Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основа построения целостно-структурированной среды






Введение. Синтез искусств (греч. synthesis — соединение, сочетание) это органичное соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Понятие синтез искусств подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к сумме составляющих его компонентов. Их идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общность участия в художественной организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма порождают в искусстве качества, способные активизировать его восприятие, сообщать ему многоплановость, многогранность развития идеи, оказывать на человека многостороннее эмоционально насыщенное воздействие, обращаясь ко всей полноте его чувств.

Анализ и синтез — необходимые составляющие всякой созидательной дея­тельности. Но если понятие анализа всегда однозначно, то относительно категории «синтез» этого сказать нель­зя. Синтез, применяемый во всех областях деятельно­сти, в сфере искусства обретает двоякую трактовку.

Во-первых, в художественной деятельности компози­ционный синтез служит основным методом творческого процесса.

Во-вторых, синтез используется как специфи­ческая форма органического соединения разных видов искусств, которое и получило постоянное опре­деление «синтез искусств». Совершенно очевидно, что синтез искусств как форма существования произведений не может быть вне композиционного синтеза как метода творчества. Поэтому, когда речь идет о создании цело­стно-структурированного произве­дения — всей искусственной среды, — обе трактовки понятия синтеза уместны, необхо­димы и актуальны.

Очевидно, что программа синтеза отдельных искусств (в данном случае изобразительных искусств, архитек­туры и дизайна) может послужить моделью глобального синтеза цело­стно-структурированной среды. В этой связи целесообразно основными задачами нашего исследования определить следующие:

- подробное рассмотрение структуры, типологии и специфики синтеза изобразительных искусств, архитектуры и дизайна;

- определение особенностей влияния синтеза искусств на формирования цело­стно-структурированной искусственной среды.

Синтез искусств и дизайн среды. Рассматривая этот вопрос, здесь необходимо учитывать социальные, культурные, художественные аспекты, лежащие в основе проектирования целостно-структурированной среды на принципах синтеза искусств, т.е. общекультурные тенденции, определяющие в целом ее формирование. Этой проблемой занимались теоретики в области дизайн-деятельности: Хан-Магомедовым, М. Фёдоровым, В. Сидоренко, Г. Минервиным, Е. Жердевым, В. Глазычевым, Л. Переверзевым, В. Пузановым и др. Это все предполагает превращение целостно-структурированной среды в объект, который, посредством повышения в нём художественно-образного содержания, должен повысить гуманизацию и экологизацию культуры на всех уровнях — от художественного образа единичного изделия до образного содержания всей средообразующей системы элементов культуры.

Исто­рически происхо­дившая дифференциация видов художественного творчества сопровож­далась встречным процессом их инте­грации, приводившим к образованию новых слож­ных художественных структур — структур синтетических, и тем самым в каком-то отно­шении подобных искусствам древности и фольклора, но в то же время существенно от них отличных.

Специфическим результатом синтеза в художественно-творческой деятельности, в отли­чие от синтеза в науке, технике и др., является художественный образ, по­лученный в ре­зультате органического соединения, взаи­мосвязи различных видов искусства. Обычно понимаемый как однозначная данность («синтез либо есть, либо его нет») процесс синтеза в действительности является диалектически разноуровневым.

Выделяют три вида сочетания искусств:

- конгломеративный — механическое, чисто внешнее объединение произведений разных искусств в некоем отрезке пространства и времени, полностью сохраняющие самостоя­тельное значение этих произведений;

- ансамблевый — объединение произведений различ­ных искусств, каждое из которых об­ладает не абсолют­ной, а только относительной самостоятельностью;

- органический — скрещение произведений искусств, рождающее качественно своеоб­разную и целостную новую художественную структуру, в которой составляю­щие ее компоненты растворены так, что только научный анализ способен вычленить их из этого структурного единств.

Опираясь на данную принципиальную типологию, можно сказать, что до настоящего вре­мени под «син­тезом искусств», и особенно под «синтезом искусств и архитектуры», по­нимался преимущественно ансамбле­вый его тип, поскольку речь шла о связях произведе­ний зодчества, живописи, скульптуры (в более редких слу­чаях — прикладных искусств: художественной керами­ки, металла и т. д.). Но собственно синтезом, дающим «новый ху­дожественный образ», можно считать «только органическое слияние художественных компонентов в результате чего получаются оригинальные, не известные преж­де синтетические художественные образования.

В истории искусства известны разнообразные формы синтеза. Архитектура и монументальное искусство постоянно тяготеют к объединению, создавая архитектурно-художественный синтез, в котором живопись и скульптура, выполняя собственные задачи, также расширяют и истолковывают архитектурный образ. В этом пространственно-пластическом синтезе обычно участвуют декоративно-прикладное искусство (средствами которого создаётся предметная среда, окружающая человека), а также нередко произведения станкового искусства.

Различным может быть соотношение между участвующими в синтезе искусствами. Один вид может полностью доминировать, подчиняя себе другие (например, древнеегипетская архитектура подчиняет себе скульптуру и живопись), а другой — может приобрести качество, присущее одному из искусств (например, «архитектоничность» пластических искусств в классицизме, «пластичность» в древнегреческом искусстве, «живописность» в барокко). Как в отдельные исторические эпохи, так и в соответствии с конкретным замыслом художника виды искусства могут тесно срастаться между собой (архитектура и скульптура готики), гармонично дополнять друг друга (в эпоху Возрождения) (рис.13) и находиться в контрастном сопоставлении (во многих сооружениях 20 в.).

 

 

Рисунок 13 Центральный портал готического собора в Амьене. Франция. 1225—36

 

Для эпохи первобытнообщинного строя характерен синкретизм — первоначальная нерасчленённость видов искусства, которые были непосредственно вплетены в деятельность человека и его ритуалы. Когда искусства начинают дифференцироваться, выявляя своё взаимодополняющее своеобразие, возникает и обратное стремление — к их синтезу. Храмовый ритуал, подчиняющий единому замыслу элементы изобразительного искусства, словесного творчества, музыки, а также обрядовые действия, выступает как организующее начало синтеза искусств, начиная с культур Древнего Востока. Подавляющей сверхчеловеческой массе египетских сооружений, изобразительной символике архитектуры (колонны наподобие цветов лотоса или связок папируса) греческая культура противопоставила гармоничное соотношение архитектуры и скульптуры, внушающее мысль о победе человека.

В средневековых храмах внутреннее пространство насыщается одухотворённостью образов живописи (мозаика, фреска, в готических церквах витраж), становящейся неотъемлемой частью архитектуры: художественное и реальное пространство сливаются в одно символическое целое, дополняемое литургической поэзией и музыкой.

В культуре поздней готики и особенно Возрождения, с усилением светских начал искусства и всё большей индивидуализацией творчества, происходит распад органической «соборной» универсальности средневекового синтеза искусств. Складываются новые нормы синтеза, основанные на осознании самостоятельной роли каждого из искусств. В творчестве великих мастеров синтеза искусств (Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Л. Бернии) в 16—17 вв. были с особой полнотой разработаны общие принципы соединения искусств в едином ансамбле. В искусстве рококо и просветительского классицизма 18 в. важной целью синтеза искусств становится создание художественной жилой среды, утверждающее высокое значение повседневного бытия.

В условиях буржуазного общества разрушаются многие формы синтеза искусств, прежде всего архитектурно-художественный синтез. Но интерес к проблемам синтеза искусств получает новый смысл, будучи связан с представлениями о проникновении в жизнь художественного начала, о гармоническом развитии человека, а в социалистических учениях — и с представлениями о совершенном обществе. Задачи формирования цельного, гармонически развитого человека, выдвинутые И. В. Гёте, Ф. Шиллером, ранними романтиками, преломились в романтических теориях 19 в. в проблему создания синтетических произведений искусства (нем. Gesamtkunstwerk), которые образуют «оазисы красоты», противостоящие буржуазному практицизму и бездуховности. Большое значение придавалось и синестезии, зрительно-слуховым соответствиям (цветомузыка А. Н. Скрябина). Стиль «модерн» на рубеже 19—20 вв. предпринял попытки практического возрождения синтеза в быту на основе архитектуры. Развивая идеи синтетической культуры (У. Моррис, X. ван де Велде), рационалисты 1920-х гг. (представители Конструктивизма, «Баухаузе» стремились к созданию целостной художественной среды, активно направляющей жизненные процессы; три этом часто аналитические, образно-познавательные функции искусства отрицались, а художественное творчество утопически рассматривалось как главный фактор «жизнестроения». Значительные работы в области синтеза искусств связаны в 20 в. с созданием крупных мемориальных сооружений, выставочных комплексов (в т. ч. выставок всемирных), а также с оформлением празднеств, народных шествий, фестивалей и т. д. В театре 1960—70-х гг. утвердилось стремление к созданию синтетических спектаклей (соединяющих в общем ритмико-пластическом и пространственном целом драму, музыку, поэзию, хореографию), к более полному воплощению духовного мира современного человека, к яркой идейной целенаправленности массового зрелища.

Идеи синтеза искусств в советской культуре возникли с первых её шагов. Особо актуальными они стали в 1930-х гг. в связи со строительством московского метрополитена, ВСХВ (ныне ВДНХ). С середины 20 в. в социалистических странах в связи с созданием новых городов, крупных общественных зданий и комплексов, мемориальных ансамблей синтез искусств получает широкое практическое воплощение.

История дизайна как проектно-художественная деятельность берет свое начало в середине XIX века и связана с развитием индустриального производства, создавшим потребности в новой профессии. В это же время дизайн развивается в новом направлении, как связь искусств и ремёсел, который возглавляет Уильям Моррис, сформировавший главные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет. С того времени дизайн становится связующим, а позднее и главенствующим элементом в процессе развития синтеза искусств.

Поскольку здесь речь идет о пространственных ис­кусствах, о триаде «изоискусство — архитектура — ди­зайн», а еще точнее— о художественно-синтетических: возможностях, принципах и методах дизайна, необходимо рассмотреть как существующие, так и перспективные связи дизайна с другими видами искусств.

Особенностью современного дизайна является то, что он получает выход во все ис­кусства, имеющие материальную оснастку, в первую очередь в основные разновидности пространственно-вре­менных сце­нических искусств: театр, кино, телевидение. Но мы рассматриваем системный дизайн, связанный с целостным структурообразованием равно как предме­тов в пространстве, так и процессов во времени. Си­стемный дизайн явно «сдвигается», таким образом, в сторону пространственно-временных искусств, говоря символически, к «театру». Это и обуслов­ливает появле­ние в сфере системного дизайна объектов — «драматур­гических», «игро­вых» программ и почти прямое применение методов театрального искус­ства, в первую очередь метода сценирования.

Другой аспект современного толкования термина синтеза искусств вызван изменением содержания категории «монументальность»: теперь сюда включают разного рода движущиеся композиции (мобили), «легкие» каркасные конструкции, динамические рекламные панно и т. п., что требует пересмотра ряда положений теории синтеза искусств. Сегодня становится все очевиднее, что синтез искусств есть прежде всего создание единой целостной композиции, воплощающей художественный образ за счет слияния в нем образов, создаваемых каждым из видов искусства своими собственными средствами. Причем именно композиция и служит признаком возникновения ансамбля. Особенно это важно для предметных и средовых ансамблей в дизайне, где зачастую соседствуют весьма разноречивые по исходным свойствам слагаемые.

