Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусства




Сочетания могут быть как нюансные, так и контрастные. Большее значение имеют контрастные, поскольку человеку свойственно жела­ние к поиску сильных и ярких впечатлений, необходимых для стимуля­ции его физиологических и психологических функций. Благодаря конт­расту могут быть усилены и подчеркнуты лучшие, наиболее выразитель­ные качества интерьера. Это имеет прямое отношение к применению средств монументально-декоративного искусства в интерьере. Однако перед тем как использовать контрастирующие элементы, необходимо понять сущность тех качеств, которые мы хотим акцентировать с целью более полного выявления общего композиционного замысла.

Принцип контраста основан на том, что один предмет должен от­четливо выделяться на фоне второго. Иначе при наличии, например, двух предметов равной, силы создаются зрительные напряжения, порождаю­щие психологическую неудовлетворенность. Так, на фронтальной стене зала кафе «Паланга» в Вильнюсе кованая бронза декоративной фигу­ры стилизованного корабля имеет неяркий темно-коричневый цвет. Фо­ном для нее служит стена, покрытая серо-черной краской. На таком фо­не контур и цвет металлопластики не выявляются. Ни один из элемен­тов не доминирует над другим, и, таким образом, создается цветовая неопределенность. Поэтому представляется целесообразным проекти­ровать каждый элемент или как фон, или как предмет на фоне. При этом, разумеется, не исключается возможность органического нюансно­го слияния.

Основные свойства фона и произведения монументально-декоратив­ного искусства зависят от материала, из которого они сделаны, его фактуры и цвета (натурального или приданного искусственным путем) и освещения (наличия или отсутствия теней). Именно эти факторы влияют на первоначальный эффект от произведения искусства и его фона. Ведь человек в первую очередь замечает цвет, контуры, линии и уже затем, постепенно всматриваясь в детали, осмысливает содер­жание произведения искусства.

Только при соблюдении принципа нюансности все четыре фактора — материал, фактура, цвет, освещение — могут быть одинаковыми (одно­родными) и для фона, и для произведения монументально-декоратив­ного искусства. В этом случае произведение искусства может почти не выделяться на фоне, быть мало заметным или незаметным и таким об­разом не оказывать требуемого эмоционально-художественного воз­действия.

Это подтверждает и практика. Так, в круглом зале кафе «Дайнава» в Друскининкае на декоративной газобетонной стенке высечен темати­ческий рельеф. Материал стенки белого цвета, фактура ровная, осве­щение рассеянное, общее с залом. Следовательно, материал, цвет и ос­вещение стенки — фона и произведения искусства — одинаковые. Такое решение основано на принципе нюансности, тем более что рельеф не глубокий, мало выделяется на фоне стенки, которая расположена меж­ду залитыми светом сплошными стеклянными стенами и также находит­ся в нюансном сочетании с остальными композиционными компонента­ми интерьера (см. рис. 1).



Несмотря на достаточно большие размеры, малозаметное произве­дение монументального искусства ввиду неконтрастности не смогло при­дать интерьеру нужный эмоциональный колорит, соответствующий его тематике и назначению.

Сплошной рельеф на фронтальной стене лестничной клетки столо­вой-ресторана в городе Укмерге не глубокий, белого цве­та, бессюжетный, чисто декоративный. С одной стороны его освещает дневной свет через остекление лестничной клетки, с другой — рельефная стена упирается в перпендикулярно поставленную глухую белую стену. Контрастирующих элементов нет, незначительная рельефность поверхности декоративного панно мягко выделяется благодаря лишь бо­ковому освещению. Однако в этом случае такая нюансная трактовка ком­позиционных элементов лестничной клетки оправдывается, соответствует функциональному назначению и простоте отделки этой части здания. Панно органически сливается с общей структурой лестничной клетки.

И все же в тех случаях, когда применен принцип нюанса, существуют незначительные элементы контраста. Они иногда нужны для создания очень тонкого эффекта, мало заметной декоративности и иллюзор­ности.

Контрастом, хотя и незначительным, часто служит фактурная поверх­ность стен, на которой благодаря освещению возникают тени, контра­стирующие по отношению к светлой части стены и выявляющие рельеф поверхности. Примерами подобного решения могут служить боковые стены главного зала Дома архитектора в Москве, керамическая стенка эстрады в ресторане «Шальтинелис» в Вильнюсе, барельефная стена пассажирского зала аэропорта в Каунасе.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал