Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительная характеристика традиционалистских и модернистских социальных технологий






 

Основание различия Характеристика технологий
    Традиционалистских Модернистских
Базовый элемент Традиционность (устойчивость), опора на традиции Инновационность (изменчивость), ориента­ция на нововведения
Время жизни Длительность жизни в пределах целых исторических эпох Кратковременность жизни, частая смена технологических парадигм
Характер динамики Детерминированность, од­нозначность Стохастичность, многовариантность
Тип управления Тоталитарность и автори­тарность, ограничение свободы выбора Демократичность и гибкость, наличие свободы выбора
Масштаб Локальность, действие в ограниченном социальном пространстве Масштабность, охват значительного социального пространства
Гносеологические основания Практические основы в виде опыта, религии, традиций Научные основы в виде науки, политики
Характер организации Централизация, укрупнение, подчинение Децентрализация, разукрупнение, автономизация

 

Однако, осмысливая генезис и исторический путь развития практических основ социально-технологической деятельности, следует обратить внимание, во-первых, на то, что технологический подход к обществу сформировался в XX ст. под воздействием индустриализации производства и научно-технической революции. Во-вторых, предпосылки технологического подхода в практической жизни общества появились уже в древних обществах, однако они носили фрагментарный и ненаучный характер. В-третьих, технологизация представляет собой не просто важную черту современного общества, а форму развития и функционирования в нем социальной жизни людей. В-четвертых, общество не может быть полностью технологизированным; в нем всегда будет оставаться широкая сфера веро ятностного, спонтанного и нетехнологического развития определенных областей социальной жизнедеятельности.

Наряду с этим, значительное влияние на развитие практических основ социальной технологизации оказала концепция утопизма, под которой понимают общественно-политическое и духовное направление, отображающее идеальный общественный строй. Термин " утопия" происходит от названия одноименной книги Томаса Мора (1516). А само понятие " утопия" произошло от греческого слова и обозначает место или страну, которой не существует. По другой версии, этим термином называли " благословенную" страну. Это понятие стало в определенном смысле нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной страны – образца общественного строя, а также в расширенном смысле – всех сочинений и трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований. В истории человечества утопия как одна из своеобразных форм общественного сознания воплощала в себе осмысление социального идеала, критику существующего строя, стремление бежать от мрачной действительности, а также попытки предвосхитить будущее развитие человеческого общества.

Первоначально утопия тесно переплеталась с легендами о " золотом веке" или об " островах блаженных". В античный период и в эпоху Возрождения она приобрела преимущественно форму описания совершенных государств, якобы существующих где-то на земле либо существовавших в прошлом. Выдающийся вклад в социальную утопию внес великий греческий философ Платон, который, по сути дела, является основоположником доктрины идеального государства. Затем, в XVII-XVIII вв., были широко распространены различные утопические трактаты и проекты социальных и политических реформ. Однако со средины XIX в. утопия превратились в специфический жанр полемической литературы, посвященной проблеме социального идеала и моральных ценностей. Позже, уже в XX ст., сформировался противоположный утопизму литературный жанр, который был направлен на борьбу с утопизмом и получивший название антиутопии.

Все утописты, начиная с Платона, конструировали свои модели идеальных обществ, а также разрабатывали технологии идеального регулирования социальных процессов. Особенно значительное влияние на формирование технологического отношения к обществу оказали Т. Мор, Т. Кампанелла, А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн. Последнего по праву можно считать одним из первых социальных экспериментаторов, или социальных инженеров, предугадавших многие направления социальных перемен, которые произошли в XX в.

Заслуга утопистов перед человечеством заключается в том, что, во-первых, они придали развитию практики социальных технологий гуманистический характер; во-вторых, предложи­ли сравнительно целостные модели технологизации общества; в-третьих, попытались воплотить в своих технологиях дости­жения современного им периода развития наук; в-четвертых, породили волну экспериментального поиска, которая до сих пор пробуждает различные дискуссии в обществоведении.

Отдельный аспект утопических технологий – естественно-исторические эксперименты по реализации марксистских и псевдомарксистских моделей развития общества. Огромный и трагический опыт таких экспериментов в бывшем СССР и других странах еще недостаточно осмыслен с точки зрения их технологизации, однако в общих чертах можно выделить следующие характерные признаки: 1) жесткая предопределенность и детерминированность, а также отсутствие вариабельности моделей развития общества; 2) абстрактная умозрительность реформ, их несоответствие здравому смыслу и накопленному цивилизацией социальному опыту; 3) патернализация всех сфер жизнедеятельности общества, их государственная центричность; 4) тоталитарная и авторитарная организация общества, а также массовые нарушения прав человека со стороны власти; 5) внедрение технологических моделей общественного развития по принципу " цель оправдывает средства" как оправдания даже самых масштабных и кровавых преступлений против человечности; 6) превращение их в некоторый идеал развития общественных систем.

Человечество извлекло из утопизма и трагические уроки. Один из них состоит в том, что социальные технологии, построенные на абстрактных теориях, не просто неэффективны, но зачастую приводят в практической их реализации к значительным потерям и социальным потрясениям. Не менее важен и другой урок, заключающийся в том, что для выполнения технологических преобразований общества необходима соответствующая моральная зрелость общественной системы. Но самое главное состоит в том, что новаторская социальная технология не должна разрушать основ человеческой цивилизации, как это происходило во время сталинских репрессий в бывшем СССР, а также культурной революции в Китае и в период массового геноцида в Кампучии.

Утопизм не исчезает из жизни общества. Он постоянно обновляет свои формы, так как практически всегда существуют порождающие его незрелые общественные отношения. В каждую историческую эпоху наблюдается обострение потребности в реформировании общественных систем, отставших от достижений человеческой цивилизации. И вполне естественно, что вследствие недостаточной компетентности, желания получить немедленный позитивный результат и в современных обществах еще нередко появляются утопические и прожектерские социальные технологии. Одним словом, если в обществе игнорируют рекомендации науки, а также не развиты демократия и мораль, то реализация социальных технологий может порождать и масштабные социальные конфликты и трагедии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.