Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Параллелирование рамок






Любому, кто вел обычные разговоры или занимался психотерапией, знакомы фразы: «Давайте рассмотрим все это подробнее» и «А какова картина в целом?» Мы все понимаем важность того, что я здесь назвал «параллелированием рамок». Для психотерапевтов вполне обычное дело — призвать своего клиента говорить конкретнее, и почти так же часто — но не так явно — они побуждают тех же клиентов обобщать свой опыт.

Мы по-разному организуем наши мысли и слова, и один из способов, имеющий особенное значение для жизнеизменяющей психотерапии, связан со способностью двигаться от частного к общему и от абстракции к практическому применению. Одни клиенты описывают переживание за переживанием и, похоже, вообще никогда не пытаются подвести черту и посмотреть, что это дает. Другие рисуют свои переживания настолько размашисто и обобщенно, что их психотерапевты теряются просто не могут понять, какие жизненные явления могут скрываться за этими описаниями.

Параллелирование рамок — это способ напомнить самому себе о необходимости следить за этим параметром. Мы продемонстрируем его очевидные преимущества, поговорим о некоторых значениях, а затем покажем, как его можно будет использовать, когда психотерапевт подозревает, что осознанно или неосознанно клиент вводит его в заблуждение.

 

ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЯ в такой ситуации:

 

Прекрасный осенний день. Вся субботняя работа по дому уже сделана — все, как было запланировано. Где-то далеко ваша любимая команда играет самый главный матч сезона, и вы можете перенестись туда с помощью телевизора. Вы уже запаслись орешками и пивом или содовой, так что теперь можете забраться в свое любимое мягкое кресло, пригрозив не участвующим в действе домашним страшными бедствиями, если кто надумает помешать; осталось лишь поправить подушку и... Ах, хорошо!

Включаем телевизор. Вовремя: кончается последняя коммерческая реклама и на экране вид всего стадиона, который снимается с самой высокой точки на теневой стороне. Вы видите противоположную трибуну и целиком все поле, на котором маленькие фигурки заняты подготовкой к игре. Возбуждение, предвкушение, царящие на стадионе, — в вашей гостиной.

И вот команды застыли в ожидании. Ваша команда подает, длинная линия фигурок, и одна отдельно — очевидно, подающий. Другие фигурки рассыпались по полю и готовы принять мяч. Затем ваши маленькие фигурки начинают игру, а другие им отвечают. Две группы фигурок сливаются, и!..

 

П-32А. Расскажи мне побольше об этих мыслях, которые не оставляют тебя в покое.

[сужение]

К-ЗЗА. Это что-то вроде тревожных, беспокойных мыслей. Я чувствую себя так, будто со мной должно случиться что-то плохое... а может быть, уже случилось. [сужение]

П-ЗЗА. А что именно? [сужение]

К-34А. Ох, как будто {пауза)... ну, как будто у меня был бы рак, или какая-то другая жуткая болезнь — СПИД или что-то наподобие, — или я потерял бы работу, или попал в аварию, или что-то еще. [сужение]

(Отметьте: эти несколько реплик, весьма вероятно, являются частью целого ряда, который в реальной сессии был бы, по крайней мере, в десять раз длиннее. Здесь, для иллюстрации основной схемы разворачивания жалобы, они приведены в сжатой форме.)

 

Так как это часто бывает полезно, психотерапевт начинает с того, что остается в параллели с клиентом (П-31А). Затем она мягко (П-32А) слегка сдвигает рамку, чтобы побудить клиента опуститься с неопределенного, обобщенного уровня (К-31). В следующей реплике (П-ЗЗА) психотерапевт уже заметно сужает рамки, стараясь больше узнать о тревожных мыслях. В результате появляется упоминание о СПИДе, предполагающее другую возможную линию исследования.

Расширение рамок. Иногда полезно раздвинуть рамки, чтобы в общей картине выявились связи, которые иначе увидеть нельзя. Можно проиллюстрировать это, используя те же первые реплики, но при последующем расширении рамок психотерапевтом (начиная с П-32Б).

 

Эпизод 7.1Б

К-31. Меня это беспокоит уже несколько месяцев, и мне необходимо хотя бы небольшое облегчение. Я просто этого больше не вынесу.

П-31. Ты чувствуешь себя под бременем всех этих тревог, а они все не уходят, да?

[параллель|

К-32. Да. Похоже, они просто все время за мной гонятся, не дают мне ни минуты покоя.

[параллель]

П-32Б. А что ты думаешь об этой ситуации, об этих мыслях и тревогах и обо всем, что тебя сейчас мучает? [расширение]

К-ЗЗБ. Ой, не знаю.(Задумался.) Я думаю, что это началось где-то с прошлого Дня благодарения, но я не уверен, [сужение]

П-ЗЗБ. А ты можешь вспомнить что-нибудь еще, что происходило в твоей жизни примерно в это время? [расширение]

К-34Б. Ничего необычного, ничего такого, о чем бы я мог думать. Нет, я так не думаю.

[параллель]

П-34Б. Не торопись, Даррелл. Дай себе еще немного времени. Как у тебя шли дела прошлой осенью и в начале зимы? Как ты провел День благодарения? Что ты можешь об этом вспомнить? [расширение]

К-35Б {после короткой паузы). Нет, ничего, ничего особенного. Мы провели День благодаре­ния с родителями моей жены, все было очень мило... мне кажется. А потом, в Рождество, мы собрались все вместе, мой брат и его семья, и... Нет, все было совсем как обычно.

[сужение]

 

Снова психотерапевт начинает с параллелирования (П-31), но затем старается расширить рамки, очень обобщенно расспрашивая клиента о его мыслях (П-32Б). Ответ непонятный (К-32Б), но психотерапевт, интуитивно чувствуя, что все, что бы

ни говорил клиент в такие моменты, скорее всего, коренится в неосознаваемом, и, стало быть, его стоит исследовать, снова расширяет рамки (П-33). Ответ клиента (К-34Б) нарочито бесперспективный. Психотерапевт мудро подметила отсутствие заинтересованного внутреннего исследования и попросила клиента подумать еще раз (П-34Б). В результате появилось более подробное описание и несколько направлений, которые стоит исследовать (возможные проблемы с родственниками жены — отметьте это «мне кажется»).

В любом разговоре, направленном на углубленное понимание переживаний человека, изменение рамок является мощным, оживляющим процесс инструментом. Этот инструмент нужен не только психотерапевту, но и клиенту, часто помогая ему обогатить понимание собственных внутренних смыслов.

(Напоминание: из-за того что диалоги сжаты до трех-четырех реплик с каждой стороны, на основании приведенных выше примеров можно вообразить, что психотерапевт ищет улики, как сыщик в детективе. На мой взгляд, это не самый лучший способ вести психотерапию. Я все -таки полагаю, что мы скорее должны настраивать клиента на исследование себя.)

Пример использования рамок для поощрения внутреннего поиска

 

Эпизод 7.2

Клиент — Хол Стейнмен, психотерапевт — Джеймс Бьюдженталь

(Это отрывок из сессии, проведенной после нескольких месяцев работы, направленной на то, чтобы помочь клиенту осознать его сопротивление внутреннему исследованию. Эта сессия не стала кульминацией работы, но явилась некоторым поворотным моментом. Клиент — психолог-исследователь — очень высоко ценит объективность, и ему трудно погружаться в самоанализ под руководством психотерапевта. Он обратился к психотерапии, потому что все чаще терял самообладание, общаясь со своим сыном-подростком.)

П-1. О чем ты сейчас думаешь?

К-1. Ну, я... мне просто интересно, собираешься ли ты что-нибудь сказать мне, [сужение]

П-2. Нет, я хочу знать, чем ты сейчас внутренне озабочен. [параллель]

К-2. Ну хорошо, я очень беспокоюсь об Элис. Она сейчас очень часто встречается с этим новым парнем, и у меня есть подозрения, что она уже потеряла девственность. Я имею в виду, что я, конечно, не ханжа и все такое, но я надеюсь, что она знает, как о себе позаботиться. У меня чувство, что я должен что-то сделать, но я не знаю, что. Похоже, она идет своей дорогой. Я спрашивал у Джун, рассказала ли она ей все что нужно, ну, ты знаешь, а Джун сказала, что Элис сама могла бы ее кое-чему научить. Я полагаю, ты мало что можешь сделать, если девушке почти 19, а еще это чувство, что ты должен... [сужение]

П-3. Хол, ты говоришь «ты» о том, кто беспокоится. Об этих вещах трудно говорить от первого лица?

(Вообще-то я подозреваю, что Хол заранее приготовил эту «заботу об Элис», и потому она прозвучала так безлично и отстраненно.) [параллель]

К-3. Ну да. Нет, сказать от первого лица нетрудно. Я очень беспокоюсь об Элис. Она хорошая девочка, и я не хочу, чтобы она страдала. Видишь? От первого лица. [сужение]

П-4. Хорошо. Расскажи мне о том, как ты беспокоишься, Хол. Ты можешь как бы делать это вслух, чтобы я мог слышать? [расширение]

К-4. Ладно. Ну, я думаю, что она такая хорошая девочка, и она еще так молода. И я страшно не хочу, чтобы она страдала. И, ох... у нее хорошая фигура: я представляю себе, как все эти парни хотят ее заполучить. Полагаю, что все связано с этим. Я об этом думаю.