Синтез искусств связывает отдельные его виды не только композиционно, но и на более высоком уровне взаимодействия — концептуальном и стилеобразующем. Процесс проектирования всегда протекает в контексте конкретной исторической культуры, что определяет и содержательные, и формальные взаимовлияния разных видов искусства. На мировоззренческую основу каждого вида как бы накладываются общие принципы пространственного, пластического и светоцветового формообразования. Поэтому гармонизация форм элементов ансамбля, в т. ч. по стилистическому признаку — одно из важнейших средств синтеза искусств.

Правда, в дизайнерских компоновках это положение не всегда соблюдается. Здесь нередки сочетания резко контрастные, несопоставимые по стилистике и по времени производства произведений, из - за чего конечный результат «дизайнерского» синтеза искусств приходится оценивать нетрадиционными мерками, такими как ассамбляж, экспозиционный жест и т. д. То есть законы нового вида искусства, дизайна, обратившегося к «неклассическим» средствам выразительности, кардинально вмешиваются в устоявшиеся представления о взаимодействии отдельных видов художественного творчества в рамках синтеза искусств, дополняя, а иногда даже «отменяя» их.

Весьма своеобразным явля­ется новое направление осуществления синтеза искусств в локальной среде, например в интерьерах зданий, связанное с кон­струированием специальных установок — «синте­заторов среды». Пока что наиболее активно и плодотворно раз­вивается отдельная, побоч­ная ветвь этого направления — светоцветомузыка. Между тем «синтезаторам среды», конструирование которых осуществляется на принципах полного синтеза искусств с целью создания новых художественных структур, принадлежит большое будущее (рис. 14).

 

 

Рисунок 14 «Синте­затор среды» к инетическая композиция в интерьере в Парижской базилике Св.Дениса

 

Например, бельгийская дизайнерская группа " Лаборатория студии дизайна" установила в Парижской базилике Св. Дениса необычную композицию, состоящую из алюминиевых статичных и динамичных стержней. Последние могут перемещаться во всех плоскостях внутри отведенных границ либо беспорядочно, либо по определенному математическому алгоритму, генерируемому компьютером. Кроме того, встроенные датчики слежения позволяют переключить движение динамических частей установки в интерактивном режиме, тем самым в значительной мере обогатить ее и без того эффектную работу.

Синтез искусств —активное средство формирования реальной пространственной среды. Именно пространствообразующая функция синтеза составляет его исходную качественную определённость, что позволяет рассматривать синтез искусств как целостно-структурированную пространственную систему. «И так как организация пространства является социальной функцией архитектуры, осуществляется на основе выработанных веками и постоянно совершенствуемых и обновляемых представлений об архитектурной композиции, то в тех случаях, когда функцию организации пространства принимают на себя непосредственно разные формы монументально-декоративного искусства, приходится говорить об идентификации их функциональной роли с архитектурой».

Построение " идеальных" моделей взаимодействия основ архитектуры и пространственных ис­кусств базируется на закономерностях зрительного восприятия. Акцентирующими моментами, которые особенно значимы для восприятия пространственной структуры, являются форма материальных тел, их величина и расстояние между ними, системы группировок, то есть пространственное расположение.

Форма и величина являются однородными свойствами и характеризуют пространствообразующие элементы. Признак " форма" очень общий, в силу этого возможна его дальнейшая дифференциация: ярко выражено различие между принципами формообразования в архитектуре и пространственными ис­кусствами. Частные свойства формы определяются одним из контрастных понятий: массивность и лёгкость, динамичность и статичность, вертикальность и горизонтальность - таков их далеко не полный ряд. Любое из этих понятий может выражать целостную характеристику формы и, в конечном итоге, пространствообразующий элемент. Возможны степени проявления того или иного признака, отношения которых выступают в виде тождества, нюанса или контраста. Величина также является свойством формы, но в отличие от рассмотренных качественных различий она фиксирует количественные и может быть выражена в единицах измерения. Величина постигается в сравнении и соотношении.

