Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Где d — размер рассматриваемой детали, м;






L — расстояние до детали, м;

а — угловой размер детали в мин, практически принимается не меньше одной минуты, потому что меньшие детали, как дока­зал Г. Мертенс, не будут видны.

По существу, аналогичную формулу рекомендует использовать и Э. Нейферт. Оптимальные максимальные размеры произведения ис­кусства нельзя установить известными методами определения условий оптимальной видимости. Ведь увеличение изображения регламентирует­ся расстоянием, с которого может восприниматься композиция.

Если при помощи этих данных проверить интерьер вокзального ре­сторана в Шяуляе, то оказывается, что даже угол 27° (при условии, что наблюдатель сидит за столом) по отношению к сграффито выходит за пределы зала. Если же принять угол отчетливой видимости 13°, то для того, чтобы видеть сграффито в целом, потребовался бы зал вдвое ши­ре. Результатами исследования этого интерьера подтверждается, что размеры произведения монументально-декоративного искусства не со­ответствуют пространству зала и не масштабны по отношению к чело­веку, ввиду чего не достигается синтез искусств. Отрицательное значе­ние имеет и то обстоятельство, что отдельные сюжетные фрагменты и детали изображения чрезвычайно укрупнены и также немасштабны для небольшого пространства. Такое впечатление усиливается использо­ванием сильного цветового контраста в решении сграффито, а также мелким делением, раздробленностью других компонентов интерьера, особенно ажурных перегородок.

Противоположным проявлением немасштабности является использо­вание в интерьере чрезмерно уменьшенных по отношению к простран­ству произведений монументального искусства. Например, в одном из цехов бумажной фабрики им. Ю. Янониса в Каунасе площадью 80X18 м и высотой 9 м на противоположной (от входа) торцовой стене, разде­ленной на три части двумя конструктивными пилястрами, вкомпонована тематическая фреска — сграффито. Она втиснута между двумя пиляст­рами и занимает часть средней полосы стены — примерно 1/15 часть площади всей стены. Такой незначительный фрагмент на стене не про­сматривается должным образом, «теряется» в большом помещении, к тому же занятом машинами, рулонами бумаги, краном и пр. Следо­вательно, в данном случае произведение искусства не соответствует ве­личине интерьера, условиям обозреваемости и не имеет поэтому необ­ходимого эмоционально-художественного значения.

Совершенно иной масштабный эффект возможен при использовании в интерьере небольших по размеру произведений искусства и разме­щении их на уровне глаз в поле отчетливой видимости. Это способст­вует тому, что человек, не обращая большого внимания на высоту по­мещения, чувствует привычную для себя по величине окружающую среду.

При этом усиливается впечатление соразмерности элементов ин­терьера с человеком и пространством, выразительности композиции, особенно если масштабность органически соответствует назначению ин­терьера, его внутренней идее.

В условиях относительно небольших общественных интерьеров до­статочно ярко проявляется принципиальное значение соразмерности произведений монументально-декоративного искусства человеческому масштабу и размещения их в соответствии с требованиями оптимальной видимости для достижения масштабности.

Для создания привычного масштаба в общественных интерьерах, если они представляют собой значительное пространство или имеют чрезмерно большую высоту, необходимы более мелкие элементы, размеры и членения, которые были бы соразмерны человеку. Это относится и к произведениям монументально-декоративного искус­ства.

На основе результатов исследований интерьеров в натуре можно ут­верждать, что в большинстве случаев необходимая масштабность (осо­бенно с точки зрения соразмерности средств монументально-декора­тивного искусства с пространством и человеком) достигается. Однако в практике решения интерьеров можно отметить и недостатки:

· чрезмерное укрупнение форм и деталей произведений монумен­тально-декоративного искусства по отношению к масштабу пространст­ва интерьера и человеку;

· чрезмерное уменьшение форм и раздробление деталей произведе­ний монументально-декоративного искусства по отношению к масштабу пространства интерьера;

· масштабная согласованность всех элементов интерьера между собой иногда достигается без учета масштаба человека; в таком случае ин ин­терьер оказывается несоразмерным человеку и не обладает нужной масштабностью;

· достигнутая масштабность всех элементов интерьера (в том числе произведений монументально-декоративного искусства) не соответст­вует его внутренней идее, назначению, тематическому содержанию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.