Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Региональная организация тематики интерьеров






Правильное определение темы интерьера—одно из главных усло­вий достижения его оригинальности, эмоциональной выразительности и художественности. Особенно важна тематика для общего эстетиче­ского восприятия внутреннего пространства при образовании ассоциа­тивных представлений. Композиционное решение и раскрытие ведущей темы интерьера завершает конкретизацию замысла автора проекта.

Внимание к тематике при проектировании современных интерьеров особенно актуально именно сейчас, когда помимо достижения коли­чественных показателей требуется повысить и качество решений.

Из-за отсутствия методологической последовательности и система­тичности нередко возникают наблюдаемые на практике недостатки: одна и та же тема используется в решении интерьеров различного общест­венного назначения, что ведет к однообразию, банальности, противоре­чит прогрессивным народным традициям; разрабатываются случайные темы, неинтересные, лишенные внутреннего содержания и не имеющие ничего общего с конкретным интерьером и его назначением; темати­ческие названия присваиваются интерьерам общественных зданий искусственно, после того как они осуществлены в натуре — в таких слу­чаях полностью отсутствует какая-либо связь между темой и архитек­турно-композиционным решение интерьера; мало используются бога­тейшие материалы национальной культуры, традиции фольклора, мест­ные имена и названия для выявления тематики интерьеров.

Чтобы избежать случайностей, ошибок и творческих неудач, необхо­димо руководствоваться определенной системой в организации связи человек — тема — интерьер.

Решающее значение приобретают оригинальность, самобытность, разнообразие, т. е. качества, непосредственно связанные с националь­ной культурой, прогрессивными традициями народов, особенностями современной жизни — основным источником тематики интерьеров об­щественного назначения. При этом в целях устранения тематического хаоса и нивелировки целесообразно учитывать специфику не только отдельных республик, но и их составных географических и этнографи­ческих зон, имеющих свои местные особенности. Так, на территории Литвы имеются пять основных зон: Аукштайтия, Жемайтия, Дайнава (Дзукия), Ужнямуне и приморская зона Неринга. В свою очередь они подразделяются на более мелкие части, административные единицы. Все эти зоны имеют характерные черты, являются источниками ориги­нальной тематики.

Специфика отдельных зон республик, а также городов и других населенных мест является основой определения тематики интерьеров общественного назначения, которую, следовательно, можно подбирать по регионально-зональному принципу. В связи с этим возникает необ­ходимость глубоко и всесторонне уточнить весь комплекс материаль­ных и культурных особенностей каждой зоны с целью поисков харак­терного материала для тематики интерьеров. Разумеется, такая рабо­та не может быть выполнена в короткий срок, и поэтому тематика будет постепенно, по мере накопления материалов исследования, по­полняться, расширяться, приобретать все новые интересные аспекты. Этот источник тематики практически неиссякаем, как сама жизнь.

Тематический профиль интерьеров общественного назначения мо­жет быть очень различным. Кроме назначения интерьеров к основным факторам, определяющим их тематику, относятся: местоположение (этнографическая и географическая зоны), исторические и культурные традиции, особенности быта и фольклор народа.

Как показывает практика, возможны и такие интерьеры, тематику которых строго обусловливает лишь один фактор — утилитарно-быто­вая функция. Проблема тематики здесь почти отсутствует. Это в боль­шей степени касается интерьеров торговых зданий, учреждений меди­цинского назначения и бытового обслуживания. Гораздо сложнее найти тематику для таких интерьеров, назначение которых многопрофильно (культурно-просветительные учреждения, предприятия общественного питания, транспортные здания и др.). В этом случае уже возникает творческая проблема выбора темы и поисков ее композиционно-худо­жественного решения.

Тематику интерьеров общественного назначения можно свести к пяти основным группам: темы на основе фольклора и мифологии (фольклорные); темы, обусловленные конкретной местностью, истори­ей, этнографией, бытом (этнографические); темы с литературными пер­сонажами, именами литераторов, художников и т. д. (литературные); темы, связанные с характерными явлениями современности и именами современников (современные); темы, определяемые прямым утилитар­но-бытовым назначением интерьера (функционально-бытовые).

В каждой зоне можно найти материал для тематики всех пяти групп. Строгое отделение одной темы от другой при проектировании интерь­еров не всегда требуется, но в методологическом отношении позволя­ет уточнять задачи и дифференцировать композиционно-художествен­ные решения.

В отдельных зонах, районах или городах могут быть особенно силь­ны основы для какой-либо одной определяемой тематики, и архитек­тор должен не только заметить, но и оценить их применительно к прак­тике проектирования. Например, Аникшчяйский район Литвы с его древней историей и красивым пейзажем богат материалом о деятель­ности знаменитых местных писателей и поэтов, о героях их произведе­ний. То же самое можно сказать и о таких местах республики, как Велюона, Салантай, Паланга, Меркине, Сведасай и др. В приморской зоне и в южной части Литвы — Дзукии или Дайнаве — много мифологических преданий, отзвуков героического древнего эпоса. Тракай, Акуштадварис, Укмерге, Купишкис славятся историческим и ярким этнографи­ческим своеобразием. Н. Акмяне, Ионава, Электренай — населенные пункты новой индустриальной Литвы. Особенности этих районов — ценнейший материал для тематики проектируемых интерьеров обще­ственных зданий. Однако как бы ни выделялась в зоне та или другая тематическая основа, нельзя допустить, чтобы она стала монопольной в проектах интерьеров. Такая крайность привела бы к нежелательному их однообразию. Нужно использовать и другие темы. Здесь возникает вопрос о пропорциональности, о количественных соотношениях интерь­еров различных тематических групп в пределах определенной зоны. Однозначное решение этого вопроса невозможно, строгое количествен­ное ограничение той или иной тематики нецелесообразно. Все зависит от конкретных местных условий. Однако специфическая для данного места тематика, вероятно, должна более заметно выделяться среди других тем интерьеров (например, в предприятиях общественного пи­тания, культурно-просветительных учреждениях и др.).

Таким образом, доминирующая тематическая группа зоны, не исключая возможности использования и других тем, позволяет опреде­лить основное идейно-художественное содержание, эмоциональные и архитектурно-композиционные качества интерьеров общественных зданий.

При проектировании интерьеров общественных зданий для больших городов — административных, культурных и промышленных центров республиканского значения — требуется, естественно, более широкая тематика, отражающая специфику не только данного города, но и всей республики.

Чтобы повысить качество проектирования интерьеров общественных зданий, необходимо применять комплексное, принципиальное (не де­тальное) программирование тематики в республиканских масштабах по территориально-зональному принципу. Для исключения случайных дуб­лирующих композиционных решений представляется целесообразным разрабатывать схемы сети интерьеров общественного назначения с оп­ределением их принципиальной архитектурно-художественной характе­ристики и принадлежности к тематической группе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.