[параллель]

П-5. Хол, это звучит так, будто ты начинаешь соприкасаться с тем, что происходит у тебя внутри, но мне представляется, что там еще много чего есть. Например, мне интересно, есть ли у тебя какие-нибудь мысли о том, как ты ее растил, что ты ей рассказывал о сексе, о том, насколько свободно она может поговорить с тобой о том, что ее заботит, о том, насколько она привлекательна как женщина, что бы ты мог сделать с тем, кто обидит ее, и так далее и тому подобное. [расширение]

К-5. Ну да, все это есть, конечно. Я думаю обо всем этом. Я уверен, она знает, что в любое время может рассказать нам о чем угодно. И, само собой, я бы очень хотел добраться до всякого, кто обидит ее. [сужение] П-6. Хол, мы кое-что пропускаем, хотя, мне кажется, мы подходим все ближе. Каждая из затронутых мною тем могла бы пробудить в тебе целый пласт чувств и мыслей. Это были как бы заголовки. Каждый нес в себе множество мыслей и чувств, связанных с ним. А сейчас ты выбрал два из них, как будто это были вопросы, и быстренько на них ответил. Это только начало, а не конец исследования твоей заботы. [расширение] К-6. Джим, я знаю — ты пытаешься помочь мне, но я думаю, что я просто не склонен к самоанализу. Я хочу сказать, что вы, аналитики, рыщете вокруг в поисках всего такого, и я думаю, что с некоторыми людьми это очень хорошо помогает. Но я не знаю... по-моему, дело не в этом. Мне нужно идти к проблеме по прямой. [сужение] П-7. О какой проблеме ты подумал, когда говорил это? [сужение] К-7. Ну, о любой. [расширение] П-8. Нет, скажи конкретно. К какой проблеме ты хотел подойти по прямой? (Настойчиво. Я бросаю вызов; встреть его.) [сужение] К-8. Ну, например, что я не могу сохранять хладнокровие, разговаривая с Тимом. Я знаю, что в последнее время стало немного лучше, но жду, что в любой момент могу взорваться. На самом деле ничего не изменилось. {параллель] П-9. Хорошо, тогда скажи, в чем там проблема. [сужение] К-9. Ох, ладно. Я вижу, куда ты клонишь. Проблема во мне и ты, черт побери, это прекрасно знаешь. И я тоже. Почему я не могу сохранять спокойствие? [сужение] П-10. Хорошо, и каков твой ответ? Почему ты не можешь сохранять спокойствие, когда разговариваешь с Тимом? [параллель] К-10. Черт побери, Джим, я не знаю. [параллель] П-11. И как нам напрямую решить эту проблему? (Я цепляюсь к одному и тому же.)

[сужение]

К-11. Понять причины того, что я начинаю все крушить, и изменить их. [параллель]

П-12. Как ты можешь это сделать? [сужение]

К-12. Попробовать вычислить. Попробовать применить логику. [параллель]

П-13. Хорошо, давай попробуем. Вычисляй, применяй логику прямо здесь, сейчас. А я послушаю, [сужение] К-13. Ох, ты же знаешь, что это не сработает, и я тоже знаю. Я уже тысячи раз пытался. У меня ничего не получилось. (Фыркает.) Хотя, кое-что есть — я тебя достал, [расширение] П-14. Да уж. Я думаю, что это еще один пример того, как ты избегаешь осознания чего-то, что ты делаешь плохо, но все равно продолжаешь это делать. [сужение] К-14. Э! Ты знаешь? Я могу это почувствовать. То есть я знаю, что действительно хотел избежать этого ощущения тупика. [параллель]

 

Этот отрывок примечателен тем, что я настойчиво старался удержать клиента лицом к лицу с тем, что его чрезмерная зависимость от рационального терпит поражение. Для этого в высказываниях П-4, -5 и -6 я формулировал задачи. В этих репликах использовалась широкая рамка (в них был также скрыт рационалистический вызов), которая стала точкой отсчета для длинной серии сужающих ответов (семь из после­дующих восьми). Снова мы видим схему «овчарка — отбившиеся от стада овцы». Примечательно, что часть этого протокола представляет собой непрерывное продвижение вперед. Это проявляется в том, что 12 из 14 реплик клиента и 8 из 13 реплик психотерапевта даны на уровне «развития» параметра «параллелирование темы». Этот уровень часто отражает хорошие рабочие отношения (в противоположность протоколам, в которых много «отклонения» и «смены»).