Целостное представление о цело­стно-структурированном произве­дении, состоящее из пространствообразуюших элементов, осуществляется в пространстве. Очевидно, что процесс восприятия элементов в их отношениях будет одновременно и процессом восприятия пространственных связей между ними. Они, в конечном счёте, и выявляют расположение элементов. Логика множества отношений может быть задана как равенство, сходство и иерархия подчинённости. Отношения сходства и подчинения обладают активным организующим началом, в то время как отношения равенства (тождества), не отрицая взаимосвязей элементов, практически не приводят к созданию цело­стно-структурированной среды.

Другое направление синтеза, в котором участвует дизайн систем, родственно театраль­ному, но осущест­вляет иные утилитарные и эстетические функции — искусство выставок и экспозиций. Здесь синтез искусств более обоснованный утилитарно, учитывая информа­ционно-пропагандистские, научно-познавательные и дру­гие функции выставки. Здесь круг используемых художествен­ных и технических средств и методов еще шире. Многие из них, едва возникнув, уже ассимилируются — и весь­ма активно — экспо­зиционным синтезом. Так произо­шло, например, с голографией. Все это позволило в ряде случаев создать истинные, к сожалению, недолговечные, шедевры. Можно перечислить значительное количество всемирных, международных, национальных, специали­зирован­ных выставок как образцов синтеза.

Экспозиционная среда также условна для экспонатов и актеров в случае вклю­чения в нее, напри­мер, пантомимы, но уже вполне реальна для посетителя выставки, хотя он и посещает ее временно, со зрелищ­но-познавательными целями, а не живет в ней по­стоянно.

Экспозиционная среда более «текуча» она «переливается» из интерьера выставочного павильона в межпавильонное простран­ство, но тогда, как правило, утрачивает синтетические черты. Те же международные ЭКСПО являют собой достаточно неорганизованное зрелище в отношении как экстерьера отдельных павильо­нов, так и выставки в целом, это типичный случай конгломеративного подхода.

Гораздо более сложна градостроительная среда, реальная среда урбанистического синтеза — слияния архитектуры, монументальных, прикладных искусств и дизайна. Она полно­стью, раз и навсегда, утилитарна и исключительно функциональна. Она вечна в полном смысле этого сло­ва, в отличие от минутной длитель­ности существования сценической среды и часовой длительности экспозици­онной среды. Она динамична не трюковой динамич­ностью театрально-выставочной среды, а жизненно обу­словленной изменчивостью, отвечающей потребностям человека.

И все-таки, несмотря на увеличивающееся значение урбанизации, стремительное развитие городов, их расту­щую потребность в архитектурно-художественной орга­низации, не­смотря, наконец, на участившиеся попытки целенаправленного управления разнообраз­ными урба­нистическими процессами, случаи осуществления под­линного синтеза в совре­менной городской среде весьма редки и локальны. К тому же и в них «синтезаторы», как правило, обходятся без дизайна. Даже в идеаль­ном случае, например строительство го­рода Бразилия, художественно-образное, эмоциональное воздействие урбанистического уникума достигается фактически сред­ствами «чистой» архитектуры. «Фрагментарный синтез» находит воплощение лишь в росписях интерьеров и зданий Мехико (рис.15), в граффити на улицах Японии (рис.16), в декорирование типовой архитектуры в Подмосковье (рис.17), да в рисунках на асфальте в Италии (произведения городской живописи Street Painting, одного из направлений стрит арта (street art) (рис.18).

Сегодня, неоспоримо существует еще одно направление синтеза, в котором участвует дизайн системэто реклама. В бесконечном споре архитектуры и рекламы трудно искать правду. Архитектура, безусловно, претендует на лидерство. В синтезе искусств она всегда была главным, объединяющим звеном. Живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, несмотря на свою самодостаточность, служили архитектуре. Реклама— наоборот. Она не создана подчиняться, она должна удивлять, шокировать, запоминаться, а потому вынуждена затмевать. Да и вообще, рекламу нельзя отнести к искусству, особенно в традиционном его понимании, — возвышенному, одухотворенному, порой непонятному. Цель рекламы— информировать о товаре или услуге, следовательно, быть приятной и — обязательно! — понятной. Для этого она пользуется приемами и средствами искусства. Без талантливо написанного текста или искусно выполненной картинки реклама «не работает».

