исследований по изучению наиболее важных социальных объектов, процессов и явлений.

7. Нужно существенно модернизировать органы регионального управления, особенно в аспекте уточнения их функций в социально-технологической деятельности, а также создать специальную программу подготовки высококвалифицированых кадров в области социальных технологий и механизмов их региональной реализации.

8. Технологизация украинского социума не сводится только к наполнению социального пространства региона социальными технологиями. Речь идет о создании технологического потенциала саморазвития региона, что предполагает создание четко отлаженной системы использования социально-технологических инноваций.

Наряду с этим следует подчеркнуть, что выполнить сформулированные задачи будет невозможно без развития служб управленческого и социально-технологического консультирования как профессиональной среды социально-технологической деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.