 

Обращение к скрываемому материалу

Обычно клиенты при проведении психотерапии сознательно настроены раскрывать о себе любую информацию, о которой их просят. Однако всегда существуют некоторые исключения, независимо от того, осознает их клиент или нет. Как правило, этот скрываемый материал связан с вопросами, при обсуждении которых клиент чувствует дискомфорт, смущение или стыд — это гнев и враждебность, сексуальные побуждения и действия, детали финансового положения, религиозные убеждения и мировоззрение, сложности с законом. Почти всегда такой дискомфорт клиента указывает на то, что затронутый вопрос субъективно и эмоционально важен.

 

Работа с сопротивлением, а не с самим побуждением

Это как раз такой момент, в котором очень ясно видно отличие опытного психотерапевта от его менее искушенных в практике коллег. Если совсем коротко, урок таков: сосредоточиваться надо на самом сопротивлении, а не на том, что оно скрывает.

Потребность скрыть что-то очерчивает область содержания, которая часто очень притягательна для неофитов, и они могут попытаться атаковать ее драконовскими методами (например, гипнозом). В таких попытках теряется большая часть того, что можно было бы узнать о психологическом складе клиента. Почти всегда разумнее работать с самой потребностью скрывать, а не пытаться обойти ее и получить доступ к скрытому материалу.

Когда потребность скрывать уже хорошо исследована, спрятанный материал нередко сам выходит наружу (и часто не оправдывает вуайеристских ожиданий психотерапевта). Еще важнее то, что, когда эта преграда устранена, в сознании возникают и могут быть вынесены на арену психотерапии другие области, которые в другом случае вообще никогда бы не были замечены (потому что клиент скрывает их менее осознанно).

Таким образом, есть достаточно оснований, чтобы сделать процесс сокрытия осознанным. В этом может помочь параллелирование рамок. Психотерапевт может подобраться к болезненной области, делая ряд шагов, двигаясь от более общего к более частному, все время учитывая невербальные сигналы. Приведенный ниже пример является сокращенной иллюстрацией этого процесса.

 

Эпизод 73

Клиент — Гарри Фордайс, психотерапевт — Дороти Тейлор

П-31. С тех пор, как ты окончил школу, ты сменил множество работ.

К-31. Да уж, целый мешок невезения. Не смог найти себе ничего подходящего, [параллель]

П-32. Какого «невезения»? [сужение]

К-32. Да ты знаешь, обычное дело. Просто некоторые из этих работ были не моего типа.

[расширение]

П-33. Не уверена, что поняла, что ты имеешь в виду, говоря «не моего типа»? [параллель] К-33. Ну, там, люди или работа мне не слишком подходили. Ты знаешь, как это бывает.

[сужение]

П-34. Пока все еще не ясно. Ты не мог бы привести пример? [сужение]

К-34. Ну конечно, вроде той работы, которая у меня в прошлом году была на ярмарочной площади. Я тогда был уверен, что она мне подойдет, но начальник попался пьяница, не соображал, что делает, только на всех орал за то, что они все делают неправильно, или недостаточно много работают, или еще за что-нибудь. Черт побери, поверь мне, он был просто оторви и брось! [сужение]

П-35. Как ты оттуда ушел? [сужение] К-35. Что ты имеешь в виду? Просто с меня было довольно, и я вышел из этой ситуации. По­верь мне, это было непросто. [расширение]

П-Зб. Гарри, признайся: тебя когда-нибудь выгоняли с работы? [сужение]

К-Зб. Мне никогда не приходилось уходить с работы, на которой я хотел остаться.

[расширение]

П-37. Ты все еще не сказал, что тебя никогда не выгоняли. [сужение]

К-37. Я говорю, что это зависит от многих вещей — подходит мне работа или нет, тот ли я человек, которого хочет босс. Я сам знаю, где бы я хотел работать, [расширение] П-38. Это я могу понять, но это не ответ на вопрос, который я тебе задала. Тебе, должно быть, тяжело прямо ответить мне, что тебя выгнали с какой-то работы. [сужение] К-38. Да, нет, не тяжело. Просто я не вижу, зачем. {Пауза.) Ну хорошо — да, меня дважды выгоняли с дурацких работ, которых я и не хотел вовсе. [параллель]

Психотерапевт контролировала этот разговор, возвращая Гарри его увертки (П-33, -34, -36, -37, -38). Причем она не старалась уязвить его, но твердо вела свою линию, постоянно сужая рамку, так что, в конце концов, Гарри встретился со своим затруднением (П-32, -34, -35, -36, -37, -38), и, когда проблема была уже установлена (П-38), она не ослабила конфронтации. Гарри, пытаясь не выдать себя, использовал рамки обоих полюсов: в одном месте (К-34) он подробно говорит об определенной позиции (хотя и в этот момент описание очень смутное), тогда как в другом (К-36 и -37) он говорит чересчур абстрактно, слишком обобщая.