Для плодотвор­ного исследования про­блемы синтеза архитектуры и рекламы необходимо общепринятую трактовку искусства как специфической художественно-образной формы отражения действительности приблизить к по­нятию дизайна как деятельности, связанной с моделированием жизненных ситуаций для получения особой проектной информации. С этих позиций искусство рекламы мож­но опреде­лить как «способ моделирования жизненного опыта человека, служащий получению спе­цифической познавательно-оценочной информации, ее хранению и передаче с помощью особого рода знаковых систем (ху­дожественных языков) (рис.19).

Таким образом, нами выявлено, что:

· эмоционально-эстетическое «бытие», воздействие синтеза искусств как

Рисунок 15 Мехико. Интерьерная монументальная живопись. Роспись здания

системы неотде­лимы от социаль­но-культурных условий его существования. Значимость синтеза возрас­тает по мере усиления связи идей синте­тической системы с ее культурно-историческим контекс­том. Поэтому древние архитектурно-

· художественные ансамбли могут «вдруг» ак­туализировать свое идейно-художественное значение, а конгломераты этого значе­ния так никогда и не обретают вообще;

· ко­личество видов искусств (и соответственно произведений) должно быть необходимым и достаточ­ным для возникновения и существования целостно-структурированной среды. Она не может быть достигнута простым суммированием отдельных произведений ис­кусств. Каждое произведение, включаемое в синтез, должно обрести новые художествен­ные свойства и пере­дать эти свойства ей;

· для образцов подлинного синтеза характерна целе­сообразность (полное соответствие пре­следуемой цели) как сущностное свойство их «поведения» в качестве системы. В перспективе представляется возможным достижение идеального синтеза, с созданием «фантомологии» — дисцип­лины, обусловливающей возможность полной имитации дей­ствительности;

· синтез искусств связывает отдельные виды искусств не только композиционно, но и на более высоком уровне взаимодействия — концептуальном и стилеобразующем. Процесс проектирования всегда протекает в контексте конкретной исторической культуры, что определяет и содержательные, и формальные взаимовлияния разных видов искусства. Гармонизация форм элементов ансамбля, в т. ч. по стилистическому признаку — одно из важнейших средств синтеза искусств;

· синтез искусств — взаимодействие между собой отдельных видов художественного и проектного творчества — обязательное условие формирования подлинно гуманистической среды обитания человека. Средовой подход не только расширяет масштабные рамки синтеза искусств, — но и делает сами произведения синтеза искусств принципиально изменяемыми, ставит их в зависимость не столько от визуаль

Рисунок 16 Япония. Уличная граффити

· ной организации целого, сколько от «прагматических» факторов формирования ценностей духовной культуры;

· сама деятельность дизайнера, особенно на систем­ном уровне, синтетична и в мето­дическом отношении. Дизайн активно собирает и ассимилирует методы и средства фак­тически всех без исключения искусств — архи­тектуры и пластики, живописи и графики, литературы и музыки, кинематографа и театра;

· установки и методы дизайна все активнее проника­ют в разные виды искусства, что при­водит к возникно­вению новых его разновидностей (кинетическое искус­ство) и модифика­ции традиционных, например «дизайн-архитектуры»;

· к проблеме синтеза искусств позволителен своего рода «дизайно-центристский подход». При сравнении с широкой системой тех видов искусств, характерные художественные средства которых исполь­зуются в дизайне, последний выступает как ин­струмент синтезатор и выходит на синтез целостно-структурированной среды, удовлетворяю­щей материальные и ду­ховные потребности человека и способствующей формированию гармонично развитой личности.

Рисунок 17 Декорирование типовой архитектуры. Подмосковье






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.