 

Рефлексия

Так как каждый из нас предпочитает свой собственный привычный и удобный уровень рассмотрения (свою рамку) и так как мы любим чувствовать, что сразу понимаем другого и он тоже понимает нас так же быстро, нам очень легко спутать согласие с пониманием. Приведенный пример — это только одна из форм такого потенциально неправильного понимания, но оно часто возникает и без какого бы то ни было намерения что-то скрыть или ввести кого-то в заблуждение. С опытом (иногда тревожным и пугающим) психотерапевт начинает чутко воспринимать различия между одинаковым смыслом, представленным на двух разных уровнях обобщения, и действительно различающимися смыслами. Разницу между ними трудно уловить, потому что действительно разные смыслы тоже представлены на разных уровнях обобщенности. Очень полезно перефразировать любой важный материал на нескольких уровнях, чтобы дважды и трижды убедиться, что достигнуто истинное понимание.

Этот процесс требует от психотерапевта всей возможной артистичности. Нет никакого заранее составленного списка вопросов, которые нужно задать, или наблюдений, которые нужно сделать. Перспективы не определены, и решать, каким галсом идти, можно только в данный момент. В этом случае зависимость от индивидуальной чувствительности и мастерства даже больше, чем тогда, когда мы решаем, как нам рассматривать результаты наблюдений, как их сопоставлять, интерпретировать и использовать.

Основное правило таково: информация, понятая лишь на одном уровне обобщенности или конкретности, — это неправильно понятая информация.

 

Путешествие психотерапевта

Я получил степень магистра гуманитарных наук летом 1941 г., как раз перед Перл Харбором. В те времена магистров было меньше, чем сейчас докторов, и передо мной открылось сразу много дверей. Одну из моих первых профессиональных работ я делал для Управления безопасности сельского хозяйства США (U. S. Farm Security Administration), которое проводило исследование сельских жителей в Теннесси (настоящих «диких горцев»).

Молодые психологи, врачи-интерны, студенты медицинских школ, старшекурсники, изучающие социальную работу, и администраторы хлынули в маленький городок Джексон в Теннесси, чтобы на практике применять наши разнообразные умения изучать людей, которых привезли туда из сельской местности. Некоторые из тех, кого мы видели, много лет не спускались с гор: некоторые — вообще никогда. Джексон (население 10 000, как я припоминаю) для них был «Город».

Мы, психологи, давали им батареи тестов, отобранные не знаю кем. Многие из них были просто музейными экспонатами (даже тогда): сейчас я могу вспомнить «Porteus Mazes», «Knox Cubes», «Ferguson Formboards», и словарный тест Стэнфорд—Бине 1916 г.

Эти горцы были так терпеливы к нам и нашим странным просьбам: «Поставьте сюда карандаш и, не отрывая его от бумаги и не пересекая ни одной линии, найдите выход их этого квадрата. Работайте как можно скорее», «Посмотрите, как я вставляю сюда эти блоки, затем возьмите свой блок и делайте то же самое», «Взгляните, сможете ли вы соединить вместе эти кусочки, чтобы они потом плотно вошли в эти прорези». «Что означает слово " Марс", М-А-Р-С?»

Наборные доски и задачи типа картинок-загадок, по-видимому, больше всего ин­ересовали наших испытуемых. А для нас наибольший интерес представляли их ответы на словарный тест. На вопрос, который я процитировал, мы обычно получали такой ответ: «В смысле, когда корова вязнет на пастбище?» По правилам, ответ был неверным, но в их культуре он был правильным. Само собой, мы следовали правилам. Если бы мы поступили не так, это было бы необъективно.

Печально, что мы, предположительно больше других знающие о людях, склонны были относиться к ним объективно, видеть их причудливыми и странными. Ни один из нас не попытался действительно увидеть мир их глазами. Они были объектами, подлежащими изучению. А мы, те, кто их изучал, использовали только «объектив» тестов. Человек был сведен к набору четко сформулированных ответов или наблюдаемых движений, что не давало нам возможности действительно познакомиться с этими людьми, лучше узнать их. Это был очень тяжкий урок, который нужно выучить наизусть тем, кто старается быть объективным: редуцирование есть разрушение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.